Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа
Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
В этой связи не случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов вкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправным путем, является главным направлением в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Стр.
Введение
3
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
6
Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
6
Формы и виды банковского надзора и контроля
13
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
19
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
19
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
22
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
27
3.1 Эффективность банковского надзора
27
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
31
Заключение
38
Список использованных источников и литературы
Стр. | |
Введение |
3 |
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России |
6 |
|
6 |
|
13 |
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ |
19 |
2.1 Банк России как органа надзора и контроля |
19 |
2.2 Механизм воздействия
Банка России в порядке |
22 |
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ |
27 |
3.1 Эффективность банковского надзора |
27 |
3.2 Повышение эффективности банковского надзора |
31 |
Заключение |
38 |
Список использованных источников и литературы |
40 |
Приложение |
42 |
Введение
Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
В этой связи не случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов вкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправным путем, является главным направлением в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Несмотря на то, что механизм контрольно-надзорной деятельности в банковской системе исследовался учеными-юристами многих поколений, говорить о том, что в достаточной степени изучены все аспекты данного феномена пока нельзя. В этой связи исследование административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации представляется весьма актуальным и своевременным.
Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Достижение указанных целей обусловлено постановкой и решением следующих задач:
Работа основана на анализе положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов и методических рекомендаций Банка России.
Теоретическую основу работы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе составили труды Братко А.Г., Гейвандовп Я.А., Жарковская Е.П., Костерина Т.Н., Максимов М.В., Неретина М.С., Трохова М.Е.
Специальное внимание уделено публикациям в периодической печати позиций Арсланбековой А.З. Симановского А.Ю., Голиковой Ю.С., Котлярова М.А., Неретина М.С.
Информационную базу исследованию составили статистические и аналитические материалы Банка России, касающиеся его контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в том, что обобщены теоретические наработки по исследуемой проблематике, уточнен понятийный аппарат, используемый в административно-правовом механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, также были определены пути по совершенствованию административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1. Понятие, сущность, цели и значение надзора и контроля Банка России
Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.
Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами [9; с. 43]. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности.
Максимов М.В., исследовав проблемы контроля и надзора в банковской деятельности, отмечает, что в отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности надзорных органов с поднадзорными объектами [13; с.57]. В процессе надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точки зрения законности. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается.
Елизаров В.Н. определяет банковский надзор через контроль. В частности, В.Н. Елизаров пишет о том, что банковский надзор представляет собой общий государственный надзор в определенной области хозяйства — банковском секторе [10; с. 197]. Банковский надзор — это контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика.
Согласно ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального бака РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля [1]. Конституция устанавливает также, что данную функцию Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти. Указанные положения Конституции РФ, как указывает Симановский А.Ю., по существу обусловливают целесообразность наделения Банка России широким спектром надзорных функций [23; с. 12].
Банковский надзор осуществляется, главным образом на основании, двух федеральных законов: ФЗ «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», а также на основании многочисленных нормативных актах, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций [6].
Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов [23; с. 13].
Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности [8; с. 206].
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России.
В общем виде объекты банковского надзора закреплены в банковском законодательстве. К ним относятся кредитные организации. Однако помимо самих кредитных организаций к объектам банковского надзора следует отнести филиалы и представительства кредитных организаций в РФ и за ее пределами, а также филиалы и представительства иностранных банков в России.
Субъектом банковского надзора является Банк России. Функции банковского надзора могут осуществляться Банком России, его высшими органами управления, органом банковского надзора при Банке России, создаваемым по решению Совета директоров, а также территориальными учреждениями Банка России. Банковский надзор обеспечивается путем постоянного наблюдения и проведения проверок.
Предметом банковского надзора является осуществляемая кредитными организациями банковская деятельность, в ходе которой должны соблюдаться банковское законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы банковского права России. Из содержания ст. 55 Закона о Банке России следует, что предмет банковского надзора не ограничен только обязательными нормативами [6]. Предметом банковского надзора охватываются практически все нормы банковского законодательства и нормативных правовых актов Банка России, касающиеся кредитных организаций, их филиалов, филиалов и представительств иностранных банков
Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
Братко А.Г. выделяет три основные задачи банковского надзора:
Исходя из задач, Братко А.Г. определяет функции банковского надзора. Функции банковского надзора - это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации [8; с. 208].
По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:
- изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
- проверка соблюдения
кредитной организацией
- анализ баланса и отчетности банка;
- изучение динамики отдельных
показателей банковской
- проверка решений органов управления;
- проверка работы ревизионной комиссии;
- анализ договорных отношений
кредитной организации с
- проверка соблюдения
договорных обязательств
- анализ способов размещения
собственных и временно
- проверка управления рисками;