Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа
Целью написания данной работы является раскрытие сущности, назначения и порядка составления сводной консолидированной отчетности.
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определить нормативно-правовую базу регулирования бухгалтерской отчетности;
- рассмотреть состав консолидированной финансовой отчетности;
- описать порядок составления консолидированной отчетности в организации;
- предложить направления и пути совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ………………………………………………………………………6 1.1. Сущность и содержание консолидированной финансовой
отчетности……………………………………………………………………..6
1.2. Международные стандарты финансовой отчетности о
консолидированной финансовой отчетности………………………………8
1.3. Факторы, обуславливающие необходимость составления консолидированной отчетности и освобождение от ее составления…….11
2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ……………………………………………………………………...14
2.1. Процедура консолидирования……………………………………........14
2.2. Принципы подготовки и порядок составления
консолидированной отчетности....................................................................24
2.3. Консолидированный отчет о прибылях и убытках…………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….32
- затраты по инвестициям
инвестора элиминируются
- остатки непогашенной
задолженности по
- нереализованная прибыль
по внутрифирменным операциям
в остатках товаров и в
- нереализованные убытки
по внутрифирменным операциям
в остатках активов также
- чистая прибыль, принадлежащая
сторонним акционерам
- в консолидированной
отчетности следует также
При составлении консолидированного
баланса особое значение имеет порядок
объединения долговых обязательств.
С правовой точки зрения концерн
(группа предприятий) не может иметь
долговых обязательств или задолженности
по отношению к самому себе. Поэтому
кредиты и прочие долговые обязательства,
отчисления в резервный фонд и
задолженность между
- задолженности по взносам в уставный капитал;
- расчетов по коммерческим операциям;
- кредитов, выданных предприятиям группы;
- долгосрочных финансовых вложений;
- векселей;
- прочей задолженности;
- краткосрочных финансовых вложений.
Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале дочерних предприятий.
Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:
- уставный капитал;
- резервный капитал;
- резервы, образованные из валового дохода;
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
- чистая прибыль (чистый убыток) текущего года.
Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций:
- первичная консолидация
(при составлении впервые
- последующая консолидация
(при составлении
Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.
В зависимости от характера
сделки при инвестировании и установлении
контроля выделяют два метода составления
первичной консолидированной
2.2. Принципы подготовки
и порядок составления
В соответствии с международными стандартами консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах (отвечать требованиям).
1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.
2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.
3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.
4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространяются как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.
5. Принцип существенности. Данный принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.
6. Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрета и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при формировании консолидированной отчетности.
7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.
Большая часть рассмотренных
выше принципов, на которых строится
консолидированная отчетность согласно
международным стандартам, нашла
отражение и в российских нормативных
документах, регулирующих составление
сводной бухгалтерской
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности[7].
Порядок формирования статей баланса
Приобретение по цене выше или ниже балансовой стоимости.
Цена приобретения компании зависит от многих факторов, таких как текущая рыночная цена, относительная устойчивость финансовой позиции покупателя и продавца и перспективы будущих прибылей. Поэтому только случайно цена приобретения будет равна балансовой стоимости акционерного капитала дочерней компании.
Например, материнская компания может заплатить больше, чем составляет балансовая стоимость дочерней компании, чтобы приобрести ее контролирующую долю участия, если стоимость активов дочерней компании снижена. В таком случае признанная историческая стоимость дочерней компании за вычетом амортизации может не отражать текущую рыночную или балансовую стоимость.
Материнская компания также может заплатить больше, чем составляет балансовая стоимость дочерней компании, если у нее есть важный технический прогресс или новый продукт.
С другой стороны материнская компания может заплатить и меньше балансовой стоимости за свою долю в капитале дочерней компании, если активы дочерней компании не стоят их амортизированной стоимости. Или же дочерняя компания понесла значительные убытки, которые заставили ее продавать свои акции по довольно низким ценам.
Комитет международных стандартов бухгалтерского учета предъявляет следующие требования к консолидации приобретенного дочернего предприятия и его материнского предприятия:
2.3. Консолидированный отчет о прибылях и убытках
Консолидированный отчет о прибылях и убытках составляется аналогично консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его консолидированный отчет о прибылях и убытках включаются лишь финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих затрат и результатов и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Следует отметить, что исключаются не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг[8].
Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает:
- консолидирование внутренних оборотов по реализации между предприятиями группы,
- консолидирование прочих доходов и расходов,
- консолидирование переводов прибылей или убытков внутри концерна.
При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может возникнуть ситуация, когда предприятия группы используют разные методы учета затрат - метод полных затрат или метод прямых затрат. Поэтому в ходе подготовки консолидированной отчетности необходимо составлять все отчеты о прибылях и убытках отдельных предприятий группы по одному из этих двух методов. Так как это всегда связано со значительными затратами, всем предприятиям концерна рекомендуется с самого начала придерживаться одного метода учета затрат для составления консолидированного отчета о прибылях и убытках.
Выше была рассмотрена методика так называемого полного консолидирования, применяемого для дочерних компаний. Как уже упоминалось, включение результатов совместно контролируемого предприятия и совместной деятельности в консолидированный отчет концерна происходит аналогично полному консолидированию при использовании метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот, основанного на пропорциональном включении в отчет концерна приходящихся на долю материнской компании имущества и обязательств, а также затрат и результатов деятельности совместного предприятия или совместной деятельности.
Следует отметить, что
в исключительных случаях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что консолидированной отчетности присущи некоторые особенности:
- консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельного предприятия. Ее целью является получение общего представления о результатах деятельности корпоративной семьи. Она имеет явную информационную и аналитическую направленность;
- результаты сделок между
членами корпоративной семьи
не включаются в
- отчеты группы содержат
сводную информацию о
- если группа состоит из компаний, работающих в различных видах бизнеса, то консолидированная отчетность по данной группе может не раскрывать отдельных важных деталей, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.
Информация о работе Порядок составления консолидированной отчетности