Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:04, отчет по практике
Отражение хозяйственных операций на забалансовых счетах. Ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности.
Глава 1. Учетная политика и организационная система документооборота в ОАО «АВТОВАЗ» 2
1.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 2
1.2. Общие вопросы Учетной политики 7
1. 3. Система документооборота на ОАО «АВТОВАЗ». 11
1.3.1 Внесение исправлений в первичные учетные документы 11
1.3.2 Хранение первичных учетных документов 12
Глава 2. Организация бухгалтерского учета материально – производственных запасов на ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.1 Учет поступления материально – производственных запасов. 14
2.2 Учет выбытия материально – производственных запасов 20
2.3. Инвентаризация материально – производственных запасов 23
Глава 3. Экономический анализ и аудит материально –производственных запасов в ОАО «АВТОВАЗ» 28
3.1. Анализ материально – производственных запасов 28
3.2. Аудит материально – производственных запасов 30
Список используемой литературы 36
Приложения………………………………………………………………….…..39
Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:
- оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально ответственными лицами;
- систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
- осуществление бухгалтерией движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения;
- систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером предприятия. Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Кладовщик заполняет графы прихода, расхода и остатка материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов.
Доставку материалов на склад может осуществляться представителями АВТОВАЗа на основании доверенности. Доверенность выдает экспедитору бухгалтерия под расписку в журнале учета выданных доверенностей.
При сдаче экспедитором материалов на склад, материально-ответсвтенное лицо, при отсутствии расхождений между поступившим грузом и сопроводительными документами, выписывает приходный ордер (Приложение 1). На документах поставщика (счет-фактурах, товарно-транспортных накладных) заведующий складом проставляет штамп с теми же реквизитами, что и в приходном ордере. При несоответствии показателей сопроводительных документов поставщика фактическому наличию поступивших материалов (недостача, излишек, пересортица) или при поступлении материалов без сопроводительных документов (неотфактурованная поставка) руководителем предприятия назначается комиссия, которая составляет акт о приеме материалов. Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию и служит основанием для расчета сумм недостач и излишков; второй поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о предоставлении платежного документа на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера, т.к. акт является одновременно и приходным документом и основанием для уточнения расчетов с поставщиками.
Если перевозку осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 3-х экземплярах:
Первый – поставщику для списания ценностей;
Второй – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей;
Третий – для предъявления в банк на оплату.
Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной.
Поступления материалов на склад при внутреннем перемещением материалов передачи со склада на склад, возврат цехами на склад неиспользованных материалов, сдача отходов производства или отходов от ликвидации основных средств требованиями-накладными (Приложения 2 - 4), которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.
Выбытие материалов связано со следующими фактами хозяйственной жизни:
Расходами на производство;
Безвозмездной передачей;
Продажей;
Передачей в качестве вклада в уставный капитал;
Расходами в результате стихийных бедствий и экстремальных ситуаций, а также на ликвидацию последствий стихийных бедствий и экстремальных ситуаций;
Выявленной недостачей.
Для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а так же для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска функциональные подразделения предприятия (отдел маркетинга или плановый отдел) выписывают лимитно-заборную карту (Приложения 5). Лимитно-заборная карта заполняется в двух экземплярах сроком на один месяц (могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами и фактический отпуск). Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца передают производственным подразделениям (цеху, участку), второй – складу.
Сверхлимитный отпуск на производстве или замены материалов одних видов другими допускается только по разрешению руководства предприятий и оформляется сигнальным документом – требованием. При однократном отпуске материалов на хозяйственные и прочие нужды применяется требование. Выписывается в двух экземплярах.
При перевозке
материалов автотранспортом вместо
накладной применяется товарно-
Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки расхода материалов. С этой целью представители цехов получателей расписываются в получении материалов в самих карточках которые здесь являются оправдательными документами.
В таблице 2 (Приложение 7) показаны операции по учету выбытия материалов.
Пунктом 16 ПБУ 5/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 N
156н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н) определено,
что при отпуске материалов в
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости
первых по времени
Метод списания материалов по себестоимости каждой единицы удобен для применения в случаях, когда организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы, причем цены на них остаются достаточно стабильными в течение длительного периода. В этом случае учет ведется по каждой партии материалов отдельно, и списываются материалы именно по тем ценам, по которым они приняты к учету.
Метод списания МПЗ по
средней себестоимости
Стоимость материалов, списанных в производство, определяется умножением их количества на среднюю себестоимость. Стоимость остатка на конец месяца определяется умножением количества материала на остатке на среднюю себестоимость. Таким образом, средняя себестоимость единицы материалов может изменяться от месяца к месяцу. Сальдо по счетам учета МПЗ отражается по средней себестоимости.
Метод ФИФО (от английского First In First Out) еще называют моделью конвейера. В соответствии с пунктом 19 ПБУ 5/01 данный метод основан на допущении, что материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока полностью не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения [31].
В том случае если первые по времени приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ФИФО приводит к следующему результату - материалы списываются в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции ниже и прибыль выше.
Если цены на материалы имеют тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль будет уменьшаться.
В литературе предложено
два способа определения
1. Сначала списываются материалы по стоимости первой приобретенной партии, если количество списанных материалов больше этой партии, списывается вторая и так далее Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).
2. Определяется остаток
материалов на конец месяца
по цене последних по времени
приобретения. Стоимость материалов,
списанных в производство, определяется
вычитанием полученной
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ОАО «АВТОВАЗ» обязан проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
С целью организации
текущего контроля за сохранностью запасов,
оперативного выявления возможных
расхождений между данными
Порядок проведения проверок,
в том числе определение
При организации работы по проведению инвентаризации проверок запасов необходимо учитывать структуру складского хозяйства, где склады (кладовые) подразделений организации могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учетных единиц. В отдельных подразделениях организации склады (кладовые) могут отсутствовать.
Отнесение складов к самостоятельным ученым единицам определяется руководителем организации по представлению главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате должности главного бухгалтера).
В подразделениях организации, склады (кладовые) которых не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация запасов на таких складах (кладовых) производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства (незавершенного строительства) в данном подразделении.
Учитывая большой объем указанных работ, их специальный характер, в организации могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.
Бухгалтерская служба организации обязана:
По результатам инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба.
Порядок учета инвентаризационных разниц.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:
излишки запасов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится:
а) в коммерческих организациях - на финансовые результаты;
б) в некоммерческих организациях - на увеличение доходов;
суммы недостач и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя договорную (учетную) цену запаса и долю транспортно - заготовительных расходов, относящуюся к этому запасу. Порядок расчета указанной доли устанавливается организацией самостоятельно.
В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счетов учета запасов - в части договорной (учетной) цены запаса и дебету счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счета "Отклонение в стоимости материалов" при использовании в учетной политике организации счетов заготовления и приобретения материалов или соответствующего субсчета к счетам учета запасов в части доли транспортно - заготовительных расходов.