Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 13:35, отчет по практике
Общая цель преддипломной практики - получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности ОАО «Сбербанк России» с целью дальнейшего применения этих знаний для написания дипломного проекта в соответствии с выбранной темой дипломной работы.
Объектом исследования является деятельность ОАО «Сбербанк России» .
Предмет исследования - организация системы бюджетирования на примере ОАО «Сбербанк России».
Информационной базой исследования послужила бухгалтерская отчетность ОАО «Сбербанк России» за 2009-2011гг.
Введение
1 Организация документооборота и порядок оформления кассовых и расчетных операций в ОАО «Сбербанк России»
1.1 Краткая характеристика ОАО «Сбербанк России»
1.2 Организация документооборота при осуществлении кассовых операций, порядок отражения операций
2 Сущность и значение кассового и расчетного обслуживания
2.1 Особенности организации кассовой работы в кредитном учреждении
2.2 Структура кассового подразделения кредитного учреждения
2.3 Понятие оформления и приема расчетных операций в ОАО «Сбербанк России»
Заключение
Обычно если имеет место односторонний процесс передачи денег участником рынка банку, то налицо пассивная операция. Если имеет место процесс передачи денег банком другому участнику рынка в виде кредитов или в виде оплаты каких-то рыночных ценностей (активов), то это есть активная операция.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, а законным платежным средством на всей территории всей страны является рубль, который обязателен к приему по нарицательной стоимости [5] .
Также допускается использование и иностранной валюты в качестве платежного средства, но только в тех случаях, порядке и на условиях, которые определенных в законе или в порядке, установленном им.
Безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода.
В ОАО «Сбербанк России» производятся расчеты пластиковыми карточками. Кредитной карточкой называется платёжно-расчётный документ, который выдается банком своим вкладчикам для оплаты ими приобретаемой продукции и услуг. Пластиковые карточки представляют собой пластиковую карту с указанием на ней имени владельца, номера или шифра присвоенного ей, также содержит образец указание срока действия и его подписи.
Современные кредитные карточки могут выпускаться с запрессованным микропроцессором и имеют большую емкость памяти, именно поэтому они могут регистрировать не только все финансовые операции владельца, но и оперативно вносят изменения в положение его счёта в банке и др. Приобретая продукцию или желая получить наличные денежные средства, держатель пл.карточки предъявляет её компьютерному устройству банка или магазина, при этом давая команду о быстрой оплате. Кредитные карточки применяются в России для обслуживания российских и иностранных граждан.
Дебитной карточкой называется платёжно-расчётный документ, который выдает банк своим вкладчикам для оплаты приобретаемой ими продукции, услуг или для получения наличных денежных средств в банкоматах.
В отличие от кредитных карточек дебитные карточки могут иметь закодированную сумму счёта владельца карточки. Оплата по таким карточкам осуществляется с помощью прямого списания со счёта плательщика денежных средств из суммы, которая закодирована на магнитной полоске карточки. Именно поэтому дебитные карточки не позволяют их владельцам оплачивать покупки при отсутствии денег на их счёте в банке.
Дебитные карточки можно использовать как средство доступа к счетам вкладчиков. Внедрение коммерческим банком такой системы выполнения операций обеспечивает переход к качественно более высокому уровню расчетного обслуживания клиентов.
Наиболее эффективными сферами применения клиринга являются межбанковские расчеты в системе Банка России, обслуживание экономически и технологически взаимозависимых организаций, которые осуществляют, строчные однотипные сделки в валюте или по обмену свободными остатками средств и регулярно повторяющиеся взаимные перечисления денег.
На сегодняшний день идея клиринговых расчетов реализована при обслуживании валютных сделок и при формировании национальных и региональных клиринговых сетей и центров.
Предпринимаются практические действия по организации клиринга через крупные банки и клиринговые центры. ЦБ РФ подготовил документ о лицензировании коммерческих клиринговых центров.
Чаще всего, банки предлагают услуги по организации взаиморасчетов по следующим секторам:
В первый сектор включены безналичные расчеты, в т.ч. клиринг для юридических лиц, который не являются финансово-кредитными организациями. Применение клиринга позволяет хозяйственным структурам решать проблему дефицита в оборотных средствах.
Во второй сектор входят безналичные расчеты, в т.ч. клиринг для бюджетов разных уровней, куда входит их казначейское исполнение. Клиринг превращает бартер и взаимозачеты в денежные расчеты.
Третий сектор включает межбанковские расчеты, в т.ч. межбанковский клиринг, который включает функции расчетного банка по операциям с банковскими картами.
В четвертый сектор входят межбанковские расчеты, в т.ч. межбанковский клиринг, для банков, которые расположены в государствах с мягкими валютами.
Клиринг является одним из высокоэффективных банковских инструментов, который необходим для решения проблемы неплатежей и сокращения негативных явлений в экономике страны, которые возникают из-за нехватки оборотных средств.
Клиринг - это способ исполнения бюджета, при котором не может произойти расходный платеж (финансирование бюджетной организации) без поступления платежей в доход бюджета. Система клиринговых платежей и расчетов, выполняемая по правилам Банка России и используемая Биржей, гарантирует, что платежа с клирингового счета без соответствующих поступлений на клиринговый счет быть не может.
Клиринговые расчеты выполняются по поручению Биржи Расчетной Палатой по лицензии выданной Банком России.
Клиринг, выполняемый Расчетной Палатой может:
- Значительно уменьшить общую сумму обращающихся платежных средств (до 1,5 % от объема всех платежей), а в исключительных случаях с нулевыми остатками средств на счетах.
- Упростить, ускорить и удешевить безналичные расчеты.
- Позволить сохранить имеющиеся
денежные средства на
- Дать возможность
- Позволить осуществить
Заключение
Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банка на соответствующих счетах на договорных условиях. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию. Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В настоящее время прием наличных денежных средств кассами банка производится на основании Положения ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 01 октября 2002 года №199-П.
Выбор клиентом коммерческого банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания от качества работы банка клиенты» любого банка.
В течение 2010 года ОАО «Сбербанк России» продолжал повышать собственную ресурсную базу с помощью прихода новых клиентов и увеличения ассортимента депозитных ресурсов. Однако в общей сумме банковских ресурсов на долю собственных средств приходится на начало 2009 года – 62,4 %; на 2010 год – 64,8 %, и на 2011 г. – 68,1 %, а на долю привлеченных 36,5 %; 34,3% и 31,4% соответственно. Это говорит о том, что собственные средства банка 2011 года увеличились по сравнению с 2010 годом на 2,4%, а привлеченные сократились на 2,8 %. Среднесписочная численность работников кредитной организации выросла с 204 работников в 2008 году до 2010 человек в 2011 году.
Фонд заработной платы также повысился в 2008 году он составил 28082233,7 руб., в 2009 году – 30872859,2 руб., а в 2011 году – до 33663479,4 руб. это на 2790620,2 руб. больше чем в 2010 году.
ОАО «Сбербанк России» совершает кредитно-расчетные операции в рублях и ин.валюте: привлечение и размещение денежных вкладов, депозитов, и кредитов по соглашению с заемщиком; осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов, а также кассовое их обслуживание; открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов; выдача поручительств, гарантий и других обязательств за 3-их лиц, которые предусматривают исполнение в денежном выражении; привлечение и размещение средств и др.
Число клиентов по размеру среднедневного остатка средств в 2011 г. в ОАО «Сбербанк России» составляет 1378 ед., общий объем среднедневных остатков средств на счетах данного филиала составил 98114,3 тыс. рублей, кредитовый оборот по счетам клиентов – 38811103,9 тыс. рублей.
По состоянию на 1 ноября 2011 года в филиале открыто 53 бюджетных счета.
В настоящий момент среди клиентов ОАО «Сбербанк России» имеются представители таких групп как: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес. Основную часть клиентов составили представители малого бизнеса.
Количество крупных клиентов в 2011 г. составило 3, объем остатков средств за день, в среднем, на счетах составил 20094 тыс. руб., кредитовый оборот по счетам клиентов равен 17319856 тыс. рублям.
Средний бизнес представляется организациями разных секторов экономики. Обороты в сумме за 2011 год по счетам данной группы составили 6033865,5 тыс. рублей, годовые среднедневные остатки 30 665 тыс. рублей.
В ОАО «Сбербанк России» документооборот в основном может быть осуществлен двумя путями: через расчетно-кассовый центр Банка России или поступает прямо на корр. счет другого банка.
Также в дипломной работе рассматриваются предложенные направления по совершенствованию расчетно-кассовых операций в ОАО «Сбербанк России».
Внедрение электронного документооборота дает возможность сильно сократить период прохождения платежей, благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше.
В настоящее время расчетно-кассовое обслуживание организаций в ОАО «Сбербанк России» находится на том уровне, где находятся многие коммерческие банки города.
3 Анализ работы ОАО «Сбербанк России»
Важным является прогноз объема оказанных услуг при оценке точности большинства бюджетов наличных денег. Этот прогноз основан на результатах оценки внутренней информации, оценке внешней информации и вместе одновременно. В первом случае менеджерам Московского индустриального банка предложено провести анализ объема продаж на ближайший период. Эта оценка группируется по конкретным видам услуг банка. Далее прогнозы по объемам оказываемых услуг объединяют по их видам в одну общую оценку объема реализации банковских услуг. Главным недостатком этой оценки внутренней информации является то, что прогноз может получиться достаточно недальновидным. Обычно не учитывается серьезная тенденция в конъюнктуре отрасли, а иногда и в экономике в целом.
Для того, чтобы определить объем оказываемых ОАО «Сбербанк России» услуг, сначала необходимо проанализировать структуру клиентской базы.
Рассмотрим динамику количества юридических лиц, обслуживаемых в данном отделении ОАО «Сбербанк России».
Таблица 1
Анализ динамики количества
Годы
|
Количество юридических лиц
|
Абсолютный Прирост |
Темпы роста к предыдущему году, %. |
2009 год 4 |
698 |
---- |
---- |
2010 год |
850 |
152 |
82 |
2011 год |
1125 |
275 |
75,4 |
На основании таблицы 2 видно, что происходит увеличение обслуживания корпоративных клиентов в Московском индустриальном банке. Так, в 2009 году число клиентов было 698 компаний и организаций, в 2010 году их количество выросло на 152 и составила 850 организаций. За 2011г. численность выросла на 275 и достигла 1125 компаний и организаций (см. рисунок 4).
Рисунок 4 Количество юридических лиц 2009 - 2011 гг.
В 2010 году темп роста составил 82%, за 2011 год - 75,4%. Это было связано с ужесточением конкуренции среди коммерческих банков в сфере привлечения корпоративных клиентов.
Далее необходимо исследовать структуру корпоративных клиентов ОАО «Сбербанк России» с целью выявления операций, наиболее привлекательных для них.
Таблица 2 Структура клиентов 2009-2011 гг.
Наименование |
2009 год |
|
2010 год |
2011 год | |||
кол-во клиентов |
Уд. Вес %. |
Кол-во клиентов |
Уд. Вес % |
Кол-во клиентов |
Уд. вес % | ||
1.Количество клиентов, получающих услуги по расчетно-кассовому обслуживанию |
572 |
81,95 |
693 |
81,53 |
886 |
78,76 | |
2.Количество кредитуемых клиентов
|
88 |
12,6 |
55 |
6,47 |
47 |
4,18
| |
3.Количество клиентов, имеющих валютные счета
|
33 |
4,73 |
92 |
10,82 |
181 |
16,09 | |
4.Количество клиентов, получающих услуги по инкассации |
5 |
0,72 |
10 |
1,18 |
11 |
0,97 | |
Итого: |
698 |
100% |
850 |
100% |
1125 |
100% |
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»