Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:24, реферат
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Главной задачей курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.
1. Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации
1.1 Подготовка к проведению инвентаризации
1.2 Проведение инвентаризации
1.3 Проверка фактического наличия имущества и сверка с данными бухгалтерского учета
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета
1.6 Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете
2. Инвентаризация по объектам учета
2.1 Инвентаризация основных средств
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов
2.3 Инвентаризация финансовых вложений
3. Совершенствование учета инвентаризации
3.1 Создание резерва по сомнительным долгам
3.2 Использование резерва по сомнительным долгам
Заключение
Используемая литература
В бухгалтерском учете выявленные инвентаризацией неучтенные объекты ОС отражаются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (ф. № ИНВ – 18). Производится запись:
Дебет счета 08 Кредит счета 91 – отражается рыночная оценка ОС, приведенная в сличительной ведомости и акте оценки объекта.
В соответствии со сличительной ведомостью и актом оценки объекта (в котором отражается рыночная цена ОС на момент инвентаризации и данные о степени его изношенности) составляется акт приема-передачи объекта основных средств (ф. № ИНВ ОС – 1). Принятие к учету здания (сооружения) оформляется актом о приеме-передаче здания (сооружения) по ф. № ОС – 1а только при наличии документов о государственной регистрации прав на недвижимость. Указанные акты составляются не инвентаризационной комиссией, а комиссией по приему-передаче основных средств. При этом определяется срок полезного использования объекта информации об амортизации. Производится бухгалтерская запись:
Дебет счета 01 Кредит счета 08 – отражено принятие к учету объекта основных средств (в соответствии с актом по ф. № ОС – 1 или ОС – 1а).
Более подробно инвентаризация ОС будет рассмотрена в п. 2.1 данной курсовой работы.
Инвентаризация нематериальных активов (НА) заключается в проверке:
· наличия документов, подтверждающих права организации на его использование;
· правильности и своевременности отражения нематериальных активов в бухгалтерском балансе.
Инвентаризационная комиссия должна убедиться о регистрации прав и указать в инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ – 1а) его реквизиты (дату и номер), сличить дату получения организацией прав на интеллектуальную собственность, зафиксированную в регистрирующем права документе, и дату принятия объекта к учету, которая указана в карточке по ф. № НМА – 1.
По незавершенному капитальному
строительству в описях указывается
наименование объекта и объем
выполненных работ по этому объекту,
по каждому отдельному виду работ, конструктивным
элементам, оборудованию и т.п. При
инвентаризации незавершенного капитального
строительства следует
· числиться ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
· состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. Необходимо выявить причины и основание для консервации этих объектов.
На законченные строительством объекты, полностью или частично введенные в эксплуатацию, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
На прекращенные строительством
объекты, а также на проектно-изыскательские
работы по неосуществленному
Инвентаризация оборудования к установке, не сданного в монтаж, осуществляется в том же порядке, что и инвентаризация производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции).
При инвентаризации производственных
запасов проверяется их фактическое
наличие путем обязательного
пересчета, перевешивания или
Товарно-материальные ценности,
поступающие под отчет
Методика инвентаризации незавершенного производства в значительной степени зависит от специфики деятельности организации. Инвентаризация незавершенного производства заключается в проверке заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) посредством фактического их подсчета, взвешивания, перемеривания. При этом необходимо:
· определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
· определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
· выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
Описи составляются отдельно
по каждому обособленному
Материалы (в том числе покупные полуфабрикаты), находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включается, а инвентаризируются как производственные запасы и фиксируются в отдельных описях.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.
Если незавершенное
· количество массы или смеси;
· количество материалов по отдельным наименованиям, входящих в состав массы или смеси.
Количество материалов определяются
расчетами в порядке, установленном
отраслевыми нормативами и
Проверка фактического наличия
денежных средств в кассе организации
и денежных документов проводится одновременно
с инвентаризацией
Результаты проверки наличия документарных ценных бумаг отражаются в отдельной инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков строгой отчетности по ф. № ИНВ – 16. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия ценной бумаги, ее реквизитов (серии, номера, номинальной стоимости), учетной стоимости, срока погашения. При автоматизированной обработке результатов инвентаризации и выдаче на руки инвентаризационной комиссии ф. № ИНВ – 16 с частично заполненными графами комиссия заполняет графы о фактическом наличии документарных ценных бумаг и их фактической стоимости.
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета
Инвентаризация товарно-
· по ТМЦ, находящемся в пути, - расчетными документами поставщиков или другими заменяющими их документами;
· по ТМЦ, находящимся на складах сторонних организаций, - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации; другими документами, подтверждающими сдачу этих ценностей на ответственное хранение;
· по ТМЦ, переданными в переработку, - приемопередаточными документами.
В акте инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (ф. № ИНВ – 6), по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
Для документирования инвентаризации ТМЦ, переданных на ответственное хранение и переработку, унифицированных форм нет, поэтому в случае наличия у организации подобных операций следует разработать формы для оформления инвентаризации этих категорий имущества и утвердить их в составе учетной политики. В акте инвентаризации ТМЦ, переданных на ответственное хранение, должно быть указано их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата передачи на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В акте инвентаризации ТМЦ, переданных в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
При инвентаризации расходов
на НИОКР и расходов будущих периодов
инвентаризационная комиссия проверяет
правильность сумм, отраженных на счете
"Нематериальные активы", субсчет
"Расходы на НИОКР" по каждому
НИОКР и на счете "Расходы будущих
периодов" по каждому расходу
будущих периодов, на основе документов
в соответствии с принятой в организации
учетной политикой и
Для документирования инвентаризации расходов будущих периодов применяется унифицированная форма акта инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № ИНВ – 11). Для оформления инвентаризации расходов на НИОКР организации самостоятельно разрабатывают и утверждают форму акта инвентаризации.
При инвентаризации резервов предстоящих расходов проверяется правильность и обоснованность создания в организации этих резервов в соответствии с принятой учетной политикой и утвержденным в организации регламентом (методикой) их образования и использования. Для отражения результатов инвентаризации резервов применяется самостоятельно разработанная и утвержденная организацией форма.
1.6 Принятие решений
по результатам инвентаризации
и их отражение в
Результаты инвентаризации обобщаются в "Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией" (ф. № ИНВ – 26), которую подписывает руководитель организации, главный бухгалтер и председатель инвентаризационной комиссии. В ведомости содержится информация о выявленных в результате инвентаризации расхождениях по каждому счету: суммах недостач, излишков и порчи, а также о порядке отнесения сумм выявленных недостач и порчи: зачет по пересортице, списание в пределах норм естественной убыли, отнесение на виновных лиц и списание на внереализационные расходы.
Стоимость недостающего или испорченного имущества, недостача и порча которого были выявлены в результате проведенной инвентаризации, подлежит списанию с кредита счетов учета имущества в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Производятся записи:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"; 04 "Нематериальные активы", субсчет "Выбытие нематериальных активов"; 07 "Оборудование к установке"; 08 "Вложения во вне оборотные активы"; 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"; 50 "Касса"; 58 "Финансовые вложения".
Выявленные при инвентаризации
расхождения фактического наличия
имущества с данными
1. Осуществляется взаимный зачет излишков и недостач производственных запасов в результате пересортицы.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
Если при зачете недостач
излишками по пересортице стоимость
недостающих ценностей выше стоимости
ценностей, оказавшихся в излишке,
эта разница в стоимости
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Зачет по пересортице и выявление излишков и недостач после зачета отражается в сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (ф. № ИНВ – 19). В бухгалтерском учете операции по зачету пересортицы отражаются записями:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"