Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний. А у международного рынка свои требования к потенциальным получателям кредитов, да и вообще к партнерам.

Содержание

Введение
1. Роль международных стандартов финансовой отчетности в развитие учета
1.1 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности
1.2 Сущность Международных стандартов финансовой отчетности
2. Подготовка финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами
2.1 Принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности и её элементы
2.2 Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта и их причины
3. Реформа бухгалтерского учета в России
3.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
3.2 Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа бухгалтерская финансовая отчетность.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности англо-американская, европейская и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные  КМСФО, будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем.

Рост популярности международных стандартов был обусловлен двумя событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО  и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ), в котором нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке своих акций на американских биржах.

Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло  при объединении Германии. Этот факт во многом предопределил потребности  привлечения капитала в страну. В  связи с этим финансовая отчетность компаний должна была больше ориентироваться  на внешнего пользователя, например на фондовые биржи или международных  инвесторов. Именно поэтому компании, входившие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные  финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных  операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах  мира. Это позволяет сопоставлять отчеты между фирмами, компаниями, предприятиями во всем мире, получать информацию для внешних пользователей [8;С.321].

Каждый стандарт содержит требования к объекту учета, признание объекта учета, оценку объекта учета и раскрытие  информации об объекте учета в  различных формах финансовой отчетности.

В настоящее время  существуют несколько форм использования  странами Международных стандартов финансовой отчетности:

● применение МСФО в качестве национальных стандартов (Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Хорватия);

● использование  МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные (Малайзия и Папуа – Новая Гвинея);

● использование  МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями (Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка);

● национальные стандарты  основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения (Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины);

● национальные стандарты  основаны на МСФО, однако некоторые  стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Швейцария, Южная Африка);

● национальные стандарты  основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция).

Страны ЕС, чьи  предприятия выпускают акции, котирующиеся на фондовом рынке, перешли на МСФО с 1 января 2005 г.

В настоящее время  международные стандарты используются в основном крупными российскими  компаниями, предприятиями нефтегазового  комплекса и банками. Таких предприятий  на конец 2004 г. насчитывается около четырехсот (это в основном ОАО). Банки России отчетность за 9 месяцев 2004 г. сдали в соответствии МСФО. В 2010 г. все предприятия России, включая средний и малый бизнес, перейдут на использование МСФО.

Однако полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО является тупиковым путем  развития, поскольку в ее основе лежит игнорирование системы  бухгалтерского учета конкретной экономической  ситуации, прикладного характера  этой системы [9;С.285].

В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО – их адаптация. Она предполагает постепенное совершенствование  российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует  подходу большинства европейских  стран, следовательно, приближает экономическую  интеграцию, конвергенцию систем учета  и отчетности. При этом особенно важно, чтобы в результате адаптации  была достигнута сопоставимость данных финансовой отчетности российских и  иностранных компаний.

          1.1  Комитет по МСФО (КМСФО). Процесс разработки МСФО 

Комитет по МСФО - международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО  финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных  компаний, финансовых организаций, а  также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов [10;С.6]. 

 

Структура Комитета выглядит следующим образом:

Попечительский совет "Комитет  по международным стандартам финансовой отчетности" (International Accounting Standards Committee Foundation);

Правление КМСФО (International Financial Standards Board);

Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);

Комитет по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет

Правление КМСФО

Консультативный Совет по стандартам

Комитет по интерпретациям МСФО 

 

Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия.

Разработка МСФО международных  стандартов осуществляется в несколько  этапов:

Создание Подготовительного  комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.

Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения - 90 дней).

Подготовка рабочего проекта  положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого  анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.

Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который  готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно  сам стандарт должен быть утвержден  как минимум 8 членами Правления  из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут  решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется  заранее.

Помимо стандарта  Правление публикует Основу для  выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета. [11;С.127]

 

 

  1.2 Сущность Международных стандартов финансовой отчетности

Стандарты во многом основаны на концепции справедливой стоимости, что сделает отчетность организаций  более прозрачной, чем сейчас, и  предоставит инвесторам более ясную  картину корпоративных финансов. Переход на МСФО предполагает серьезный  сдвиг от использования исторической амортизированной стоимости, что позволяло  равномерно учитывать доходы и расходы  за период пользования инструментом (активом), к подходу, при котором  компании должны будут учитывать  существенную часть инструментов по справедливой стоимости, сразу относя ее изменения на доходы либо расходы. Вследствие этого результаты деятельности организаций будут более подвержены колебаниям, и, значит, влияние перехода затронет не только те компании, которые  сами должны перейти на МСФО, но и  их инвесторов, поставщиков, покупателей  и конкурентов. 

Международные стандарты  финансовой отчетности изначально создавались  с целью обеспечить всех заинтересованных пользователей, в т.ч. и инвесторов, нейтральной и объективной информацией  о работе компании. Переход на МСФО предоставляет новые возможности как бизнесу, так и государству в целом.

В качестве микроэкономических стимулов можно выделить:

рост рыночной капитализации (это преимущество, на первый взгляд, представляется для белорусских  компаний неактуальным, поскольку биржевого  рынка акций в Республике Беларусь как такового не существует, но его, тем не менее, можно рассматривать  как фактор более достоверной  оценки стоимости компании для инвесторов);

выход на зарубежные рынки  капитала и снижение цены привлекаемого  капитала;

возможность более эффективного использования информации для принятия управленческих решений. 

Среди основных макроэкономических стимулов можно выделить следующие:

приток иностранных инвестиций в экономику;

большая прозрачность отечественных  компаний и, как следствие, улучшение  имиджа бизнеса за рубежом;

более глубокая интеграция экономики страны в мировую хозяйственную  систему;

улучшение качества статистической информации и возможность ее сопоставления.  

Основное преимущество от внедрения МСФО для белорусского бизнеса – выход на зарубежные рынки капитала и снижение цены привлекаемого  капитала[12;С.127].

На зарубежных рынках капитала компания сталкивается с требованиями кредиторов по предоставлению качественной финансовой информации. Западные финансовые институты не в состоянии оценить  финансовое положение заемщиков  и результаты их деятельности исходя из информации, подготовленной согласно белорусскому законодательству. Кроме  того, составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО дает более  достоверную и объективную картину  состояния организации, тем самым  снижая для кредитора риски, связанные  с непрозрачностью финансовой отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подготовка финансовой отчетности в соответствии с Международными   стандартами финансовой отчетности (МСФО)

 
1. Как получить услугу; 
2. Перечень услуг по МСФО; 
3. Информация, необходимая для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО; 
4. Принципы подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО; 
5. Способы составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО; 
6. Участие аудитора в подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

 

Шаг 1. Заполнение анкеты и  отправление 
Анкета для одиночных компаний 
Анкета для групп компаний

Шаг 2. Направление финансового  предложения 
Финансовое предложение отправляется в течение 1 рабочего дня с момента получения необходимого комплекта документов.

Шаг 3. Заключение договора и  приступить к работе 
Запросить образец договора

 

2. Перечень услуг по  подготовке финансовой отчетности  по Международным стандартам  финансовой отчетности:

1. Разработка и реализация  индивидуального плана перехода  на МСФО; 
2. Разработка рекомендаций по совершенствованию учетной политики компании в целях соответствия МСФО, разработка отдельной учетной политики и плана счетов по МСФО; 
3. Разработка внутренних положений компании по учету активов, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с МСФО; 
4. Разработка и внедрение наиболее приемлемого способа подготовки финансовой отчетности по МСФО: 
4.1. трансформация российской бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность, соответствующую требованиям МСФО; 
4.2. методология ведения параллельного учета в соответствии с МСФО с учетом особенностей программного обеспечения, используемого в компании; 
5. Разработка консолидационной модели для составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО для группы компаний; 
6. Разработка и внедрение программного обеспечения для автоматизации процесса подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО; 
7. Подготовка финансовой отчетности отдельных компаний и консолидированной финансовой отчетности по МСФО для группы компаний; 
8. Защита финансовой отчетности по МСФО перед аудиторами и сопровождение отчетности при работе с инвестиционными банками, кредиторами, инвесторами, рейтинговыми агентствами и другими заинтересованными лицами; 
9. Диагностика существующей системы составления финансовой отчетности по МСФО с целью разработки рекомендаций и процедур, направленных на значительное сокращение сроков составления отчетности [13;С.16].

 

3. Информация, необходимая  для составления финансовой отчетности  в соответствии с международными  стандартами финансовой отчетности

Для оказания услуг по составлению  финансовой отчетности отправной точкой являются: 
1. Учетная политика по международным стандартам финансовой отчетности; 
2. Проаудированная финансовая отчетность, составленная по российским стандартам бухгалтерского учета; 
3. Данные бухгалтерских регистров; 
4. Данные управленческого учета.

 

4. Принципы подготовки  финансовой отчетности в соответствии  с международными стандартами  финансовой отчетности

Если в максимально  сжатой форме сформулировать сущность международных стандартов финансовой отчетности, можно определить, что они базируются на трех главных концепциях: 
• справедливая стоимость,  
• приоритет экономического содержания над правовой формой; 
• прозрачность.

Информация о работе Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам