Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:42, курсовая работа
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
Введение___________________________________________________
Часть 1. Теоретическая часть. Пояснительная записка организации: отчетность по сегментам_____________________________________
1. Пояснительная записка организации: отчетность по сегментам___
1.1. Назначение и состав пояснительной записки_________________
1.2. Понятие и значение сегментной отчетности________________
1.3. Информация по сегментам (с учетом ПБУ 12/2010)__________
1.4. Раскрытие информации по отчетным сегментам_____________
Часть 2. Практическая часть___________________________________
Форма №1. Бухгалтерский баланс______________________________
Форма №2. Отчет о прибылях и убытках________________________
Форма №4. Отчет о движении денежных средств_________________
Заключение__________________________________________________
Список используемой литературы_______________________________
При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и прочего. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
Помимо вышеперечисленного в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются:
- широта рынков сбыта продукции,
включая наличие поставок на
экспорт, репутация организации, выражающаяся,
в частности, в известности клиентов,
пользующихся услугами
- степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения);
- уровень эффективности
Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.
Деятельность многих коммерческих организаций имеет многопрофильный характер. В ряде случаев они производят товары и оказывают услуги широкого ассортимента или осуществляют деятельность в географических регионах с разными возможностями для роста объемов продаж, неодинаковым уровнем рентабельности продаж и коммерческих рисков.
Пользователям финансовой отчетности сложно адекватно оценить такую деятельность на основе данных консолидированной финансовой отчетности. Им необходима выделенная информация о производстве конкретной продукции, либо о продажах определенной группы товаров, либо о деятельности в географическом регионе.
Такую информацию содержит сегментарная отчетность. Она обеспечивает в первую очередь необходимую степень сопоставимости представленных компанией данных с показателями других предприятий, повышение степени удовлетворенности в информации многочисленных групп внешних пользователей финансовой отчетности о рисках и выгодах, связанных с деятельностью и географическим положением компании.
Включаемая в бухгалтерскую отчетность информация о разных видах (группах) товаров, а также о деятельности компании, осуществляемой в разных географических регионах, на основе анализа соответствующих рисков и прибылей называется информацией по сегментам.
Составление сегментной отчетности регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденным приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н, и рядом других нормативных документов.
ПБУ 12/2010 устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Организации-эмитенты публично размещаемых ценных бумаг должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с настоящим Положением. Иные организации применяют настоящее Положение в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Информация, не соответствующая требованиям настоящего Положения, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам.
Нормы ПБУ 12/2010 не применяются при формировании:
• отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;
• отчетной информации, представляемой кредитной организацией;
• отчетной информации для иных специальных целей.
Таким образом, действие ПБУ 12/2010 должно распространяться на коммерческие организации, осуществляющие разные виды деятельности, пользователям бухгалтерской отчетности которых нужна информация, позволяющая лучше оценить деятельность организации, перспективы ее развития, подверженность рискам и возможности получения прибыли.
ПБУ 12/2010 в отличие от МСФО 14 «Сегментная отчетность» не содержит указаний об обязанности российских организаций, чьи акции обращаются на открытом рынке ценных бумаг, представлять в бухгалтерской отчетности детальную информацию о своей деятельности.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Выполнение данного требования для многих организаций означает сведение в единое целое показателей бухгалтерской отчетности филиалов, которые не являются по законодательству юридическими лицами, но имеют обособленные балансы и свои расчетные счета.
Формирование и представление в составе бухгалтерской отчетности информации по отдельным сегментам позволят заинтересованным пользователям лучше оценить деятельность организации, перспективы ее развития, подверженность коммерческим рискам и возможности получения прибыли. Информация по сегментам деятельности организации дает возможность заинтересованному пользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.
Как правило, информация по сегментам имеется у руководства организации, которое использует ее для принятия управленческих решений.
Сегментная отчетность полезна в первую очередь внешним пользователям бухгалтерской отчетности, поскольку в результате они получают информацию по сегментам в системном виде, которая, с одной стороны, позволяет анализировать деятельность организации за ряд лет, с другой – обеспечивает сопоставимость данных по сегментам одной организации с данными другой. Руководство организации, подготавливающей сегментную отчетность, также получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности организации с результатами конкурентов и сведениями отраслевых тенденций.
Информация по сегменту – это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности.
ПБУ 12/2010 применяется организациями, имеющими дочерние и зависимые общества, при составлении сводной бухгалтерской отчетности, а также в том случае, если на эти организации возложена обязанность составления сводной бухгалтерской отчетности объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах.
Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно, исходя из ее организационной и управленческой структуры.
Различают операционные и географические сегменты.
Информация по операционному сегменту – это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличных от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам.
При выделении информации по операционным сегментам в однородную группу могут быть объединены несколько видов товаров, работ, услуг при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
- назначению товаров, работ, услуг;
- процессу производства товаров, выполнения работ;
- оказанию услуг;
- потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
- методам продажи товаров и распространения работ, услуг;
- системам управления
Информация по географическому сегменту – это аналогичная информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенном географическом регионе деятельности организации.
При выделении информации по географическим сегментам организация должна исходить из:
- сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
- наличия устойчивых связей
в деятельности, осуществляемой
в различных географических
- сходства деятельности;
- рисков, присущих деятельности
организации в определенном
- общности правил валютного контроля;
- валютного риска, связанного с
деятельностью организации в
определенном географическом
Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по одному или нескольким государствам, региону или нескольким регионам в Российской Федерации. Также информация может выделяться по местам расположения активов или рынков сбыта.
При выделении информации по отчетным сегментам (операционным или географическим) принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их.
Операционный или географический сегмент считается отчетным, если соблюдаются следующие условия:
- выручка от продажи внешним
покупателям и от операций
с другими сегментами данной
организации составляет не
- финансовый результат
- активы данного сегмента
На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 процентов выручки организации. Если же на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75 процентов выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности перечисленным выше условиям.
При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет следует принимать данные, непосредственно относящиеся к отчетному сегменту либо относящиеся к нему путем обоснованного распределения. Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов и применяется организацией последовательно в соответствии с учетной политикой организации. Если организация вносит изменения в учетную политику по отчетным сегментам, то информация по отчетным сегментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с измененной учетной политикой.
При формировании информации по отчетным сегментам выделяется первичная и вторичная информация.
В составе первичной информации в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:
- общая величина выручки, в том
числе полученная от продажи
внешним покупателям и от
- финансовый результат (прибыль или убыток);
- общая балансовая величина активов;
- общая величина обязательств;
- общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
- общая величина
- совокупная доля в чистой
прибыли (убытке) зависимых и дочерних
обществ, совместной деятельности,
а также общая величина
Если первичной информацией по сегментам признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляется следующими показателями:
- величиной выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, - для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям;