Особенности развития рынка аудиторских услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 07:05, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рынка аудиторских услуг в России идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно, российские аудиторы набирают опыт, нарабатывают так необходимую интуицию, а, соответственно, растет и доля прогрессивных российских аудиторских фирм на рынке.
Проблема развития рынка аудиторских услуг в России является актуальной, поэтому мною была выбрана именно эта тема для курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является выявление этапов формирования аудита и анализ вопроса развития рынка аудиторских услуг в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы становления аудита в России…………………………..4
Сущность и содержание аудита…………………………………….4
Этапы развития аудита в России………………………………….12
Глава 2. Особенности развития рынка аудиторских услуг в России….18
2.1. Анализ состояния рынка аудиторских услуг в России…………….18
2.2. Основные тенденции развития рынка аудиторских услуг………...25
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………....30

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит - копия.docx

— 84.49 Кб (Скачать файл)

Обязательный аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Инициативный аудит — это аудит, проводимый по инициативе руководства аудируемой организации. Основное отличие обязательного аудита от инициативного состоит в том, что первый проводится в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ, второй — по желанию заказчика услуг аудитора.

  1. По объектам аудита различают:
  • банковский аудит;
  • аудит страховых организаций;
  • аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов;
  • общий аудит;
  • государственный аудит.

На все эти виды аудита (кроме государственного) аудитором  необходимо иметь соответствующие  аттестаты.

  1. В зависимости от назначения аудит делится на следующие виды:
  • аудит финансовой отчетности – представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета;
  • налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики;
  • аудит на соответствие требованиям – это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам;
  • ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ;
  • управленческий аудит – это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии;
  • аудит хозяйственной деятельности – проверка эффективности работы или административного управления организации, преследует такие цели, как оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.
  • специальный аудит (операционный, экологический и др.) – это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
  1. По времени осуществления различают первоначальный, согласованный и оперативный аудит.

Первоначальный аудит  проводится аудитором впервые для  данного клиента.

Согласованный аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

  1. По характеру проверки различают:
  • подтверждающий аудит – проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
  • системно ориентированный аудит – аудиторская  экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля;
  • аудит, базирующийся на риске – концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском.

1.2. Этапы развития аудита  в России

Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в XIX в. в акционерных обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только специалист, не зависимый от фирмы.

Необходимо отметить, что  потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной  информации со стороны ее составителей  в случае конфликта между ними  и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий  принимаемых решений (а они  могут быть весьма значительными)  от качества информации;

3) необходимость специальных  знаний для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей  информации доступа к ней для  оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых  экспертов, имеющих соответствующую  подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

В России аудиторская  деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились  сравнительно недавно в связи  с экономическими преобразованиями в стране. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю.А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом. Одной из причин, по-видимому, явилось отсутствие экономических условий, юридических гарантий деятельности, развития рыночных отношений.

 В СССР аудит не существовал, поскольку развивалась только государственная форма контроля в форме ревизии. При Министерстве финансов действовали специальные КРУ – контрольно-ревизионные управления. Они проводили проверки министерств, ведомств, организаций и предприятий. Ревизия – обследование чьей-либо деятельности для установления правильности и законности действий. Ревизоры существовали в каждом министерстве и ведомстве. Проводимые проверки отличались скрупулезностью и имели важные последствия для проверяемых должностных лиц.

Четвертая попытка, предпринятая в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, оказалась, как показала практика, наиболее успешной.

Становление и  развитие аудита в России прошло несколько  этапов.

Первый этап (1987—1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987— создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой — стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 – 1993 гг.).

 Фирма «Инаудит», созданная на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР, стала первой аудиторской фирмой в России с 1987 года. Основным ее преимуществом перед хозрасчетными группами при КРУ было использование опыта зарубежных стран по осуществлению аудиторских проверок, имеющих давнюю историю.

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» — август 2001 г.) — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1996 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов.

Была начата и  проводилась работа по аттестации аудиторов  и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. 

В этот период после принятия законов  «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  в стране стали появляться различные  коммерческие структуры, в том числе  и аудиторские фирмы. Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы, следует отметить такие фирмы, как «Контакт» и «Руфаудит».

В учредительных документах этих фирм было предусмотрено проведение проверок финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий любых  организационно-правовых форм собственности  с целью подтверждения достоверности  и реальности их финансовой отчетности. То есть были заложены основы аудита и  его цели, соответствующие международным  принципам аудиторской деятельности.

За период 1994—2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) МФ РФ было выдано 23600 лицензий лицензиатам (в том числе аудиторским организациям — 14700 и индивидуальным аудиторам — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов, аудиту страховщиков — 266.

За тот же период ЦАЛАК  МФ РФ утверждено к выдаче почти 36500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 249001.

За период 1996—2000 гг. было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составлявшие методологическую основу российского аудита.

Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ). Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

Четвертый этап развития аудита в Российской Федерации (с 1 января 2009 г. по настоящее время) берет свое начало с принятия закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. Данный этап характеризуется становлением аудита на условиях саморегулирования.

Под влиянием меняющихся экономических  условий в РФ менялись цели и методы осуществления современного аудита (табл. 1.2.1.) [13].

Таблица 1.2.1.

Эволюция целей и методов  современного этапа развития Российского  аудита.

Периодизация

Характеристика этапа

Понимание цели аудита и  используемые методы аудита

1-й этап (1987г.-1993 г.)

Создание первых аудиторских  организаций различных форм собственности в том числе с участием государства. Отсутствие нормативно-правовой базы

Приоритет целевых установок  финансового контроля. Использование методов комплексной ревизии и финансового контроля

2-й этап (декабрь 1993 г. - август 2001 г.) - становление аудита

Становление аудита как сферы  профессиональной деятельности. Формирование основ нормативно-законодательной базы. Создание профессиональных общественных организаций

Целевая направленность на снижение налоговых рисков. Преимущественное использование методов ревизионного и налогового контроля

3-й этап (август 2001 г. - декабрь  2008 г.) - реализация жесткой модели  государственного регулирования

Принятие Закона «Об аудиторской  деятельности» №119-ФЗ. Признание национальных стандартов аудита как базы Определение роли профессиональных организаций аудита

Переориентация целей  в соответствии с требованиями национальных стандартов. Стандартизация процессов проверки и контроля качества аудита

4-й этап (с 1 января 2009 г.  по настоящее время) - становление  аудита на условиях саморегулирова-ния

Принятие Закона «Об аудиторской  деятельности» №307-Ф3. Официальное признание международных стандартов аудита. Определение миссии и общественной значимости аудита

Трансформация целей под  влиянием потребностей пользователей  финансовой отчетности, совершенствование международных и национальных стандартов. Направленность методов аудита на выявление и оценку аудиторского риска


Таким образом, рассмотрев данную главу, можно прийти к выводу, что аудит представляет собой функциональную науку о методах и приемах независимого финансового контроля. Он взаимосвязан с такими функциональными науками, как бухгалтерский учет (финансовый и управленческий), анализ хозяйственной деятельности по данным учета и отчетности, оперативное управление (регулирование, координация и мониторинг планов), финансовый контроль, включая разные его формы.

Аудит как наука представляет собой систему знаний о методах и приемах независимого финансового контроля.

Аудит как практика — вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учета и оценке бухгалтерской финансовой отчетности. Следовательно, именно принцип независимости определяет основную сущность аудита, этим он отличается от других видов контроля и является самостоятельной научной дисциплиной и практикой.

Становление и развитие аудита прошло в четыре этапа:

  1. 1987-1993 гг. – создание первых аудиторских организаций различных форм собственности;
  2. декабрь 1993 г. – август 2001 г. – становление аудита как сферы профессиональной деятельности;
  3. август 2001 г. – декабрь 2008 г. – реализация жесткой модели государственного регулирования;
  4. с 1 января 2009 г. по настоящее время – становление аудита на условиях саморегулирования, определение миссии и общественной значимости аудита.

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности развития рынка аудиторских услуг в  России

2.1. Анализ состояния современного  рынка аудиторских услуг в  России

Развитие рынка  аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся  интеграции российских компаний в мировую  экономику требования, предъявляемые  компаниями к уровню и качеству аудиторских  услуг, растут. Одновременно увеличивается  и претерпевает значительные изменения  рынок аудиторских услуг в  России.

В целях проводимого анализа  воспользуемся данными, приведенными на официальном сайте Минфина России [21].

Таблица 2.1.1.

Количество аудиторских организаций  и аудиторов в РФ

 

На 1.01.09

На 1.01.10

На 1.01.11

На 31.12.11

Имеют право на осуществление  аудиторской деятельности - всего, тыс.

6,9

4,3

6,1

6,2

   в том числе:

       

    аудиторские организации

6,2

3,7

5,2

5,2

    индивидуальные  аудиторы

0,7

0,6

0,9

1,0

    аудиторы –  всего, тыс.

8,4

18,3

26,3

26,8

      из них:

       

сдавшие упрощенный  квалификационный экзамен

х

х

х

1,1

Информация о работе Особенности развития рынка аудиторских услуг в России