Развитие аудиторской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организационной подготовки аудиторской проверки.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрены экономические субъекты аудита - клиенты и их выбор;
изучены письмо-обязательство аудитора и договор на оказание аудиторских услуг;
исследованы особенности организации подготовки аудиторской проверки на примере конкретного предприятия.
Объектом исследования в данной работе является предприятие – ООО «Кверс».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации подготовки аудиторской проверки 4
1.1 Экономические субъекты аудита – клиенты и их выбор 4
1.2 Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита 6
1.3 Согласование условий по проведению аудита и оценка стоимости аудиторских услуг 9
1.4 Планирование аудиторской поверки 15
Глава 2. Особенности организации подготовки аудиторской проверки ООО «Кверс» 20
2.1 Организационная характеристика ООО «Кверс» 20
2.2 Организация подготовки аудиторской проверки ООО «Кверс» 22
Глава 3. Развитие аудиторской деятельности в России 32
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Организация подготовки аудиторской проверки.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Совету Министров  Правительства РФ было поручено в  срок до 1 февраля 1994 года утвердить  представленный Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте РФ порядок  получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности (в дополнение к порядку аттестации). Юридические лица (аудиторские организации) и физические лица (аудиторы), индивидуально занимающиеся аудиторской деятельностью, были обязаны до 1 января 1995 года получить соответствующие лицензии на право осуществлять аудиторскую деятельность. Срок перехода был сильно жестким и практически не реализуемым. Именно с этой целью Правительство РФ расширило с 1995 года состав экономических субъектов обязательного аудита, тем самым в официальном порядке отодвинув срок получения лицензий на более поздний.

Главной проблемой  аудиторского движения во второй половине 90-х годов были значительные размеры  лицензионного сбора на получение  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности. Лицензионный сбор был установлен исходя из минимального размера оплаты труда, причем из расчета для аудитора - 30 МРОТ, для аудиторских организаций - 150 МРОТ, выплачивавшихся ежегодно. При этом при выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора увеличивался пропорционально и лишь на один тип лицензии. В случае если администрация аудиторской организации решила осуществлять все виды аудиторских услуг на протяжении 5 лет, то она несла не только весьма существенные расходы на аттестацию специалистов различного профиля, но и расходы на выплату лицензионного сбора в размере 3000 МРОТ.

Кроме того, за попытку осуществлять аудиторскую  деятельность без лицензии (в том  числе и в результате ее аннулирования) действовали большие санкции, сохранившиеся  и по Федеральному закону от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" (ст. 11, 14, 16, 17, 20 и 21).

За счет таких  размеров лицензионных сборов и санкций  во второй половине 90-х годов рынок  аудиторских услуг был существенно  деформирован законодателем. На рынке  могли выжить преимущественно крупные организации, причем зачастую не отечественные, а иностранные аудиторы.

В этот период лицензирование осуществляли центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. Эти органы устанавливали свои, особые условия выдачи лицензий. Такие условия отличались разве что в сторону ужесточения общепринятого порядка.

2 этап. Лицензирование:

Регулирование деятельности аудиторов в соответствие с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в течение более 7 с половиной лет. Однако законодательное обеспечение аудиторской деятельности требовало совершенствования, поскольку Временные правила, сыграв важную роль в становлении аудита в России, полностью уже не отражали современного состояния на рынке, не соответствовали действительности и нуждались в реформировании.

Проект Федерального Закона «Об аудиторской деятельности»  был подготовлен на базе четырех  ранее разработанных проектов. В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и в некоторой степени зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности. Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов, определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Закон «Об аудиторской  деятельности» № 119-ФЗ вступил в  силу 9 сентября 2001 года, обозначив новый  этап аудиторской деятельности в  Российской Федерации. Условия и  правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам  и аудируемым лицам, приобрели силу закона.

Лицензирование  аудиторской деятельности (до исключения данного пункта с 1 января 2006 года) также  регулировал Федеральный закон  от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предоставлял уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности большие полномочия в области лицензирования аудиторской деятельности.

Среди этих правомочий можно выделить: -предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора; ведение реестра лицензий; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлен стандартный (при подаче документов на лицензирование любого вида деятельности) набор необходимых документов: заявление в произвольной форме (с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя; места нахождения юридического лица (в заявлении необходимо указывать либо почтовый адрес, либо адреса используемых юридическим лицом для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений) или домашнего адреса по месту регистрации в паспорте предпринимателя и данных документа, удостоверяющего личность предпринимателя); нотариально заверенная копия учредительных документов (устав и учредительный договор); нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления.

Кроме того, юридические  лица - соискатели лицензии должны представить  в лицензирующий орган один из документов, касающихся кадрового состава организации, указанных в п. 4 ст. 4 Закона об аудиторской деятельности и подп. "ж", "з" п. 5 Положения о лицензировании аудиторской деятельности

При этом под  кадровым составом аудиторской организации  понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и обслуживающего персонала.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии уполномоченный федеральный орган  принимает решение в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления  о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии - в размере 1000 рублей.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством России.

3 этап. Новый  виток в развитии аудиторской  деятельности:

Такой порядок  предоставления лицензии будет действовать  до 1 июля 2008 года, когда вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности»  ужесточил требования к саморегулируемым аудиторским объединениям (САО). Для приобретения статуса САО требуется не менее 3000 аудиторов (вместо 1000 по Закону № 119-ФЗ), в том числе индивидуальных аудиторов, или не менее 1500 аудиторских организаций (вместо 1000). Подобные требования позволят сформировать в России 4-5 саморегулируемых аудиторских объединений, имеющих многолетний практический опыт работы в данной области, что кажется оптимальным.

Данный проект Федерального закона значительно расширяет функции саморегулируемых аудиторских объединений. По ст. 21 проекта САО даны полномочия разрабатывать и устанавливать требования к вступлению в такое объединение, а также исключению из него, привлечения к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава этого объединения, а также федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Проект предполагает передачу большей части функций  по регулированию аудиторской деятельности аудиторскому сообществу, что и отвечает задаче перехода на международную практику регулирования аудиторской деятельности. Государство в лице Минфина России будет лишь вырабатывать государственную политику, нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, анализировать отчеты саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, вести государственный реестр таких объединений, а также осуществлять надзор за их деятельностью.

Организация саморегулирования  аудиторской деятельности в России отличается и будет отличаться от международного опыта. Сегодня в  России, в отличие от большинства  стран мирового сообщества с продолжительной  историей аудита, действует 5 саморегулируемых объединений, а не одно, как это зачастую рекомендуется. Хотя сегодня и наблюдается укрупнение аудиторских объединений посредством слияния и поглощения, в России вероятнее всего будет существовать несколько саморегулируемых аудиторских объединений, согласно выводам Программных рекомендаций для организации деятельности профессиональных аудиторских объединений в Российской Федерации (разработаны в 2006 г. в рамках проекта ТАСИС "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации").

В настоящее  время в Российской Федерации аккредитовано 5 профессиональных аудиторских объединений: некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России», созданное в 2000 году и дважды аккредитованное в Минфине России насчитывает сегодня свыше 2000 членов; некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» была создана в 1992 году и насчитывает сегодня более 1600 членов; некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов», учрежденное в 2000 году 36 компаниями, сегодня насчитывает 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных; некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», учрежденное в 2002 году и «поглотившее» в 2004 году Национальную Федерацию Консультантов и Аудиторов, сегодня насчитывает 1864 аудитора и 497 аудиторских организаций; некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», созданный в 1997 году и насчитывающий около 1000 членов в лице аудиторских фирм.

Федеральный Закон  «О саморегулируемых организациях»  вступил в действие лишь 7 декабря 2007 года. Этот закон, наконец, создал законодательную базу функционирования саморегулируемых организаций, но его эффективность, de facto, можно будет оценить лишь по истечении нескольких лет. В данном Законе так и не было законодательно определено ограничение числа саморегулируемых организаций, которое, как преобладает мнение, и не должно иметь место, поскольку приведет к существенной концентрации рынка и доминированию нескольких игроков.

Зарубежный  опыт саморегулирования сегодня  оценивается зачастую как положительный, но сегодняшние саморегулируемые организации не обладают достаточным весом и недостаточно независимы в своей деятельности. Профессиональные объединения пока очень молоды и слабы и делают лишь первые шаги в осуществлении проверок качества аудита. К тому же, осуществление некоторых видов аудиторской деятельности (аудит кредитных организаций) зачастую связано с наличием определенного «стажа», что и проверялось при получении лицензии. Саморегулируемые же аудиторские объединения выполнять необходимые для этого юридические процедуры пока не способны.

Введение нового порядка регулирования аудиторской  деятельности, прежде всего, вызовет  рост цен на услуги аудиторов, т.к. с переходом к САО затраты компаний возрастут (надо будет выплачивать членские взносы и отчисления в компенсационный фонд), а также спровоцирует уход с рынка небольших компаний, прежде всего, региональных.

Изменится качественный состав участников рынка аудиторских услуг: произойдет укрупнение и концентрация компаний, появятся новые игроки рынка за счет распада одних и объединения других компаний.

Возможно, в  краткосрочной перспективе увеличится количество фирм, желающих заниматься аудитом, однако, они, скорее всего, быстро и исчезнут.

Изменения окажут положительное воздействие на рынок  «черного аудита» - он постепенно начнет исчезать. Демпингующим компаниям станет не выгодно содержать определенное количество сотрудников, в соответствие с требованиями САО, при низком уровне цен на их услуги.

Лицензия и  сегодня необременительна, поскольку  является минимальной гарантией  профессионализма аудитора. Однако присутствие  в России в условиях саморегулирования  аудиторской деятельности нескольких сильных профессиональных аудиторских объединений создаст основу для конкуренции среди них и в целом будет способствовать повышению эффективности их деятельности и росту авторитета профессии аудитора. К тому же, при условии введении обязательного членства в САО, все аудиторские организации попадут в единый реестр Минфина России, следовательно, в его зону контроля. А это значит, что отнюдь не только саморегулируемые организации будут преимущественно определять дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг.

Совершенствование аудиторской деятельности в России идет в последние годы достаточно активно. И, очевидно, законодательное обеспечение деятельности должно следовать за темпами развития рынка. Главной задачей реформирования законодательной базы должно быть, прежде всего, формирование единых требований к качеству работы аудиторов в виде обязательных аудиторских стандартов и их приближение к международным.

Сегодня органы государственной власти занимаются изданием соответствующих нормативных  документов, аттестацией аудиторских  кадров, лицензированием аудиторской деятельности, контролем качества работы, сбором и анализом специальной отчетности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В развитых странах данные полномочия делегированы профессиональным объединениям.

Целью внесения изменений в регламентацию аудиторской деятельности в Российской Федерации является отход от государственного регулирования и лицензирования данного вида деятельности и делегирование данных полномочий негосударственным саморегулируемым аудиторским профессиональным объединениям, как в большинстве развитых стран мира.

Информация о работе Развитие аудиторской деятельности в России