Понятие и задачи бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

В процессе бухгалтерского учета решаются следующие задачи, сформулированные в Федеральном законе “О бухгалтерском учете” (ст. 1, п. 3):
Формирование полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям и т.д.), а также внешним (инвесторам, поставщикам, покупателям, кредиторам, налоговым органам и т.д.).
Обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных фактов и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Вложенные файлы: 1 файл

Строение бух баланса.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 В отечественной практике актив строится по принципу возрастающей ликвидности. В нем в 1-м разделе показывается недвижимое имущество. При построении актива в порядке убывающей ликвидности на первом месте располагаются статьи денежных средств, товаров и запасов, незавершенного производства, дебиторов и т.д.   

Эта схема характерна для  США, Англии. В России она применялась  до конца 1920-х гг.   

В рыночной экономике пассив баланса определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования на полученные организацией ресурсы (активы). Важным моментом здесь является группировка обязательств, которые различаются по субъектам: одни из них - обязательства перед собственниками, другие – перед третьими лицами (кредиторами, банками и т.д.).   

Такое деление обязательств в балансе имеет большое значение при определении срочности их погашения. Например, обязательства перед собственником составляют постоянную часть баланса, не подлежащую погашению во время деятельности организации. Обязательства второго вида, т.е. заемные средства, имеют определенную срочность своего погашения.       

 Обязательства перед  собственниками состоят из двух  частей:

  1. Уставный капитал, полученный от акционеров, пайщиков;
  2. Капитал, который организация генерирует в процессе деятельности, т.е. прибыль.

Обе части называют собственным капиталом.   

Другой составной частью пассива являются внешние обязательства, т.е. долги, которые подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Их принято называть заемным капиталом.   

Таким образом, статьи пассива  группируются по степени срочности возврата обязательств. В нашей практике они располагаются по возрастающей срочности возврата.    

3.2. Типы балансовых изменений    

Очень важным является понимание типов  балансовых изменений. Выделяют четыре типа.    

I тип характеризуется изменением только в активе баланса: одна статья увеличивается, другая уменьшается на одну и ту же сумму:

 

    ∑П=∑А+Х-Х

 

    Пример. Для выдачи заработной платы с расчетного счета  в кассу поступили деньги в  сумме 50000 руб.    

П тип характеризуется изменением только в пассиве баланса.

 

    ∑А=∑П+Х-Х

 

    Пример. Произведены  удержания налога на доходы из заработной платы работников в сумме 3000 руб.     

Ш тип характеризуется одновременным изменением на равную сумму актива и пассива баланса.    

Увеличение имущества в активе баланса вызывает увеличение капитала или обязательств по  статьям пассива баланса:

 

    ∑А+Х=∑П+Х

 

    Пример. Начислена  заработная плата работникам организации - 55000 руб.    

1У тип характеризуется уменьшением актива и пассива баланса на одну и ту же сумму:

 

    ∑А-Х=∑П-Х

 

    Пример. Из кассы  выплачена заработная плата работникам в сумме  50000 руб.  

Тема 4. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ 

4.1. Понятие счета    

Бухгалтерский баланс обобщенно отражает состав и источники образования имущества организации. В нем показаны результаты хозяйственных процессов, но не сами процессы. Между тем для управления процессом производства необходима информация не только о состоянии имущества и источников его образования на определенную дату, но и об их движении, о самих хозяйственных процессах.    

Из этого вытекает необходимость  счетов и двойной записи как способов отражения и систематизации информации о характере движения имущества, капитала, обязательств в процессе производства.    

Счета и двойная запись являются осью системы  обработки бухгалтерской информации. Именно этот метод ведения бухгалтерского учета позволяет выявить и отразить взаимосвязи хозяйственных фактов и представить в итоге хозяйственную деятельность как целостную информационную модель. Только уяснив сущность счетов и двойной записи, методику их ведения, можно понять содержание последующих тем.    

Итак, счета представляют собой  таблицу, состоящую из двух частей: в одной части записываются операции, увеличивающие величину имущества или капитала, обязательств, в другой - уменьшающие величину имущества или капитала и обязательств.    

Левая часть таблицы счетов называется Дебет (от латинского DEBET - он должен), правая - Кредит (от латинского CREDIT - он верит).  
  
  
  
     

Д                №                   К  
     

Сумма операций, отраженных по дебету или кредиту, называется оборотом. Оборот, учтенный по дебету называется дебетовым, а по кредиту - кредитовым.    

Основной принцип учета на счетах состоит в том, что на каждую группу (вид) имущества, капитала, обязательств открывается отдельный счет, в который записывается первоначальный остаток имущества, капитала, обязательств и все изменения, т.е. увеличение, уменьшение, вызываемые хозяйственными фактами. На первое число каждого месяца на счетах бухгалтерского учета определяются остатки (сальдо).    

Различают счета активные и пассивные.     

Активные счета предназначены  для учета состояния и изменения  имущества. Они открываются по данным статей актива баланса.    

Примеры активных счетов:

    • основные средства (01),
    • материалы (10),
    • готовая продукция (43),
    • основное производство (20).

 

    Структура активного  счета:    

 Дебет                              Наименование счета                                 Кредит  
  
  
  
     

Начальный остаток      

(сальдо начальное)  
  
  
     

Увеличение имущества ( + )                       Уменьшение имущества (- )  
  
  
     

Дебетовый оборот                                           Кредитовый оборот  
  
     

Конечный остаток     

(сальдо  конечное)    

Особенности:    

1. Сальдо на начало месяца  записывается только по дебету.     

2. Хозяйственные факты, вызывающие  увеличение имущества, записываются  по дебету, а вызывающие уменьшение - по кредиту.    

3. Сальдо на конец месяца может быть только дебетовым и определяется по формуле расчета конечного остатка на активных счетах:    

Ск = Сн + Од - Ок,    

 где Сн и Ск —  сальдо на начало и конец месяца;    

Од и Ок —  обороты за месяц по дебету и кредиту.    

Пассивные счета предназначены для учета состояния и изменений капитала и обязательств. Они открываются по данным статей пассива баланса. Примеры пассивных счетов:

    • уставный капитал (80),
    • расчеты по оплате труда (70),
    • расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69),
    • расчеты с поставщиками и подрядчиками (60),

Структура пассивного счета

 

       Дебет                             Наименование счета                                 Кредит  
  
  
  
                     

                                                           Начальный остаток                                                                

                      (сальдо начальное)  
  
     

     

Уменьшение капитала                                   Увеличение капитала    

и обязательств   (- )                                         и обязательств ( + )                     
                    

     

Дебетовый оборот                                        Кредитовый оборот  
  
                                                               

               Конечный остаток                                                                    

           (сальдо конечное)     

Особенности:    

1. Сальдо на начало месяца  записывается по кредиту.    

2. Хозяйственные факты, вызывающие  увеличение капитала и обязательств, записываются по кредиту, а вызывающие уменьшение - по дебету.    

3. Сальдо на конец месяца может  быть только кредитовым.     

Формула расчета конечного остатка  на пассивных счетах:    

Ск = Сн + Ок - Од,    

где     

Сн и Ск - сальдо на начало и конец  месяца;    

Од  и Ок - обороты за месяц по дебету и кредиту.    

Кроме активных и пассивных счетов имеются также и счета активно-пассивные, их называют расчетными. Сальдо по таким  счетам может быть как дебетовым, так и кредитовым или одновременно и дебетовым и кредитовым, т.е. развернутым.    

Например, счет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами». У организации  может возникнуть либо дебиторская  задолженность (когда организации  кто-нибудь должен), либо кредиторская задолженность (когда должна организация), либо дебиторская и кредиторская задолженности одновременно (когда одни клиенты должны организации, а по другим числится задолженность за организацией).    

Между балансом и счетами существует тесная взаимосвязь, это выражается в следующем:

  • и баланс и счета отражают одно и то же имущество, капитал и обязательства, только баланс отражает их состояние на определенную дату, а счета отражают текущие изменения этих имущества, капитала и обязательств. На каждую группу имущества, капитала и обязательств открывается, как правило, отдельный счет под тем же наименованием;
  • подобно статьям баланса, счета делятся на активные и пассивные. Счета открываются на основании данных баланса, остатки которого в начале месяца в качестве начального сальдо записываются в активных счетах по дебету, в пассивных - по кредиту;
  • данные счетов с отраженными в них хозяйственными фактами и выведенными конечными остатками служат основанием для составления нового баланса.

 

  
     

4.2. Двойная запись     

В результате хозяйственных фактов происходят двойственные и равновеликие изменения имущества, капитала, обязательств или их источников либо тех и других одновременно. Отсюда следует, что каждый факт, вызывая двойственные изменения, должен быть записан на счетах дважды - в один счет и в другой.

Например:

  1. Поступили денежные средства с расчетного счета в кассу - 3000 руб.

 

                                              Дебет «Касса»

Кредит «Расчётный счет»

  1. Из кассы выдана заработная плата работникам организации - 2500 руб.

 

            Дебет «Расчеты  по оплате труда»                                             

 Кредит «Касса»    

Из примеров видно, что все хозяйственные  факты записываются по счетам дважды: один раз по дебету одного счета, другой - по кредиту другого счета.    

Способ отражения хозяйственных фактов на счетах, когда каждый факт записывается в одной и той же сумме дважды, называется двойной записью.    

Двойная запись одна из характерных  особенностей бухгалтерского учета. При этом основным моментом двойной записи является не количество счетов, в которые записывается факт, а двойное отражение общей суммы хозяйственного факта.    

Взаимосвязь между счетами, возникающая  при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает  такая связь, называются корреспондирующими счетами. Корреспонденция счетов позволяет определить основное содержание хозяйственного факта.    

Указание корреспондирующих счетов и суммы хозяйственных фактов называется бухгалтерской проводкой (записью).

Проводки бывают: простые и сложные.

    • Простые: Один счет дебетуется и один кредитуется

 

  
                                                              

       Д  20        

 К 70    

По характеру отражаемых данных все простые проводки подразделяются на реальные и условные.

  1. Реальные проводки указывают корреспонденцию счетов и отражают данные о хозяйственных фактах, таких как, получение кредита, отпуск материалов в производство, начисление заработной платы и т.д.

Реальные проводки бывают прямые и  относительные.    

- Прямые. Отражают непосредственное совершение хозяйственных фактов (например, отпуск материалов в производство).    

- Относительные. Факт предстоящего изменения  (например, начисление оплаты труда работникам, т.е. определяется необходимость платежа и право его требовать).    

б) Условные проводки возникают тогда, когда в действительности хозяйственный факт не осуществлялся (не было хозяйственного факта), а проводка выполнялась (Например, общепроизводственные расходы собираются в течение месяца, а затем переносятся на счет 20 «Основное производство»).

  • Сложные проводки: несколько счетов дебетуется по частным суммам, а один - кредитуется на общую сумму, и наоборот.

Например: Поступили от ООО «Заря» материалы на сумму 1560 руб., в том  числе НДС -260 руб   
 

Д 10 «материалы» - 1300

Д 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 260

Информация о работе Понятие и задачи бухгалтерского учета