Проблемы управления рисками в деятельности кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение содержания управления банковскими рисками в рамках управления активами и пассивами банка.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
изучить основные риски в банковской деятельности;
оценить нормативно-правовую базу, регулирующую банковские риски;
рассмотреть зарубежный опыт управления банковскими рисками;
раскрыть сущность кредитного риска и специфика управления им;
проследить порядок создания резерва на возможные потери по ссудам, отраженного в бухгалтерском учёте;
охарактеризовать особенности управления операционным риском, способы их минимизации;
проанализировать структуры предоставленных кредитов кредитными организациями в Российской Федерации за 2010-2011 годы;
выявить проблемы управления рисками в деятельности кредитной организации и наметить перспективы их преодоления.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..
Раздел 1. Сущность и роль управления рисками кредитных организаций ………………
1.1 Понятие банковских рисков, их виды и классификация ……………………………..
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая банковские риски ……………………….
1.3 Зарубежный опыт управления банковскими рисками ………………………………..
Раздел 2. Оценка и управление банковскими рисками, пути их минимизации …………
2.1 Сущность кредитного риска и специфика управления им ……………………………
2.2 Порядок создания резерва на возможные потери по ссудам, отраженного в
бухгалтерском учёте ……………………………………………………………………..
2.3 Особенности управления операционным риском, способы их минимизации
2.4 Анализ структуры предоставленных кредитов кредитными организациями в Российской Федерации за 2010-2011 годы
Раздел 3. Проблемы управления рисками в деятельности кредитной организации
3.1 Проблемы управления кредитным риском
3.2 Влияние рисков на эффективность работы кредитной организации
Заключение …………………………………………………………………………………..
Библиографический список …………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Текст курсовой работы.docx

— 217.35 Кб (Скачать файл)

     2.3 Особенности управления  операционным риском, способы их минимизации 

     Операционные  риски связанны с возможными нарушениями  расчетных технологий на взаимосвязанных  участках структурных подразделений  банка, участвующих в расчетах.

     В среднем по объему выполняемых операций в коммерческом банке при предоставлении расчетных услуг участвуют следующие подразделения:

     Операционное  управление;

     Отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отношений;

     Бухгалтерия;

     Управление  электронной обработки информации.

     Операционное  управление организует работу банка  в сфере безналичных расчетов, осуществляет полное обслуживание по расчетным, текущим и ссудным  счетам клиентов, операциям по другим банковским счетам.

     Основной  функцией операционных работников является расчетное обслуживание клиентов. Расчетное  обслуживание включает:

  • открытие расчетных и текущих счетов в соответствии с заключаемыми договорами банковского счета;
  • прием от юридических и физических лиц денежно – расчетных документов на списание с их счетов денежных средств в соответствии с законодательно установленной очередностью платежей;
  • зачисление денежных средств на счета получателей по поручениям плательщиков;
  • организацию способов платежа (валовые расчет; клиринг);
  • прием и выдачу расчетных чеков и последующее зачисление по ним денег на счета клиентов;
  • проведение операций по аккредитивам;
  • бесспорное и безакцентное списание денежных средств по инкассовым поручениям и платежным требованиям;
  • консультирование клиентов по вопросам списания и зачисления денежных средств, использованию тех или иных форм расчетов и способов платежа;
  • оказание других услуг в соответствии с договором банковского счета;
  • организацию корреспондентских отношений и ведение корреспондентских счетов;
  • электронную обработку денежно – расчетных документов и передачу информации по каналам связи; 
  • отражение в бухгалтерском учете и отчетности банка расчетных операций, формирование и передачу клиентам выписок по счетам в установленном порядке.

     На  каждом из перечисленных этапов деятельности операционных работников возможно возникновение рисков в форме нарушения требований Банка России к проведению расчетов, а так же внутрибанковских инструкций и учетной политики.

     Способы управления операционными рисками. В целях предотвращения подобных рисков во всех, даже самых небольших  банках имеется организационная  схема, отражающая распределение ответственности  и полномочий. В ней должны быть четко сформулированы служебные  обязанности каждого сотрудника, участвующего в оформлении цепочки  расчетных технологий. Каждая должность должна быть описана с указанием требуемых для нее качеств и квалификации.

     В среднем по размерам банка необходимы один или два уровня контроля, которые  должны быть наделены достаточными полномочиями.

     В течении многих лет роль менеджеров по безналичным расчетам в коммерческих банках выполняли главные бухгалтеры, руководители операционных управлений и отделов корреспондентских отношений. В настоящее время в достаточно крупных банках это положение изменяется. Менеджеры высшего уровня с большим вниманием начинают относится к проблемам надежности организации расчетов и платеже способности банка. Организация управления расчетами обеспечивает не только получение комиссии от оказания расчетных услуг, но и способствует дополнительному привлечению клиентов благодаря качественному и безопасному расчетному обслуживанию, что в свою очередь расширяет депозитную базу банка и создает возможность предоставления других услуг.

     Вопрос  о появлении самостоятельной  должности менеджера по расчетам и его подчиненности определяется отношением высшего руководства банка к работе данного специалиста. Менеджер по расчетам – не бухгалтер; он без сомнения должен иметь основные знания по бухгалтерскому учету, знать, как функционирует операционный отдел, бэк-офис, бухгалтерия банка. Однако поставить его под контроль бухгалтера или поручить его функции бухгалтеру – значит недооценивать важность этого участка работы в банке.

     Менеджер  по расчетам долен тесно взаимодействовать  с отделом финансов и корреспондентских отношений, с тем чтобы решения по организации расчетных технологий принимались в рамках общего управления ликвидностью и платежеспособностью банка.

     Менеджер  по расчетам должен очень внимательно  следить за качеством работы по оформлению денежно – расчетных документов, подлежащих оплате как поступающих  от клиентов, так и формируемых  в банке, за состоянием картотек неоплаченных документов клиентов и самого банка, за своевременностью снижения сумм по корреспондентским счетам.

     Замечания и рекомендации менеджера по расчетам по оформлению документов, организации документооборота, контролю и способам платежа должно обязательно учитываться.

     Низкое  качество организаций расчетов может  привести к оттоку клиентов из банка  и снижению доходов. Бесконтрольные расчеты могут внести хаос в структуру  ликвидности.

     Важное  значение для эффективного менеджмента имеет качественная и оперативная информация о состоянии расчетных технологий в банке.

     Отчеты  для менеджеров по безналичным расчетам распадаются на две категории: способствующие принятию решений и позволяющие  отслеживать результаты принятых решений. Первая категория оперативной отчетности включает ведомости остатков по лицевым расчетным счетам клиентов, состояние картотек № 1 и 2 к внебаланвовым счетам 9090 и 90902, выписки по корреспондентским счетам, договоров банковского счета, оперативные данные по доходности расчетных услуг, комиссии по расчетным услугам своего банка и банков - конкурентов.

     Вторая  категория отчетности для менеджеров по расчетам дополнительной и текущей  бухгалтерской отчетности включает данные о количестве открытых, действующих  и закрытых расчетных, текущих и корреспондентских счетов, привлеченных ресурсов, данные о скорости прохождения документов.

     Обе категорий отчетности должны точно  отражать текущую ситуацию и быть максимально своевременными и оперативными, дополняя бухгалтерскую отчетность.

     Таким образом, активное управление расчетными технологиями, минимизация расчетных рисков и повышение рентабельности расчетных услуг требуют от банковского менеджмента соблюдения следующих мер предосторожности:

  • четкое соблюдение нормативных требований по организации, учету и оформлению расчетов;
  • использование электронных технологий для проведения расчетов в режиме реального времени;
  • организацию четкого документооборота, внутреннего, текущего и последующего банковского контроля;
  • квалифицированное управление корреспондентскими счетами и текущей ликвидностью;
  • создание резервов для поддержания текущей ликвидности;
  • направление достаточных денежных средств для поддержания технической базы электронных расчетов и на подготовку квалифицированного персонала.

     Деятельность  менеджера по организации расчетных  технологий может оцениваться по показателям привлечения дополнительных денежных ресурсов в связи с открытием  новых расчетных и текущих  счетов клиентов, удержанием или увеличением  сроков размещения привлеченных ранее  денежных средств клиентов. Деятельность менеджера по расчетам можно оценивать так же по объему полученных комиссий как в абсолютных значениях, так и по удельному весу в доходах и динамике за ряд лет. 

     2.4 Анализ структуры  предоставленных  кредитов кредитными  организациями в  Российской Федерации  за 2010-2011 годы 

     Для российского банковского сектора 2010 год характеризовался постепенным преодолением последствий мирового финансового кризиса и постепенным сворачиванием антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Банка России.

     На  начало 2010 года объем кредитов, депозитов  и прочих привлеченных средств, полученных кредитными организациями от Банка России, составлял 1,4 трлн. рублей и формировал 4,8% пассивов банковского сектора. К концу года объем этих средств уменьшился до 0,3 трлн. рублей, что составляет лишь 1,0% пассивов банковского сектора ( рисунок 1). Таким образом, роль Банка России в формировании ресурсной базы кредитных организаций стала сопоставимой с той, которая была до кризиса.

     В 2010 году ресурсная база банков расширялась в значительной степени за счет притока средств клиентов. На эту динамику прежде всего существенно повлиял рост вкладов физических лиц, объем которых достиг к концу 2010 года 9818,0 млрд. рублей.

     Их  годовой прирост составил 31,2% (по сравнению с 26,7% в 2009 году и 24,5% в среднем  за 2007-2008 годы).

     Высокие темпы сохранялись, несмотря на заметное снижение процентных ставок по вкладам  в течение года. Доля данного источника  в совокупных пассивах банковского  сектора выросла за 2010 год с 25,4 до 29,0%. При этом рост обеспечивали исключительно рублевые вклады; валютные, напротив, сокращались.

     В результате доля рублевых вкладов в  их общем объеме за 2010 год выросла  с 73,6 до 80,7%.

     В условиях усиления конкуренции, в первую очередь по процентным ставкам по вкладам, доля Сбербанка России на рынке  вкладов физических лиц сократилась  с 49,4 до 47,9%. 

     Рисунок 1 – Структура пассивов банковского  сектора 

     За 2010 год вклады на срок свыше 1 года выросли на 33,2%, а их удельный вес в общем объеме вкладов физических лиц, привлеченных банковским сектором, увеличился с 63,7 до 64,7%.

     В условиях стабилизации макроэкономической  ситуации кредитные организации стали постепенно отходить от консервативной политики. Это привело к росту активов банковского сектора: за год они выросли на 14,9% – до 33 804,6 млрд. рублей (за 2009 год – лишь на 5,0%). Отношение активов к ВВП за 2010 год сократилось с 75,9 до 75,2%.

     В течение большей части 2010 года отмечался  умеренный рост активов банковского  сектора (в среднем 1,2% в месяц), однако начиная с ноября темпы прироста увеличились (2,9% в ноябре–декабре) ( рисунок2,3). 

     Рисунок 2 - Кредиты, депозиты и прочие средства, привлеченные на межбанковских рынках по срокам погашения (доля в общей сумме в %) 
 

     Рисунок 3 – Темпы прироста активов 

     В течение 2010 года сокращался разрыв между спросом и предложением кредитных ресурсов, в том числе благодаря переоценке банками уровня рисков в экономике и, соответственно, снижения премии за риск в стоимости кредитов. Во втором полугодии на фоне снижения процентных ставок по кредитам, особенно первоклассным заемщикам, наметилась тенденция к росту кредитования нефинансового сектора экономики.

     Общее оживление экономики привело  к восстановлению платежеспособности предприятий и граждан и возобновлению спроса на банковские кредиты. В связи с этим в 2010 году наблюдался рост как розничных, так и корпоративных кредитов. Суммарный объем кредитов, выданных данным двум категориям заемщиков, за 2010 год вырос на 12,6% – до 18 147,7 млрд. рублей. Тем не менее их доля в активах банковского сектора сократилась с 54,8 до 53,7% , что было связано с более интенсивным, по сравнению с ростом кредитования, ростом других статей, прежде всего вложений в ценные бумаги.

     В 2010 году в общем объеме кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам незначительно увеличилась доля банков, контролируемых государством, а также банков, контролируемых иностранным капиталом. Однако существенного перераспределения позиций, занимаемых на рынке кредитования банками различных групп, не произошло.

     В кредитном портфеле банков основной удельный вес по-прежнему приходится на кредиты, предоставленные нефинансовым организациям. В 2010 г. они увеличились на 12,1% – до 14 062,9 млрд. рублей (в 2009 году прирост составил лишь 0,3%).

Информация о работе Проблемы управления рисками в деятельности кредитной организации