Разработка программы и методики аудиторской проверки расчетов по кредитам и займам. Выявление типичных ошибок и способы их исправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – овладение практическими навыками проведения аудиторской проверки учета расчетов по кредитам и займам.
Задачи исследования:
- изучение нормативно-правовых основ бухгалтерского учета кредитов и займов, источников и объектов аудита на данном участке;
- овладение приемами разработки плана и программы аудиторской проверки;

Вложенные файлы: 1 файл

кур.р.Аудит кредитов и займов (МИИТ).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 Эффективная деятельность предприятий в Российской Федерации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование их позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия и его прибыльность. Использование рыночных форм хозяйствования требует овладения инструментами управления финансами.

Хотя основу любого бизнеса  составляет собственный капитал, на многих предприятиях объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

В связи с вышесказанным предметом исследования в данной работе выступают операции по учету кредитов и займов на предприятии.

Актуальность данного исследования определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по кредитным и заемным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Грамотное построение и управление процессом учета кредитов и займов имеет большое значение в успешной работе предприятия.

Цель исследования – овладение практическими навыками проведения аудиторской проверки учета расчетов по кредитам и займам.

Задачи исследования:

- изучение нормативно-правовых основ бухгалтерского учета кредитов и займов, источников и объектов аудита на данном участке;

- овладение приемами  разработки плана и программы  аудиторской проверки;

- разработка тестов  оценки системы внутреннего контроля  в организации;

- изучение основ разработки  рабочих документов аудитора;

- формирование методики аудиторской проверки учета кредитов и займов;

- изучение типичных  ошибок на участке расчетов  по кредитам и займам и способов  их проявления.

 

 

 

1. Нормативные  документы и источники информации, используемые при аудите расчетов  по кредитам и займа

 

В настоящее время  в России функционирует четырех  уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, в том числе на участке расчетов по кредитам и займам.

I. Уровень:

  1. Гражданский Кодекс РФ (редакция от 10.01.2003);
  2. Трудовой Кодекс РФ (редакция от 30.06.2003) (Закон, Президент РФ, от 21.12.2001);
  3. Налоговый Кодекс РФ Часть первая (редакция от 07.07.2003) (Закон, Президент РФ, № 146-ФЗ, от 31.07.1998);
  4. Налоговый Кодекс РФ Часть вторая (редакция от 07.07.2003) (Закон, Президент РФ, № 117-ФЗ, от 05.08.2000);
  5. «Об основах налоговой системы» (редакция от 07.07.2003) (Закон, Президент РФ, № 2118-I, от 27.12.1991);
  6. «О бухгалтерском учете» (редакция от 30.06.2003) (Закон, Президент РФ, № 129-ФЗ, от 21.11.1996);
  7. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (редакция от 01.01.2002) (Закон, Верховный Совет РСФСР, № 2116-1, от 27.12.1991).

II. Уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету. В настоящее время утверждены и действуют положения.

Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ 6 июля 1999г. №43н, - устанавливает состав, содержание и методологические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений.

Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ 6 мая 1999г. №32н, - устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организаций, кроме кредитных и страховых, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ 6 мая 1999г. №332н, - устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организаций, кроме кредитных и страховых, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. №34н «Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина РФ 30 декабря 1999г. №107н, - устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций.

Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально – производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина РФ 09 июня 2001г. №44н, - устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально - производственных запасах организации.

Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ 30 марта 2001г. №26н, - устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.

Положение по бухгалтерскому учету 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утвержденное Приказом Минфина РФ 02 августа 2001г. №60н, - устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Положение по бухгалтерскому учету 19/2002 «Учет финансовых вложений», утвержденное Приказом Минфина РФ 10 декабря 2002г. №126н, - устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации.

и другие.

III. Уровень – различного рода методические указания, например, учитывающие отраслевую специфику учета:

Приказ Минфина РФ от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчётности», - содержит нормы и требования к формированию и составлению бухгалтерской отчетности организации.

Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н «Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятий», - содержит указания о порядке применения плана счетов бухгалтерского учета.

IV. Уровень – внутренние рабочие документы предприятия.

Разработка нормативных  актов четвертого уровня входит в  компетенцию руководства организации. Основное условие – содержание рабочих документов не должно противоречить  нормативным актам более высокого уровня.

На современном этапе  основу специальной законодательной базы в сфере учета кредитов и займов составляет Положение по бухгалтерскому учету 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (далее – ПБУ 15/01).

Пункт 1 ПБУ 15/01 очерчивает круг вопросов, подпадающих под действие его норм. Согласно ПБУ 15/01, оно устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Таким образом, для целей  бухгалтерского учета ПБУ 15/01 как бы ставит знак равенства между следующими сделками организаций:

- получение кредита;

- получение займа;

- получение товарного  кредита;

- получение коммерческого  кредита;

- выдача простого или  переводного векселя;

- эмиссия облигаций.

Все перечисленные сделки имеют различный гражданско-правовой характер, однако для целей бухгалтерского учета ПБУ 15/01 распространяет на них единые правила трактовки. Здесь как нельзя нагляднее проявляется действие заложенного в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» требования приоритета содержания перед формой, согласно которому учетная политика организации должна обеспечивать «отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования».

Пункт 5 ПБУ 15/01 вводит два  имеющих значение для целей бухгалтерского учета основания классификации задолженности по полученным займам и кредитам:

1) по срокам погашения  и

2) по степени своевременности  погашения.

По срокам погашения  ПБУ 15/01 разделяет «задолженность заемщика заимодавцу по полученным займам и кредитам» на краткосрочную и долгосрочную; по степени своевременности погашения – на срочную и просроченную. Согласно ПБУ 15/01, для целей применения его норм:

- краткосрочной задолженностью  считается задолженность по полученным  займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев;

- долгосрочной задолженностью  считается задолженность по полученным  займам и кредитам, срок погашения  которой по условиям договора  превышает 12 месяцев;

- срочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке;

- просроченной задолженностью  считается задолженность по полученным  займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.

Отдельно в п. 2 ПБУ 15/01 подчеркивается, что действие Положения  не применяется к беспроцентным  договорам займа и договорам  государственного займа.

Относительно определяемого ПБУ 15/01 «порядка учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам» прежде всего нужно учитывать, что Положение отдельно устанавливает правила бухгалтерского учета так называемой «основной суммы долга» и «затрат по получаемым займам и кредитам», то есть процентов по заемным долговым обязательствам, процентов и дисконта по долговым ценным бумагам, дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов и выпуском и размещением заемных обязательств.

В части основной суммы долга  пунктом 3 ПБУ 15/01 устанавливается правило, согласно которому она (задолженность по полученному от заимодавца займу и/или кредиту) учитывается организацией-заемщиком в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценки других вещей, предусмотренной договором.

Соответственно при получении  от заимодавца денежных средств на их сумму в учете организации  составляется проводка по дебету счетов учета денежных средств и кредиту  счетов учета кредитов и займов:

Дебет 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

В случае получения от заимодавца или по договору товарного кредита или займа, предоставляемого материальными ценностями, вещных активов на сумму их оценки, предусмотренной договором, составляется запись по дебету счетов учета соответствующего имущества и кредиту счетов учета кредитов и займов:

Дебет 10 «Материалы», 41 «Товары» Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Учет просроченной задолженности по займам и кредитам.

Пунктом 6 ПБУ 15/01 также  устанавливается, что организация-заемщик  по истечении срока платежа обязана обеспечить перевод срочной задолженности в просроченную.

Перевод срочной краткосрочной  и (или) долгосрочной задолженности  по полученным займам и кредитам в  просроченную производится организацией-заемщиком  в день, следующий за днем, когда  по условиям договора займа и (или) кредита заемщик должен был осуществить возврат суммы долга.

По истечении установленного условиями договора срока погашения обязательств по полученным займам и кредитам в случаях неоплаты долга, на его сумму с учетом причитающихся к выплате процентов должна быть сделана запись:

Дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Учет валютных кредитов и займов. Согласно пункту 9 ПБУ 15/01 по предоставленному заемщику займу и (или) кредиту, полученному или выраженному в иностранной валюте или условных денежных единицах, учитывается заемщиком в рублевой оценке по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату фактического совершения операции (предоставления кредита, займа, включая размещение заемных обязательств), а при отсутствии курса Центрального банка РФ, по курсу, определенному по соглашению сторон.

Информация о работе Разработка программы и методики аудиторской проверки расчетов по кредитам и займам. Выявление типичных ошибок и способы их исправления