Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний. А у международного рынка свои требования к потенциальным получателям кредитов, да и вообще к партнерам.

Содержание

Введение
1. Роль международных стандартов финансовой отчетности в развитие учета
1.1 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности
1.2 Сущность Международных стандартов финансовой отчетности
2. Подготовка финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами
2.1 Принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности и её элементы
2.2 Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта и их причины
3. Реформа бухгалтерского учета в России
3.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
3.2 Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа бухгалтерская финансовая отчетность.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

 

                                                     Введение

Переход на международные  стандарты бухгалтерского учета  и финансовой отчетности - одно из условий  поддержки предприятий и организаций  со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная  с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства  к рыночной экономике в нашей  стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть  такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и  анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально  другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта  объективно отражали деятельность и  имущественное положение компаний. А у международного рынка свои требования к потенциальным получателям  кредитов, да и вообще к партнерам. Дело здесь хотят иметь с рентабельными, платежеспособными предприятиями. Убедиться же в том, что они  таковыми являются, инвестор или кредитор может, лишь прочитав основные бухгалтерские  документы, которые до последних  лет в России были весьма специфическими и непонятными для иностранцев [2;С.719]. Например, отсутствовали такие сугубо рыночные экономические категории, как нематериальные активы, уставный и добавочный капитал, резервы, распределение дебитно-кредитной задолженности на краткосрочную и долгосрочную и т.д. 

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных  стандартов финансовой отчётности будет  важным шагом для привлечения  иностранных инвестиций. Ведь, например, по словам аналитика банка “Морган  Стэнли” (Morgan Stanley) Д.-П. Смита иностранные инвесторы “не готовы всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности”. Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учёта в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучёта носит глобальный характер. Например, в рамках ЕС эта работа осуществляется уже около 40 лет. 

Процесс унификации бухучёта напрямую связан с фундаментальными изменениями в мировой экономике  в результате международной интеграции и интернационализации хозяйственной  деятельности (сейчас на долю внутрифирменных  поставок приходится около 1/3 международного товарооборота). Международная стандартизация учёта в полной мере отвечает интересам  транснациональных компаний. По данным ООН в настоящее время в  мире действуют около 37 тысяч ТНК  и 170 тысяч их зарубежных филиалов и  дочерних компаний, а объём зарубежного  производства ТНК составляет 5,5 трл. долларов. Поэтому, например, необходимость анализа и модификации отчётов дочерних компаний при составлении консолидированной отчётности в таких масштабах требует значительных затрат и не может удовлетворять корпорации [3;С.640].

В последнее время с  учётом широкого внедрения современных  коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возросли ещё больше. Инвестирование всё в большей  степени осуществляется в реальном времени через всемирную электронную  сеть, а это ещё один серьёзный  довод в пользу унификации учётных  стандартов. Уже в самом ближайшем  будущем ведение бизнеса на международном  уровне будет невозможно без использования  единых учётных нормативов, применимых вне зависимости от страны. Международные  стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом  по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и  понятной информации о деятельности компаний. 

Очевидно, что переход  на МСФО не должен быть самоцелью. Ведь в действительности ни одна промышленно  развитая страна в мире не использует МСФО полностью как национальные стандарты. Как правило, схожи общие  принципы национального учёта и  МСФО, однако зачастую системы учёта  имеют значительные отличия. Например, в 1996 г. в результате сравнительного анализа международных стандартов и US GAAP, проведённого Советом по стандартам финансовой отчётности США (FASB), выявлено, по меньшей мере, 255 различий между  этими системами, начиная от интерпретации  некоторых принципов до принципиальных отличий в подходе к анализу. Поэтому МСФО следует рассматривать  как отправную точку реформы  и искать такие пути для адаптации  международных стандартов к российской специфике, которые бы обеспечили общую  сопоставимость финансовой отчётности российских и западных компаний. 

Целью курсовой работы является изучение проблем адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к  международным стандартам. 

Курсовая работа составлена на основании законодательных и  нормативных документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, порядок составления и  представления бухгалтерской отчетности организаций. 

Информационной базой  для выполнения курсовой работы послужили  Приказ Минфина РФ от 22.07.03 № 67н, Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» № 129 от 21.11.96 г., Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), и другие положения по бухгалтерскому учету. Также для написания курсовой работы были использованы статьи авторов, опубликованных в периодических  изданиях за 2003-2005г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Порядок создания МСФО

Начало третьего тысячелетия для российского  бухгалтерского учета связано с  продолжением важной работы по его  переводу на международные нормы. Программа  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) была принята постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

В связи с этим предполагается разработать около 20 новых национальных стандартов в  виде положений по бухгалтерскому учету  с одновременной подготовкой  методических указаний по каждому из них.

В настоящее время  ведется разработка стандартов по трем группам:

● стандарты бухгалтерской  отчетности;

● стандарты, связанные  с имуществом и обязательствами;

● стандарты, связанные  с финансовыми результатами.

При подготовке стандартов первой группы основное внимание уделяется  стандартам сводной отчетности в  связи с возникшими проблемами слияния, выделения компаний; консолидированной  отчетности разных уровней управления, а также отчетности по сегментам  деятельности, т. е. отраслям, подотраслям, видам деятельности в соответствии с рекомендациями международных стандартов[4;С.256].

При разработке стандартов второй группы выделяются вопросы учета  при доверительном управлении имуществом, аренде основных средств, финансовых вложений, нематериальных активов и ряд других.

По третьей группе стандартов определены новые для  нашей практики подходы к исчислению доходов и расходов организации, продажи продукции и т. д.

Очевидно, что эти  вопросы тесно связаны с новыми требованиями к налоговому учету, содержащимися  в Налоговом кодексе, в котором  впервые определены положения по отложенным налогам и платежам в  бюджет.

Методологической  базой для разработки серии новых  и совершенствования ранее созданных  положений по бухгалтерскому учету (стандартов) является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом  по учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института  профессиональных бухгалтеров. В ней  определены основы построения системы  бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, т. е. предложена ориентация на модель рыночной экономики, использующей опыт стран  с развитым рыночным хозяйством и  международном признанные принципы учета и отчетности.

Исходя из методологии  формирования информации для внутренних внешних пользователей в Концепции  четко определены цели бухгалтерского учета, подтверждена приверженность основополагающим принципам мировой практики бухгалтерского учета – в частности, принципам количественного отражения (измерения); автономности организации; непрерывности деятельности работающего предприятия; принципа отчетного периода; начисления; осторожности в оценке (консерватизма); постоянства существования.

Новым является подход к формированию информации бухгалтерского учета для использования в  налоговой системе. Задачей бухгалтерского учета является лишь подготовка данных о деятельности организации, на основе которых возможно получить показатели, необходимые для налогообложения.

Основополагающую  роль при разработке национальных стандартов финансовой отчетности играет четкость используемого понятийного аппарата. – Например, новый подход к определению активов, капитала и обязательств организации, вытекающий из действующих международных стандартов. Следует отметить тот же подход к признанию принятого в мировой практике определения доходов и расходов организации и ее финансовых результатов. [5;С.504].

В связи с этим представляется необходимым обратить особое внимание на действующие в  международной практике стандарты  финансовой отчетности для углубленного понимания процессов реформирования национальной системы бухгалтерского учета в России.

Крах 1929 г. на мировых  фондовых рынках, породивший многолетний  экономический кризис в индустриально  развитых станах и регионах, выявил недостаточность применявшейся  системы бухгалтерского учета и  финансовой отчетности. Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже разных компаниях одной страны существенно отличались друг от друга. Отчетность разных компаний не всегда правильно понималась пользователями. Она оказывалась несопоставимой, непригодной для серьезного делового анализа, приводила к ошибочным и неоднозначным выводам о результатах деятельности и финансовом положении компаний, представивших отчетность.

В начале 30-х гг. в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые добровольно применялись крупными компаниями, представленными на фондовых биржах. На этой основе со временем возникла система ГААП США, дошедшая до наших дней.

В Европе пошли по пути обязательного применения компаниями национальных планов счетов бухгалтерского учета по модели известного австрийского бухгалтера Э. Шмалленбаха. После – второй мировой войны из этих планов счетов возникла система национальных счетов для учета внутреннего валового продукта и других показателей национальной экономической статистики [6;С.15].

Национальные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета (ГААП), зародившиеся в США, получили распространение  в Канаде, Англии, Мексике, Италии и  др. ГААП в каждой из этих стран имели  свои особенности, но везде обеспечивали определенное единство и стабильность подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности; гарантировали ее сопоставимость с отчетностью других национальных компаний; достоверность и надежность отчетной информации повысились; возросло доверие к ней со стороны разных пользователей. Европейская комиссия создала Четвертую и Седьмую директивы, унифицирующие финансовую отчетность стран Европейского союза.

Национальные ГААП постепенно, но неуклонно и неотвратимо  вытесняются Международными стандартами  финансовой отчетности. Хотя МСФО впитали в себя многие «общепризнанные принципы бухгалтерского учета», но пошли дальше последних в разработке стандартных норм по отражению в финансовой отчетности новых явлений в экономике и финансах.

Последние десятилетия  ХХ и начало ХХI вв. отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и порядка исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т. п.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета присуща  не только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов  во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

В настоящее время  наибольшую известность получил  подход к ее решению: – конвергенция. Следует отметить, что цель на максимальное сближение (конвергенцию) МСФО с национальными  системами учета отличается от провозглашенной  ранее цели гармонизации стандартов финансовой отчетности во всем мире. Гармонизация представляла собой более расплывчатое, чисто теоретическое понятие, в  идеале предполагавшее, что в конечном итоге страны перейдут к использованию  МСФО в качестве национальной системы  учета. Конвергенция не предполагает прямого  перехода на МСФО, ограничиваясь более  практическими аспектами сближения  МСФО с национальными стандартами, предусматривающими вовлечение в процесс  разработки и совершенствования  МСФО профессионалов из различных стран  мира и, таким образом, достижение единых подходов к решению вопросов учета  и отчетности на национальных уровнях[7;С.236].

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в  рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), разрабатывая и публикуя международные стандарты  финансовой отчетности (МСФО). Суть этого  подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемого в любой ситуации в  любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

Информация о работе Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам