Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 13:12, курсовая работа
Тема курсовой актуальна в данное время, так как в России наблюдается большая разница между доходами населения. Назрела острая необходимость исследования перераспределения денежных доходов, их анализа по тем или иным группам населения Российской Федерации. В курсовой будут отражены причины возникновения неравенства распределения доходов, и к каким последствиям они приводят. Вместе с этим представлены методы регулирования, как в России, так и в мировом опыте стран.
Введение
Глава 1. Неравенство распределения доходов
1.1 Причины и последствия возникновения неравенства распределения доходов
1.2 Понятие кривой Лоренца. Коэффициент Джини
Глава 2. Мировой опыт регулирования неравенства
2.1 Неравенство доходов в развитых странах
Глава 3. Проблема неравенства распределения доходов населения России, и пути ее решения
3.1 Дифференциация доходов в переходной экономике
3.2 Неравномерное распределение доходов в современной экономике
Заключение
Список литературы
Доля населения страны, отмечавшая ухудшение материального положения своих семей, увеличилась с 28% в 1989г. до 53% в 1991г., а удельный вес тех, кто фиксировал его улучшение, — сократился с 24% до 10%. Эти цифры далеко не нормальные. Население обеспокоено и в частности около 70% обеспокоены проблемой дефицита продуктов и иных товаров в 1991г., а ростом цен — три четверти жителей страны.
В наиболее сложном положении оказались социально незащищенные слои населения. В первой половине 1990-х годов средний размер назначенных месячных пенсий в России сократился примерно вдвое. Еще заметнее стало положение этой категории после кризиса 1998г. В 1999г. размер пенсий в реальном выражении составил только треть от уровня 1991г. Экономическая стабилизация позволила существенно расширить возможности для повышения уровня пенсионного обеспечения населения.
Из всех данных вытекает вывод, что необходимы реформы. Руководством страны был принят один из наиболее радикальных вариантов («шоковая терапия»). И это моментально сказалось на экономическом положении граждан.
Шоковая терапия — это существовавшая в 60-90 гг. XX в. экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют постулаты «шоковой терапии», «… направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. Так дефицит товаров был в какой-то степени преодолён в начале 1992 года при помощи импортирования, инфляция снизилась до 83% по итогам 1998 года, а ВВП продемонстрировал первый рост в 1997 году. События же 1998 года многие экономисты рассматривают как часть мирового экономического кризиса, который начался с финансового кризиса в Азии осенью 1997 года. Известный либеральный экономист А. Н Илларионов склонен видеть причину кризиса 1998 года в действиях правительства РФ, называя в числе причин фиксированный валютный курс и пирамиду ГКО.
Основные этапы реформирования
На первом этапе, в 1991-1993 гг., происходила замена планово-административных методов регулирования доходов и заработной платы рыночными. Были сделаны первые шаги в определении оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Итоги этого этапа показали, что нельзя преувеличивать роль ни рыночного, ни государственного регулирования.
Преувеличение рыночного саморегулирования выражалось в либерализации цен на все товары, включая рабочую силу, росте дифференциации доходов, появлении безработицы. Преувеличение роли государственного вмешательства наиболее ярко проявлялось в планово-административной экономике, где существовали «потолки» заработной платы, запреты на предпринимательскую деятельность, а также вторичную занятость для многих категорий работников.
На этом этапе изменилась структура доходов. В ней появились новые виды доходов — от частной собственности (проценты, дивиденды и т.п.), предпринимательской деятельности (плата за предпринимательскую деятельность в виде части прибыли, процента, ренты). За 1990-1993 гг. доля доходов от собственности в структуре денежных доходов населения повысилась с 2,5 до 3%, а доходов от предпринимательской деятельности — с 8,7 до 18,6%, в то время как доля заработной платы сократилась с 74,1 до 58%.
В этот период начала формироваться нормативно-правовая база государственного регулирования доходов и заработной платы. В нем появились новые направления, обусловленные такими нормативными актами, как Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», законы «О подоходном налоге с физических лиц», «О занятости населения в РСФСР», «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «Об образовании», «Об основах федеральной жилищной политики», и др.
Усиление рыночного регулирования в распределении доходов проявлялось в том, что субъекты хозяйствования — акционерные общества, индивидуальные частные предприятия, некоммерческие организации и др. — стали самостоятельно определять системы оплаты и нормирования труда. Несмотря на то, что государство рекомендовало учитывать требования Кодекса законов о труде (КЗоТ), Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных актов, они не всегда использовались, а на ряде частных предприятий игнорировались.
В этот период центр тяжести в государственном регулировании был перенесен с централизованного регулирования заработной платы на установление социальных ограничений деятельности рыночных механизмов. Так, это проявлялось в политике тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия), на коммунальные услуги, услуги транспорта и связи, в регулировании цен на товары, входящие в потребительскую корзину, составляющую прожиточный минимум.
В период гиперинфляции в 1992 г. был принят Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Индексация в некоторой степени сдерживала падение реальных доходов, но, конечно, не смогла компенсировать все потери граждан. Особенно большой ущерб население понесло в связи с обесценением вкладов в Сбербанке.
Несмотря на принятые меры, в указанный период произошло снижение реальных доходов основной массы населения более чем в 2 раза. Усилилась дифференциация доходов и заработной платы, большой ущерб потерпела социальная инфраструктура общества и предприятий. В 1993 г. реальная заработная плата составляла 43% к уровню 1990 г., соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилось с 8 до 11,2 раза. Основные причины снижения реальных доходов населения были связаны с ошибками, допущенными при переходе от планово-административной к рыночной экономике.
На втором этапе — 1994-1998 гг. — во взаимодействии государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы произошли большие изменения. Были приняты Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, новая редакция Закона «О занятости населения в Российской Федерации», законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», постановление Правительства РФ «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ (часть I), введена единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; складывался механизм межбюджетных отношений и перераспределения трансфертов.
В политике доходов и заработной платы возросла роль субъектов Федерации. В соответствии с налоговой реформой увеличилась доля налоговых поступлений, остающихся в распоряжении регионов. Однако этот процесс еще только начался, подавляющее большинство регионов по-прежнему являются дотационными. Доходы этих регионов определяются получаемыми из федерального центра трансфертами.
На политику доходов и заработной платы оказывало влияние возрастание доли доходов частного сектора. В этот период в формировании доходов населения усилилась роль финансово-кредитной системы, валютного и фондового рынков, спекулятивного капитала, доходов от «челночного» бизнеса.
Возможности государственного и рыночного регулирования в политике доходов и заработной платы ограничивает теневая экономика, на долю которой, по оценкам, приходится около 40% ВВП. Значительные средства укрываются от налогообложения и вывозятся за рубеж.
Огромное влияние на перераспределение доходов оказывает коррупция. Социально-экономической ее основой является монополия рабочего места. Взятки выступают как своеобразная социальная рента, которую получают чиновники за свою подпись при выдаче лицензий, регистрации фирм, предоставлении налоговых льгот и т.д. По данным Международной конференции по борьбе с коррупцией (1999 г), наименее коррумпированной из 85 стран является Дания, а наиболее коррумпированной — Камерун. Россия занимает в этом списке 76-е место. Борьба с теневой экономикой и коррупцией приобретает все более важную роль в политике доходов и заработной платы.
В этот период в структуре доходов населения стабилизировалась доля доходов от предпринимательской деятельности, возросли доходы от продажи иностранной валюты (с 0,6% в 1993 г. до 9,1% в 1997 г), доходы от собственности (с 3% в 1993 г. до 5,6% в 1998 г), снижалась доля оплаты труда (с 58% в 1993 г. до 42,4% в 1998 г). Согласно мировой практике такая доля заработной платы в доходах населения является низкой. В Великобритании она составляет 65, в Германии — 64, в Италии — 52, в США — 53, во Франции — 58, в Японии — 69%.
На втором этапе падение реальных доходов замедлилось, а в 1995-1996 гг. наблюдался небольшой их рост по сравнению с 1991-1993 гг. Стал формироваться средний класс, достигший к 1998 г.25% населения. Это свидетельствовало о некоторой стабилизации уровня жизни и расширении социальной базы рыночных реформ. Признаками среднего класса являются уровень душевого дохода, стандарт потребления, обеспеченность жильем со всеми коммунальными услугами, качество жизни, которое определяется уровнем социальных гарантий. Перспективы его развития связаны с расширением малого и среднего предпринимательства, самозанятости, повышением квалификации работников.
Однако существенно улучшить ситуацию не удалось. В 1998 г. реальные доходы населения составляли около 40% от уровня 1990 г. Они уменьшились в 2,5 раза, в то время как ВВП сократился в 1,5 раза. В этот период социальная напряженность не ослабла: возросло число забастовок и участвующих в них, усилилась дифференциация доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляло в 1998 г.13,4 раза.
Выявилась неэффективность межбюджетных и финансово-кредитных отношений. Средства на заработную плату и пенсии, выделяемые на федеральном уровне, не доходили по назначению, а оставались в коммерческих банках. В результате обострилась проблема несвоевременных выплат заработной платы, пособий и пенсий. Особенно тяжелая ситуация сложилась в угольной промышленности, образовании, здравоохранении, что привело к массовым акциям протеста.
Финансовый кризис в августе 1998 г. показал неэффективность государственного и рыночного регулирования доходов и заработной платы. Обвал рынка ценных бумаг, крах ряда коммерческих банков и инвестиционных компаний вызвали глубокие потрясения в рыночной инфраструктуре. В результате девальвации рубля обесценились доходы и сбережения, резко понизилась покупательная способность рубля. Все это привело к снижению реальных доходов населения. В 1998 г. они составляли 81,8% к уровню 1997 г.
На следующем, послекризисном этапе возросла роль государственного регулирования доходов и заработной платы. В политике доходов и заработной платы основное внимание уделялось сокращению задолженности по выплате заработной платы и пенсий, совершенствованию налогообложения и распределения трансфертов, контролю над инфляцией. В 1999 г. осуществлялась индексация заработной платы в бюджетной сфере и пенсий.
Таким образом, в ходе рыночных реформ государственное регулирование доходов и заработной платы проводилось в основном в виде ответных мер при обострении социальной напряженности. В Программе социальных реформ РФ на период 1996-2000 гг. регулированию доходов и заработной платы уделялось недостаточное внимание. Проведение комплексной, обоснованной политики доходов и заработной платы требует четкого определения ее приоритетов.
Политика государства в отношении распределения дохода среди населения, конечно, имела положительные результаты, но все же оказалась недостаточно эффективной, т.к можно проследить рост дохода от предпринимательской деятельности и падение заработной платы. Предприниматели и прочие работодатели предпочитали пренебрегать Трудовым кодексом, а рабочим приходилось с этим мириться, т.к был дефицит рабочих мест и люди были готовы работать чуть ли не за еду для своих семей. Конечно же, у простых смертных была альтернатива — самим стать частными предпринимателями, но практически не было такой возможности, ведь для того, чтобы заняться своим бизнесом нужны были немалые деньги и связи. Взяточники благополучно процветали, ведь чтобы получить лицензию — плати, чтобы пройти пожарную проверку — плати, хочешь заплатить налог чуть поменьше — и это можно, но опять, же плати. Но самое обидное — это то, что в, то время всем приходилось платить за так называемую «крышу». А ведь рекет («крыша») — это опять последствие дифференциации доходов, т.е. кто-то, потерял работу. Либо ему не хватает зарплаты для нормальной жизни, либо он просто считает это самым легким заработком. Это конечно незаконно, но все, же является одним из методов выравнивания кривой Лоренца.
Можно было бы усилить меры наказания по таким статьям Уголовного кодекса как 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций», 201 «Злоупотребление полномочиями», 209 «Бандитизм».
Налоговая система тоже заметно пострадала. Возьмем, к примеру, подоходный налог. После распада СССР подоходное налогообложение в России (до 1.01.2001) регулировал закон Российской Федерации от 7.12.1991 «О подоходном налоге с физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями. Предельная ставка налогообложения на протяжении 1992-1998гг. варьировалась от 12% до 60% в зависимости от размера полученного дохода.
Хотя в 1992-1998 гг. подоходный налог в России имел большое число ставок, учитывающих широкий диапазон облагаемых доходов, 95% россиян платили налог по минимальной ставке — 12%. Динамика поступления платежей по подоходному налогу в 1991-1998гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3
% к налоговым поступлениям
% к ВВП
1992
8,45
2,39
1993
11,01
3,0
1994
11,48
3,0
1995
9,4
2,3
1996
13,1
2,6
1997
13,0
2,9
1998
-
2,5
Из таблицы следует, что после стабильного роста доли подоходного налога в объеме налоговых поступлений федерального бюджета и ВВП в 1992-1998гг. в 1995г. наметилось ее снижение из-за роста величины минимальной оплаты труда (к которой привязано большинство льгот по подоходному налогу) и изменения шкалы налогообложения. Так, если в течение всего 1994г. прогрессивная шкала налога начиналась с 3 млн. рублей, то в 1995г. эта сумма была увеличена почти втрое. Данное изменение введено в конце 1994г. и подоходный налог подлежал перерасчету по итогам года. Кроме того, на падение поступлений подоходного налога повлияло то, что в 1995г. денежные доходы населения росли значительно медленнее, чем инфляция.
Информация о работе Проблема неравенства распределения доходов населения России, и пути ее решения