Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
В этой связи не случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов вкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправным путем, является главным направлением в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Содержание

Стр.
Введение
3
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
6
Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
6
Формы и виды банковского надзора и контроля
13
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
19
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
19
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
22
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
27
3.1 Эффективность банковского надзора
27
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
31
Заключение
38
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

банк.менед.Гульнара.docx

— 105.63 Кб (Скачать файл)

Следующий аспект внедрения РОН - кадровые возможности. Здесь следует констатировать, что коммерческий сектор по-прежнему выигрывает соревнование за кадры у Банка России. Решением проблемы могла бы стать система гибкой организации труда и его гибкой оплаты, ориентированная на создание условий для выполнения приоритетных задач. Однако такая система, очевидно, выпадает из традиций организации и оплаты труда в общественном секторе экономики.

Практическими задачами по внедрению структурных компонентов РОН, которые предстоит решать в обозримой перспективе, являются:

1) формирование классической  системы раннего реагирования3, базирующейся на прогностическом эффекте статистических моделей функционирования банков и их относительно однородных групп;

2) развитие методических  подходов и системы оценок  качества организации деятельности  кредитных организаций, включая  уровень управления и внутреннего  контроля;

3) доработка и формализация  системы покомпонентных оценок  деятельности банков (системы надзорных  рейтингов);

4) совершенствование организации  надзора [25].

Требования, предъявляемые к кредитным организациям на стадии лицензирования, имеют тенденцию к развитию и совершенствованию. Тем не менее, они еще не вполне отвечают международным подходам, в том числе и потому, что российское законодательство пока регулирует вопросы лицензирования банковской деятельности весьма поверхностно. Так, законодательство предоставляет лицензирующему органу лишь ограниченные возможности оценки корпоративной структуры будущей кредитной организации и характеристик ее учредителей, не предусматривает возможность отказа в согласовании претендентов на занятие руководящих постов по критерию неудовлетворительной деловой репутации.

Имеются недостатки и в самой системе лицензирования. Будучи сформированной под влиянием разнообразных подходов и тенденций, система лицензирования является недостаточно четкой и обоснованной. На это указывает, в частности, существование нескольких разновидностей лицензий, на основании которых работают банки, в то время, как универсальный статус банка, предусмотренный ФЗ «О банках и банковской деятельности», с точки зрения автора, делает вполне достаточным два вида банковских лицензий.

Неретин М.С. указывает, что в целях совершенствования статуса Банка России как субъекта административной юрисдикции необходимо в главе 23 КоАП РФ уточнить его полномочия относительно возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении кредитных организаций [14; с.79]. Кроме того, полномочия Банка России как субъекта административной юрисдикции необходимо увязать с его функциями в сфере осуществления банковского надзора, а также установить конкретные меры административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности для должностных лиц кредитной организации.

Необходимо отметить, что ст. 15.26 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, носит весьма не конкретный характер [1]. В этой связи для усиления мер административной ответственности в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе было бы вполне целесообразно предусмотреть ответственность кредитной организации, а также ее должностных лиц за нарушение ими режима, который установлен надзорной деятельностью Банка России.

Торохов М.Е. среди направлений совершенствования банковского надзора и контроля предлагает перенести центра тяжести на содержательную оценку ситуации в кредитной организации, основанную на реализации риск-ориетированных подходов в организации контроля [15; с.96 ]. При этом основные усилия должны быть направлены на мониторинг тех областей банковской деятельности, которые подверженные наибольшим рискам, таким как легализация преступных доходов, кредитование, достаточность капитала.

Кроме вышеперечисленного, необходимо внедрить новые методы оценки деятельности кредитных организаций, нацеленные на достижение единых подходов к оценке деятельности банков, применяемых Банком России в рамках текущего надзора за деятельностью кредитных организаций и подходами, используемыми при оценке соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

Нужна реализация комплекса надзорных мер, в области учета и отчетности кредитных организаций, повышение требований к процедурам контроля объема и качества публикуемой информации, реализацию при составлении отчетности критериев, признанных международной практикой, связанных с использованием международных стандартов финансовой отчетности.

Развитие банковского контроля предполагает переход от оценок уровня конкретных рисков в деятельности кредитных организаций на базе сведений о степени соблюдения банком пруденциальных норм, установленных Банком России, к оценкам уровней рисков, базирующихся на мотивированном суждении о качестве активов, состоянии обязательств и собственных средств кредитной организации, качестве элементов системы управления.

Применение указанных подходов при построении банковского контроля гарантирует, что ее функционирование обеспечит:

− выявление сфер деятельности подразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и/или областей, в которых деятельность банка наиболее подвержена рискам в силу дефектов систем управления, контроля и/или иных внутрибанковских систем;

− выявление слабых подразделений и осуществление контроля над ними в более интенсивном режиме, чем за подразделениями, чье состояние не вызывает мотивированных опасений.

 

 

Заключение

 

Для обеспечения законности и правопорядка в банковской системе осуществляется контрольно-надзорная деятельность. Проверочная деятельность, осуществляемая Банком России в отношении кредитных организаций, является по своей правовой природе контрольно-надзорной.

Банковский надзор - это надзор, осуществляемый Банком России за соблюдением нормативных предписаний кредитными организациями. Данный надзор осуществляется в установленных законом формах и с помощь определенных методов, направленных на защиту интересов кредитных организации и их клиентов, а также предупреждение преднамеренных банкротств кредитных организаций. Кроме того, банковский надзор направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Контрольно-надзорная деятельность в банковской системе Российской Федерации достаточно разнообразна. Контрольно-надзорная деятельность Банка России сочетает в себе как регулирующее, так и управляющее воздействие на работу кредитных организаций с отведением преобладающего места и значения регулирующему методу.

Банковский надзор относится к внутриведомственной (внутриотраслевой) надзорной деятельности, содержащей в себе элементы самоопределения поднадзорных субъектов.

Классификацию видов банковского надзора возможно проводить по критерию наличия либо отсутствия у надзорного органа непосредственной связи с проверяемой кредитной организацией на дистанционные и контактные проверки.

 Объектом банковского  надзора является деятельность  кредитных организаций. Деятельность  кредитных организаций в сфере  банковского надзора -урегулированная  нормами права, локальными нормативными  актами, актами применения Банка  России, обычаями делового оборота, совокупность действий кредитной организации, непосредственно связанная с совершением банковских операций и других операций кредитных организаций, так и непосредственно не связанная с ними, но их обеспечивающая, вытекающая из их существа или могущая повлиять на их совершение.

При осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций необходимо руководствоваться общеправовыми и специальными принципами: правовой исследовательской деятельности, контрольно-надзорной (контрольной и надзорной) деятельности, принципами банковского надзора.

Суммируя сказанное по вопросу о повышении системной эффективности банковского надзора, необходимо отметить следующее:

1. Во главу угла всех  решений, принимаемых по линии  банковского надзора, должна ставиться  цель, определенная банковскому  надзору законодательством.

2. Конкретные методы, способы  и приемы банковского надзора  должны обеспечивать реализацию  надзором своих задач и в  этом смысле играть подчиненную  роль. Одновременно необходимо обеспечить  развитие инструментов банковского  надзора с учетом международного  опыта его осуществления.

3. Повышение эффективности  банковского надзора предполагает  развитие содержательного начала (компонента), т. е. ориентацию надзора  на риски банковской деятельности.

4. Задачи по повышению  эффективности банковского надзора  могут быть наиболее успешно  решены в условиях совершенствования  законодательства, политической поддержки  функций по банковскому надзору  и банковского надзора, а также при улучшении конкурентных позиций банковского надзора на рынке труда.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Нормативно-правовая база
  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ
  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.
  3. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций
  4. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
  5. Федеральный закон от 10.07. 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  6. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБ РФ от 10.08.2004, протокол N 21)

 

  1. Литература
  1. Арсланбекова А.З. Методы совершенствования банковского надзора в российской федерации// Банковское право. – 2007. - № 3. - С. 10-14.
  1. Банковский надзор: каким ему быть? (Актуальная тема)// Деньги и кредит. -2007.-№4. – 7-19 с.
  2. Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики)/А.Г. Братко – М.: 2007. – 784 с.
  3. Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия/ Гейвандов Я.А. - М.: Изд-во МНИМП, 1997. – 115 с.
  4. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банковский надзор как неотъемлемая функция Центрального банка
  5. Елизаров В.Н.: Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты. Сборник. -Калининград.: Изд-во КГУ, 2005 г.- с. 196-204
  6. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская.— М.: Омега-Л, 2005. — 452 с.
  7. Костерина Т.Н. Банковское дело/ Т.Н. Костерина. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 176 с.
  8. Котляров М.А. Статус центрального банка России как элемент эффективного регулирования банковской деятельности // Финансы и кредит. - 2008. - № 11. - С.2-6
  9. Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российской федерации. Диссертация. 12.00.14.- М.: ПроСофт-М, 2002.- 196 c.
  10. Неретин М.С. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Диссертация.12.00.14.-М.: МГУ, 2009. –204 с.
  11. Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс//Деньги и кредит. – 2001.- №5. – 12-18 с.
  12. Симановский А.Ю. К вопросу о повышении эффективности банковского надзора//Деньги и кредит, 2002. – №9. – 3-7 с.
  13. Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора. Диссертация. 08.00.10.-М.: АНХ при Правительстве РФ, 2007. - 128с.

 

Приложение 1

 

Схема инспектирования кредитных организаций Банком России

Инспектирование кредитных организаций


Планирование проверок


Принятие решения о проверке и его

документальное оформление


Решение организационных вопросов,

связанных с выходом инспекционных групп

в кредитные организации


Изучение инспекционной группой

представленных документов кредитной

организации


Подготовка проекта акта проверки


Изучение проекта акта в функциональных

подразделениях Банка России


Доработка акта проверки


Принятие решения по акту


Направление акта проверки руководству

Банка России

(территориального учреждения)


Ознакомление руководителей кредитной

организации с актом проверки


Подписание акта проверки руководством

кредитной организации


Размещено

1 РОН - система, которая затрагивает по существу все компоненты надзора, включая анализ отчетности, систему раннего предупреждения (СРП), надзорные системы классификации кредитных организаций по степени финансовой устойчивости (так называемые надзорные рейтинговые системы), а также подходы к оценке системной устойчивости банковского сектора.

2 Выявлении в деятельности кредитных организаций (в основном методами документарного надзора)  зон (областей) повышенного риска, проверке на месте  состояния  кредитных организаций по  соответствующим  направлениям,  установлении  степени  реальных либо потенциальных проблем и определении режима банковского надзора, т. е. степени интенсивности и характера требований, предъявляемых к кредитным организациям, включая, при необходимости, характер мер надзорного воздействия.

3 Выявление  реальных проблем деятельности банка на ранней стадии, подверженность его проблемам, с тем, чтобы определить режим надзора, а при наличии реальных проблем и меры надзорного реагирования, которые наиболее показаны в данной ситуации. В рамках системы раннего предупреждения проводятся формализованные оценки ситуации в банках по статистическим методикам (моделям).

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ