Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:46, отчет по практике
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию первичных учётных документов и показать их значение при организации бухгалтерского учёта на предприятии.
- составление первичных документов
- рассмотреть классификацию первичных учётных документов.
- показать существующие формы первичных учётных документов
- охарактеризовать систему документооборота первичных учётных документов.
Введение………………………………………………………………………....…3
Понятие первичных учетных документов,их значение……….……….....…4
Сроки и порядок составления документов………………...…………….…...5
Классификация первичных учётных документов…………………………..7
Форма первичных учётных документов…………………………………......9
Документооборота первичных учетных документов…………………......11
Первичные документы на примере предприятия........................................13
Заключение………………………………………………………………….…..20
Список литературы………………………………………………………...….22
Приложения………………………………………………………………….....23
4) обработка документа в бухгалтерии:
• таксировка, или расценка,
предусматривает перевод
• группировка — подбор документов, однородных по экономическому содержанию (приход ТМЦ и расход ТМЦ);
• котировка — указание
в первичном документе
5) сдача документов в архив на хранение после составления по ним учетных регистров. Требования главного бухгалтера к порядку оформления операции и представления в бухгалтерию или на вычислительные установки необходимых документов и сведений обязательны для всех подразделений и служб организации. Пунктом 3 статьи 9 закона «О бухгалтерском учёте» установлено, что перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Согласно п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности, оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
Практическая часть.
Рассмотрим основные
виды первичных учетных документов,
применяемых в коммерческой деятельности
предприятия “Весьегонский
Требование-накладная (форма № М-11) — применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами; накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй — принимающему складу для оприходования ценностей; этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака; накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
Образец требование-накладная,
Счет-фактура – составляется при совершении операций на реализации товаров, готовой продукции и др. имущества предприятия.
Счет-фактура является важным формальным документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. Наличие счета-фактуры и правильное его заполнение является необходимым условием для вычета либо возмещения НДС. Ведь в соответствии со статьей 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Таким образом, законодатель фактически возложил на покупателя контроль за продавцом по двум направлениям:
1) составление счета-фактуры в установленном порядке;
2) выставление счета-фактуры в установленном порядке.
Причем в таком контроле заинтересован именно покупатель, поскольку только его экономические интересы будут ущемлены в случае выявления налоговым органом нарушений установленного порядка.
Формальные признаки правильно заполненной счета-фактуры.
Эти признаки указаны в Налоговом кодексе РФ и в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила):
1) у покупателя должен быть в наличии оригинал счета-фактуры.
2) должны быть заполнены все обязательные реквизиты счета-фактуры, установленные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Это:
- порядковый номер и дата выписки счета-фактуры.
Порядок нумерации счетов-фактур (в отличие от отмененного постановления Правительства РФ от 29.07.96 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость") Правилами не установлен. Поэтому организации могут нумеровать счета-фактуры по своему усмотрению;
- наименование, адрес
и идентификационные номера
- наименование и адрес
грузоотправителя и
Наименование продавца, грузоотправителя, грузополучателя и покупателя, а также место нахождения покупателя и продавца должны быть указаны в соответствии с их учредительными документами. Вместе с тем для грузоотправителя (если продавец и грузоотправитель не одно и то же юридическое лицо) может быть указан фактический адрес, а для грузополучателя приводится почтовый адрес.
- номер платежно-расчетного документа.
Он ставится в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- наименование поставляемых
(отгруженных) товаров (
- количество (объем) поставляемых
(отгруженных) по счету-
- цена за единицу
измерения по договору (контракту)
без учета налога, а в случае
применения государственных
- стоимость товаров
(работ, услуг) за все
- налоговая ставка;
- сумма налога, предъявляемая
покупателю товаров (работ,
При реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых в соответствии со статьей 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)" (пункт 5 статьи 168 НК РФ);
- стоимость всего количества
поставляемых (отгруженных) по счету-
- страна происхождения товара;
- номер грузовой таможенной декларации.
Свободные строки подлежат обязательному прочерку (пункт 2.9 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.83 N 105).
3) счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером.
Разрешается также подписывать счет-фактуру иным должностным лицам организации, но в этом случае таковые лица должны быть перечислены в приказе по организации.
Если руководитель организации на основании подпункта "г" пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учета" ведет бухгалтерский учет лично, то счет-фактура может выставляться без подписи главного бухгалтера (постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.02 N 58/02).
Факсимильные оттиски подписей в счете-фактуре абсолютно неприемлемы, поскольку они не могут удостоверить подлинность счета-фактуры.
4) счет-фактура, выставленный до 01.01.02, должен быть заверен печатью организации. После указанной даты, в связи с изменениями, внесенными в пункт 6 статьи 169 НК РФ, оттиск печати на счете-фактуре не является обязательным.
5) в счете-фактуре не должно быть подчисток и помарок.
В соответствии с пунктом 29 Правил не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки.
Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Счета-фактуры должны составляться при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Не составляются они по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ.
Сроки предоставления счет – фактур.
В силу пункта 3 статьи 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара
Вместе с тем для отдельных отраслей, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя, допускается составление счетов-фактур в соответствии с условиями договора поставки, заключенного между продавцом и покупателем товаров, актами сверки осуществленных поставок и выставление счетов-фактур покупателям одновременно с платежно-расчетными документами, но не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом необходимо иметь в виду, что составление счетов-фактур и регистрация их в книге продаж должны производиться в том налоговом периоде, в котором состоялась реализация этих товаров в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения.В целом, нужно стараться придерживаться следующего порядка составления и предоставления покупателям счетов-фактур:
- счет-фактура составляется в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания;
- счет-фактура выдается покупателю в кратчайшие сроки, но никак не позднее окончания соответствующего налогового периода по НДС (в самом крайнем случае - не позднее 19 числа месяца, следующего за налоговым периодом) - для того, чтобы покупатель мог правомерно учесть НДС в расчетах. В заключение следует отметить, что до сих пор встречаются случаи, когда организации в целях получения предоплаты за товар (продукцию, работы, услуги) выставляют покупателям не счет, а счет-фактуру. Это не верно, поскольку в этом случае счет-фактура должен составляться только после получения аванса (предоплаты) и именно тогда он регистрируется в книге продаж (пункт 18 Правил).
Платежное поручение
Платежное поручение - расчетный документ, содержащий поручение организации обслуживающему ее банку о перечислении денег на счет того лица, которому организация желает их выплатить.
Платежное поручение действительно в течение 10 дней, не считая дня его выписки.
Приходный кассовый ордер – Наличные деньги поступают в кассу организации:
с банковских счетов организации
от покупателей (выручка от продаж)
от подотчетных лиц (возврат неиспользованных сумм)
в оплату за денежные документы
от сотрудников организации (возврат займов, возмещение ущерба)
от учредителей (внесение уставного капитала) и т.д.
Операции по поступлению денежных средств в кассу оформляются унифицированным первичным документом - Приходным кассовым ордером (форма КО-1). Бухгалтер выписывает (оформляет на компьютере) 1 экземпляр приходного кассового ордера. Отрывную часть (квитанцию) необходимо заверить печатью и выдать лицу, внесшему деньги в кассу.
Деньги, которые поступают
в кассу как выручка за товары,
работы, услуги нужно оформлять с
применением кассового
Расходный кассовый ордер.
Выдача денег из кассы предприятия осуществляется по расходному кассовому ордеру (унифицированная форма № КО-2). В расходном кассовом ордере должны быть заполнены следующие обязательные реквизиты:
- наименование предприятия и структурного подразделения, а также коды предприятия по ОКПО и структурного подразделения;
- регистрационный номер и дата выписки расходного ордера;
- номер корреспондирующего счета, субсчета;
Расходный кассовый ордер должен быть подписан главным бухгалтером; он также должен содержать распорядительную подпись руководителя организации или лица на то уполномоченного письменным распоряжением руководителя.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир должен потребовать предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записать наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и получить расписку получателя.
На предприятии выдача денег может производиться по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца.