Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:24, реферат
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Главной задачей курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.
1. Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации
1.1 Подготовка к проведению инвентаризации
1.2 Проведение инвентаризации
1.3 Проверка фактического наличия имущества и сверка с данными бухгалтерского учета
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета
1.6 Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете
2. Инвентаризация по объектам учета
2.1 Инвентаризация основных средств
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов
2.3 Инвентаризация финансовых вложений
3. Совершенствование учета инвентаризации
3.1 Создание резерва по сомнительным долгам
3.2 Использование резерва по сомнительным долгам
Заключение
Используемая литература
- списаны недостающие запасы (по их себестоимости или учетной цене);
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей"
- списаны транспортно-
Дебет счета 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- приняты к учету излишки
при зачете недостач излишками
по пересортице (по
Дебет счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- приняты к учету транспортно-
Если превышение стоимости
недостающих ценностей над
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Если лицо, виновное в пересортице, не выявлено, превышение относится на внереализационные расходы организации. Производится запись:
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Если стоимость излишних зачитываемых ценностей выше стоимости недостающих, превышение относится на внереализационные доходы, что отражается записью:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы"
2. Определяется естественная убыль ценностей в пределах установленных норм.
Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же имеется недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.
Естественная убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на счета учета и на расходы на продажу. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявленных фактических недостач. Данная операция отражается в учете записями:
Дебет счета 20 "Основное производство", др. счетов учета затрат, Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- списана естественная убыль материалов в пределах установленных норм;
Дебет счета 44 "Расходы на продажу",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- списана естественная
убыль товаров и готовой
При отсутствии установленных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
По материалам и товарам, по которым выявлена недостача сверх норм естественной убыли и по которым ранее был предъявлен НДС к возвращению из бюджета, следует восстановить сумму НДС и также отнести ее в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Производится запись:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС"
- отражена восстановленная сумма НДС
3. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча производственных запасов сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
При этом производится запись:
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- сумма недостачи (порчи
сверх норм естественной убыли)
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на внереализационные расходы, что отражается в учете записью:
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В документах, представляемых
для оформления списания недостач ценностей
и порчи сверх норм естественной
убыли, должны быть решения следственных
или судебных органов, подтверждающие
отсутствие виновных лиц, либо отказ
на взыскание ущерба с виновных лиц,
заключение о факте порчи ценностей,
полученное от отдела технического контроля
или соответствующих
4. Имущество, оказавшееся в излишке, принимается к учету в оценке по рыночной стоимости с признанием внереализационных доходов с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом в учете производятся записи:
Дебет счета 04 "Нематериальные активы"; 07 "Оборудование к установке"; 08 "Вложения во вне оборотные активы"; 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"; 50 "Касса"; 58 "Финансовые вложения".
Кредит счета91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".
2. Инвентаризация по объектам учета
2.1 Инвентаризация основных средств
При инвентаризации основных средств проверяется обоснованность остатков по счетам 01 "Основные средства", 02 "Износ основных средств" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Согласно п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н (далее ПБУ 6/01), при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить
организации экономические
Сроком полезного
В соответствии с п.5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Инвентаризация основных средств производится инвентаризационной комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия. По результатам инвентаризации составляется инвентаризационная опись по типовой междуведомственной форме.
До начала инвентаризации необходимо проверить:
1. Наличие и состояние инвентарных карточек, инвентаризационных книг, описей и других регистров аналитического учета основных средств.
2. Наличие и состояние
технических паспортов или
3. Наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в них должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения (п.3.1 Методических указаний по инвентаризации).
Согласно п.6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяет также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации (п.3.1 Методических указаний по инвентаризации).
Согласно п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмену), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией неуточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямыми названиями объекта.
В соответствии с п.3.4. Методических
указаний по инвентаризации машины, оборудование
и транспортные средства заносятся
в описи индивидуально с
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (речные и морские суда в дальних рейсах, железнодорожный подвижной состав и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия (п.3.5 Методических указаний по инвентаризации).
Согласно п.3.6 Методических указаний по инвентаризации на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду (п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации).
При проверке первоначальной стоимости объекта основных средств необходимо иметь в виду, что первоначальная стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, может быть изменена в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п.14 ПБУ 6/01).
В процессе инвентаризации изучают все документы, которыми оформлены затраты на восстановление объекта основных средств, и определяют характер выполненных работ (ремонт, реконструкция, модернизация и т.д.).
Если объект подвергается восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.