Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
В этой связи не случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов вкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправным путем, является главным направлением в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Содержание

Стр.
Введение
3
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
6
Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
6
Формы и виды банковского надзора и контроля
13
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
19
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
19
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
22
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
27
3.1 Эффективность банковского надзора
27
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
31
Заключение
38
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

банк.менед.Гульнара.docx

— 105.63 Кб (Скачать файл)

_ - проверка формирования  резервов;

- проверка гарантий;

- проверка обоснованности  и законности формирования доходов;

- изучение договоров и  причин потерь по отдельным  видам деятельности;

- выявление фактов искажения  доходов и расходов, обнаружение  возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с  результатами применения санкций  за нарушение и несоблюдение  договорных обязательств;

- выявление причин, мотивов  и обстоятельств, способствовавших  банковским нарушениям;

- выяснение целей нарушения  нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;

- выяснение причин и  целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций  и сделок, прежде всего создающих  повышенный риск и повлекших  нарушение экономических нормативов;

- проверка соблюдения  кредитной организацией предписаний  Банка России.

Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные функции как основные действия Банка РФ и разделяет их на:

  1. основные (анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций; осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов; применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).
  2. вспомогательные (издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее) [23; с. 13].

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

  1. макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
  2. социально-экономические приоритеты развития общества;
  3. совершенство законодательной базы;
  4. проводимая Банком России кредитная политика;
  5. степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
  6. исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

Основными принципами банковского надзора являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление надзора именно Банком России [9; с. 60].

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы - Банк России - не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни было органа [8; с. 207].

Контрольные функции представляют собой осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Банковский валютный контроль за кредитными организациями, как представляется, включает надзор за соблюдением ими банковских правил работы с валютными ценностями, а также государственный надзор за деятельностью уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля [13; с.58].

То же самое касается антимонопольного контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона о банках и банковской деятельности, который в большей мере является разновидностью банковского надзора, чем самостоятельным направлением банковского контроля.

Что же касается контрольных функций Банка России, возложенных на него другими (небанковскими) федеральными законами, то они реализуются не в связи с банковской деятельностью кредитных организаций. Поэтому соответствующие контрольные полномочия Банка России являются предметом регулирования иных отраслей российского законодательства (валютное, таможенное, налоговое, бюджетное, гражданское и т.п.) и могут именоваться банковскими с большой натяжкой, да и то лишь потому, что их осуществляет Банк России. Данный вывод имеет важное значение в вопросе о разграничении контроля и надзора в сфере банковской деятельности.

Таким образом, выполнение Банком России ряда надзорных функций обосновывается функциональной и экономической целесообразностью. Помимо этого, специально в отношении банковского надзора следует иметь в виду, что кроме Банка России ни один орган не имеет опыта организации системы банковского надзора, включая в данном случаев понятие «опыта» систему функциональных возможностей кадрового обеспечения и представления о направлениях в развития надзора.

 

 

1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля

 

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

  1. лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;
  2. текущий контроль (рис. 1).

Рис.1. Формы и методы контроля над деятельностью банков со стороны ЦБ РФ [11; с. 98]

 

Лицензирование выполняет функцию входного контроля. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера [23; с. 14]. Причиной такого рода угроз является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает сочетание того и другого методов (рис.2).

 

Рис.2. Виды банковского надзора

 

Контроль над работой банков осуществляется для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за работой каждого банка в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор прямого (превентильного) регулирования деятельности коммерческих банков в России представлены на рисунке 1.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую представляют банки. Симановский А.Ю. называет данный вид офсайт надзор [24; с. 4].

Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.) [8; с. 206].

В 2008 году ЦБ РФ назначил кураторов практически во всех крупных и средних банках. Основными задачами кураторов – формирование чёткого представления о характере бизнеса и профиле рисков в курируемой кредитной организации, постоянный мониторинг ее деятельности.

Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы [19; с.11]. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками.

Второй вид банковского надзора – контрактный (онсайт надзор). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Инспектирование кредитных организаций осуществляется по определённой схеме, представленной в приложении 1.

Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Инспекционные проверки проводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверке инспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многих подразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными. Эта система взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течение нескольких лет.

Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация как таковая;

б) системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

а) правовые отношения;

б) финансовые отношения;

в) бухгалтерских учет и отчетность.

К сожалению, как указывает Братко А.Г., практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организации как таковой [8; с. 211].

Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект - банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.

И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

1) анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

2) проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте;

3) проведение внешнего  аудита аудиторской фирмой. Сведения  о фирме и ее аудиторское  заключение представляются в  Банк России [12; с. 33].

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Конкретно, порядок инспектирования кредитной организации и оформление акта ее проверки, регулируются нормативными актами Банка России:

- Инструкция Банка России  от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

Информация о работе Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ