Разработка программы и методики аудиторской проверки расчетов по кредитам и займам. Выявление типичных ошибок и способы их исправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – овладение практическими навыками проведения аудиторской проверки учета расчетов по кредитам и займам.
Задачи исследования:
- изучение нормативно-правовых основ бухгалтерского учета кредитов и займов, источников и объектов аудита на данном участке;
- овладение приемами разработки плана и программы аудиторской проверки;

Вложенные файлы: 1 файл

кур.р.Аудит кредитов и займов (МИИТ).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы 3 показывают, что система бухгалтерского контроля и средств внутреннего контроля в исследуемом предприятии достаточно грамотно организована, что позволяет формировать вывод и низком уровне аудиторского риска.

По результатам проведения тестирования аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.

 

4. Оформление  рабочих документов аудитора  по проверке расчетов по кредитам  и займам

 

Результаты разработки рабочих документов аудитора в соответствии с Программой аудита (табл.2) представлены в Приложения 1-3:

  1. Анализ отраженной в бухгалтерском учете задолженности по кредитам (займам) на конец отчетного периода:
  2. Информация об условиях полученного долгового обязательства;
  3. Организация аналитического учета кредитов и займов.

 

 

5. Методика аудиторской проверки расчетов по кредитам и займам

 

Методика аудиторской  проверки расчетов по кредитам и займам включает в себя следующие основные этапы:

1. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.

На данном этапе аудита с помощью процедуры прослеживания проводится проверка соответствия:

- показателей форм бухгалтерской отчетности по расчетам с покупателями и заказчиками;

- показателей отчетности и Главной книги.

Аудит этих операций чаще всего проводится сплошным способом.

Результаты проверки включаются в  соответствующий раздел отчёта по результатам  аудиторской проверки.

Таблица 4

Образец формы: Проверка соответствия показателей отчетных форм показателям Главной книги по кредитным операциям, тыс.руб.

Показатели 

Код строки баланса

№ счета

Остатки по счетам

на начало периода

на конец периода

по балансу

по Главной книге

расхождение

по балансу

по Главной книге

расхождение

Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам

Х

66

Х

Х

Х

Х

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Х

67

Х

….

Х

Х

Х


 

Следующим этапом является проведение сопоставления остатков и оборотов по счету 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам» и Главной  книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета.

Таблица 5

Образец формы: Проверка соответствия показателей журнала – ордера по счету 66 показателям Главной книги по кредитным операциям, тыс. руб.

Год: …..

Наименование регистрации

Остаток на начало месяца

Оборот за месяц

Остаток на конец месяца

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

январь

Главная книга

           
 

ЖО по сч. 66

           
 

Характер отклонения

           

февраль

Главная книга

           
 

ЖО по сч. 66

           
 

Характер отклонения

           

 

2. Аудит оформления первичной бухгалтерской документации.

Проверка первичной  документации осуществлялась выборочным методом.

Таблица 5

Образец формы: Результаты проверки первичной документации по учету кредитов и займов (пример заполнения)

Содержание операции

Перечень документов

Наличие и правильность оформления

Получен краткосрочный кредит на расчетный счет

Выписки банка по ссудному счету  и другим счетам на которые перечисляется  сумма кредита.

+

Выдан вексель в обеспечение  краткосрочного кредита.

Вексель выданный.

+

Отражена за балансом выдача векселя  в обеспечение обязательств и  платежей.

Акт приемки-передачи векселя.

+

В соответствии с условиями договора начислены проценты к уплате по кредиту  на приобретение (создание, изготовление) основных средств и материально-производственных запасов до момента их принятия к  учету.

Бухгалтерская справка-расчет.

+

Начислены проценты к уплате в соответствии с условиями кредитного договора.

Бухгалтерская справка-расчет.

+

Погашен кредит с расчетного счета

Выписка банка по расчетному счету.

+

Отражено за балансом погашение  векселя, выданного в обеспечение  обязательств и платежей.

Акт приемки-передачи векселя.

+


 

3. Оценка правильности оформления заключенных договоров на предоставление займов.

4. Проверка правильности корреспонденции счетов по кредитным операциям.

На данном этапе проводится проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов при отражении операций по кредитам и займам. Выборка осуществляется по тем же операциям, по которым проводилась проверка оформления первичных документов.

Таблица 6

Образец формы: Результаты проверки правильности отражения операций по учету кредитов и займов (пример заполнения)

Содержание операции

Корреспонденция счетов фактическая

Правильность бухгалтерской  проводки

Дт

Кт

Получен краткосрочный  кредит на расчетный счет

51

66

+

Выдан вексель в обеспечение  краткосрочного кредита.

66

66

+

Отражена за балансом выдача векселя в обеспечение  обязательств и платежей.

009

-

+

В соответствии с условиями  договора начислены проценты к уплате по кредиту на приобретение (создание, изготовление) основных средств и  материально-производственных запасов до момента их принятия к учету.

08, 10

66

+

Начислены проценты к  уплате в соответствии с условиями  кредитного договора.

91-2

66

+

Погашен кредит с расчетного счета

66

51

+

Отражено за балансом погашение векселя, выданного в  обеспечение обязательств и платежей.

-

009

+


 

5. Проверка правильности начисления процентов и кредитным операциям.

Данный этап осуществляется посредством проведения арифметических операций и сличения с фактическими данным бухгалтерской документации.

 

6. Типичные ошибки в расчетах по кредитам и займа и способы их исправления

 

Исследование нормативных  актов российского и законодательства, а также учебно – методической литературы позволило сформировать перечень наиболее типовых нарушений  в учете операций по кредитам и займам – табл.6.

Таблица 6

Аудиторские доказательства соблюдения предпосылок подготовки финансовой отчетности

(на примере учета кредитов и займов)

Предпосылки подготовки финансовой отчетности

Типовые ошибки

Аудиторские процедуры

1

2

3

А) существование

Перечисление денежных средств  с расчетного счета на счета организаций, не являющихся кредитором

Инспектирование. Аудитор проверяет соответствие выписок банка и данных первичной документации.

B) права и обязанности

Подпись договора на получение кредита лицом, не уполномоченным на то руководителем организации

Инспектирование. Аудитор изучает первичную документацию по кредитным операциям.

Аналитические процедуры.

C) возникновение

Показанные в бухгалтерском  учете суммы в действительности не перечислялись кредиторам

Наблюдение. Аудитор за инвентаризацией кредитных операций

D) полнота

Завышение размера процентов по кредиту

Инспектирование. Аудитор изучает первичные и отчетные документы, бухгалтерские регистры, отражающие данные о факте начисления процентов.

Подсчет. Аудитор пересчитывает сумму расходов на основании данных первичной документации.

E) стоимостная оценка

Некорректное начисление НДС на сумму кредита

Инспектирование первичной документации по кредитным операциям.

Арифметический подсчет.

F) точное измерение

Неправильное выведение остатков на конец отчетного периода

Инспектирование. Аудитор изучает первичные и отчетные документы, бухгалтерские регистры по расчетам с кредиторами

G) представление и раскрытие

Несоответствие метода учета долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженности

Инспектирование. Аудитор изучает положения внутренних приказов, учетной политики, данные первичных документов.


 

Знание системы типовых  ошибок и мероприятий по их устранению позволяет внутренним бухгалтерским  службам значительно увеличить эффективность действующей системы внутреннего контроля.

Помимо исправления  выявленных ошибок руководству каждого  предприятия следует рекомендовать  совершенствование системы внутреннего  контроля.

Под системой внутреннего  контроля принято понимать совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля создается для обеспечения реализации политики управления и стратегического курса развития; сохранности имущества; своевременной и достоверной информации; соблюдения требований законодательства. Правильно организованная система внутреннего контроля потребительского общества должна включать в себя три составляющие: среду контроля, систему бухгалтерского учета и средства контроля.

В то же время  необходимо отметить, что выделение  в системе внутреннего контроля таких элементов, как система  бухгалтерского учета, контрольная среда и средства контроля, с теоретической точки зрения достаточно спорно. К контрольной среде принято относить организационную структуру хозяйствующего субъекта, формирование бухгалтерской отчетности для внешних пользователей, организацию и порядок ведения управленческого учета, подготовку отчетности для внутренних целей. То есть система бухгалтерского учета является, с одной стороны, составной частью контрольной среды, а с другой - информационной базой системы внутреннего контроля.

Кроме того, в целях повышения эффективности внутреннего контроля и внедрения механизма периодического аудита предлагается внедрение автоматизированных систем аудита, например, программного комплекса «ЭкспрессАудит: ПРОФ».

«ЭкспрессАудит:ПРОФ» – комплексная система автоматизации проведения аудиторской проверки. С ее помощью можно решать основные задачи по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия от этапа подготовки аудита до этапа формирования аудиторского заключения.

С помощью программного комплекса ЭкспрессАудит:ПРОФ в соответствии с Федеральными правилами (стандартами)  аудиторской деятельности в Российской Федерации в автоматизированном режиме бухгалтер может:

  • разработать общий план и программу аудита;
  • создать рабочую документацию аудита;
  • провести изучение и оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемых экономических субъектов;
  • получить аудиторские доказательства о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • получить достоверное представление о соблюдении экономическим субъектом требований нормативных актов;
  • организовать внутрифирменный контроль качества аудита;
  • провести первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности;
  • подготовить отчет, письменную информацию аудитора и аудиторское заключение по результатам аудита.

Информация о работе Разработка программы и методики аудиторской проверки расчетов по кредитам и займам. Выявление типичных ошибок и способы их исправления