Рассмотрение различных способов обоснования величины налоговой базы на примере НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время все более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, или так называемое налоговое планирование.
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) не содержит понятия «налоговое планирование» и не закрепляет права налогоплательщика на оптимизацию налоговой нагрузки, в то же время на страницах печати, в теории налогового права существует широкая дискуссия на предмет правовой природы, целей, структуры налогового планирования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
I Теоретические аспекты исчисления и уплаты налога на доходы
физических лиц в РФ ……………………………………………………………5
1.1 Налогоплательщики …………………………………………………..5
1.2 Объект налогообложения …………………………………………….6
1.3 Порядок определения налоговой базы ……………………………..7
1.4 Налоговый период ……………………………………………………10
1.5 Налоговая ставка ………………………………………………….…..11
1.6 Порядок исчисления налога, сроки его уплаты ……………………12
II Способы обоснования величины налоговой базы по НДФЛ ……………14
2.1 Примеры оптимизации налоговой нагрузки по НДФЛ …………..14
2.2 Уменьшение налоговой базы по НДФЛ за счет
стандартных налоговых вычетов. Сравнительный анализ
налоговых периодов 2011 и 2012 гг. …………………………………..18
Заключение ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Nalogovaya_baza_i_sposoby_obosnovania_ee_velichin.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон  начал действовать 1 января 2012 года, за исключением положений, для которых  установлен иной срок вступления их в  силу (ст. 5 Федерального закона № 330-ФЗ). При этом новые положения по стандартным вычетам на детей действуют со дня официального опубликования Федерального закона № 330-ФЗ - 22 ноября 2011 года. Действие положений пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ (в редакции Федерального закона № 330-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Соответственно, начиная с 22 ноября 2011 года бухгалтерия должна пересчитать НДФЛ тем работникам, которые имеют право на получение стандартных налоговых вычетов на детей в размере 3 000 руб. Это работники, имеющие трех и более детей или детей-инвалидов. Пересчитывать НДФЛ надо с 1 января 2011 года.

Кроме этих категорий  работников с 1 января 2011 года нужно  пересчитать НДФЛ сотрудникам, имеющим  детей - выпускников медицинских  вузов, проходящих интернатуру, и сотрудникам, которые являются усыновителями, а  также тем, у кого дети обучаются за границей.

Также следует  отметить, что, если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода, облагаемого НДФЛ, стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода (Письмо Минфина РФ от 21.07.2011 № 03-04-06/8-175).

А работникам надо помнить, что в случае, если в течение  налогового периода стандартные  налоговые вычеты им не предоставлялись  или были предоставлены в меньшем размере, по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных ст. 218 НК РФ. Аналогичные разъяснения даны и в Письме ФНС РФ от 20.10.2011 № ЕД-3-3/3444@.

 

Заключение

 

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении  различных законных схем снижения налоговых  отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики Российского государства на фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Одним из инструментов оптимизации налоговой нагрузки на предприятие является уменьшение налоговой базы. Например, по НДФЛ налоговая база – это конкретная величина дохода за соответствующий налоговый период, к которой применяется налоговая ставка. Она может уменьшаться за счет применения различных налоговых вычетов.

С учетом того, что налоговое законодательство является наиболее нестабильной и динамично изменяющейся совокупностью правовых норм, необходимо постоянно отслеживать последние изменения законодательства, особенно в отношении применения инструментов, уменьшающих налоговое бремя.

С 1 января 2012 г. отменен стандартный налоговый  вычет в размере 400 руб., который  был предусмотрен пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ. При этом, начиная с 1 января 2012 года размер «детских» вычетов, напротив, увеличится. На первого и второго ребенка он будет составлять по 1400 руб. за каждый месяц, а на третьего и каждого последующего ребенка — по 3000 руб.

На мой взгляд, последствия таких изменений  могут быть следующие: Наиболее часто применяемым стандартным налоговым вычетом, затрагивающим налоговые обязательства всех категорий работников, являлся вычет на самого работника. В отношении минимального вычета, который применялся до 2012 г., существовало ограничение. Вычет можно было применять до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 40 000 руб. В такие «низкодоходные» группы попадало большое число работников, что вызывало значительное снижение суммарных обязательств по НДФЛ. При этом из-за объективно меньшего количества детей, «детские» стандартные налоговые вычеты не так сильно снижали обязательства налогоплательщиков.

На данный момент Правительство Российской Федерации проводит различные программы по поддержке рождаемости, защиты материнства и детства. Таким образом, увеличение стандартных «детских» вычетов является логичным шагом по улучшению положения семей с детьми. Данные преобразования могут быть осуществлены за счет налоговых поступлений от отмены стандартного налогового вычета на самих работников.

В ходе написания  данной работы были решены следующие задачи:

1. Проанализированы понятия «налоговая база» по действующему законодательству РФ, использование налоговой базы в качестве инструмента при налоговом планировании.

2.  Отражены способы обоснования величины налоговой базы.

3. Определены  способы оптимизации налоговой базы на примере НДФЛ.

5. Проведен сравнительный анализ дух налоговых периодов применительно к НДФЛ: 2011 и 2012 гг.

6. Определены проблемы, связанные с последними изменениями налогового законодательства РФ, касающиеся уменьшения налоговой базы по НДФЛ.

Таким образом, в ходе работы все поставленные цели и задачи были успешно выполнены.

Список  литературы:

 

    1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ
    2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ
    3. Письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-04-05-01/230
    4. Письмо Минфина России от 04.07.2011 № 03-03-06/1/391
    5. Письмо Минфина России от 30.06.2006 № 03-05-01-05/123
    6. Письмо ФНС России от 03.07.2008 № 3-5-03/219@
    7. Письмо Минфина России от 25.12.2009 № 03-04-07-01/391
    8. Письмо ФНС России от 24.01.2007 № ГИ-8-04/41@
    9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
    10. Постановление ФАС Поволжского округа от 11 октября 2006 г. № А12-33216/05-С3
    11. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 апреля 2005 г. № А43-4707/2003-31-182
    12. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2008 г. № А33-9185/07-Ф02-2808/08 по делу № А33-9185/07
    13. Постановление ФАС Уральского округа от 11 марта 2008 г. № Ф09-1210/08-С2 по делу № А76-8227/07
    14. Письмо Минфина от 22 января 2007 г. № 03-04-06-01/12
    15. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2007 г. № А19-19632/06-Ф02-1816/07
    16. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2007 г. № А69-2980/05-2(11)-Ф02-724/07 по делу № А69-2980/05-2(11)
    17. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 января 2007 г. № А31-11712/2005-19
    18. Письмо УМНС России по г. Москве от 13 марта 2003 г. № 26-08/13973 «О налоге на прибыль организаций»
    19. Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
    20. Письмо Минфина РФ от 08.12.11 № 03-04-05/8-1014 «О предоставлении стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц»
    21. Письмо Минфина РФ от 27.10.2011 № 03-04-06/8-289
    22. Письмо Минфина РФ от 21.11.2011 № 03-04-05/5-313
    23. Письмо ФНС РФ от 03.11.2011 № ЕД-3-3/3636
    24. Письмо Минфина РФ от 01.09.2011 № 03-04-05/1-624
    25. Письмо Минфина РФ от 02.11.2011 № 03-04-05/5-841
    26. Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния»
    27. Письмо Минфина РФ от 19.08.2011 № 03-04-05/5-579
    28. Письмо Минфина РФ от 02.12.2011 № 03-04-05/5-991
    29. Письмо Минфина РФ от 07.12.2011 № 03-04-05/5-1012
    30. Письмо Минфина РФ от 21.07.2011 № 03-04-06/8-175
    31. Письмо ФНС РФ от 20.10.2011 № ЕД-3-3/3444@
    32. Налоги и сборы. Понятие. Юридические признаки. Генезис. Монография. Москва: Издательство НОРМА, 2012. 132 с. – 7,56 п.л.
    33. Винницкий Д.В. «Налоговое право. Учебное пособие». Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 2005. –188 с. – 11,56 п.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Источником выплаты доходов налогоплательщику признается организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).

2 Материальная выгода, полученная от приобретения финансовых инструментов срочных сделок, включена в состав облагаемых доходов с 1 января 2010 г. (пп. "а" п. 9 ст. 2, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ). До 2010 г. такая материальная выгода не была поименована в ст. 212 НК РФ и, соответственно, не облагалась налогом.


Информация о работе Рассмотрение различных способов обоснования величины налоговой базы на примере НДФЛ