Расчеты с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в рыночной экономике экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов. Также значимость данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов имеет большое значение в успешной работе предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………....….…...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИК………………………………………………..………………….….…...5
1.1. Понятие покупателей и заказчиков………………………......………….……...5
1.2.Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………..……9
2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКА……………………………………………………………….….……14
2.1Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками ………........... 14
2.2.Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками …….....……19
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………....…..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………....….…...3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ  И ЗАКАЗЧИК………………………………………………..………………….….…...5

1.1. Понятие покупателей  и заказчиков………………………......………….……...5

1.2.Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………..……9

2.ОРГАНИЗАЦИЯ      УЧЕТА     РАСЧЕТОВ     С     ПОКУПАТЕЛЯМИ   И ЗАКАЗЧИКА……………………………………………………………….….……14

2.1Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками ………........... 14

2.2.Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками …….....……19

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………....…..…..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….…...65

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..………..67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предприятия постоянно  ведут расчеты с покупателями - за проданные ими товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные  услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, т.к. они являются источником прибыли и благополучия организации.

Сомнительная дебиторская  задолженность свидетельствуют  о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений  повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Актуальность темы заключается  в том, что в рыночной экономике  экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов. Также значимость данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов имеет большое значение в успешной работе предприятия.

Целью работы является изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками.

В соответствии с поставленной целью необходимо было решать следующие  задачи:

1. дать определение покупателя, заказчика и рассмотреть нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;

2. изучить синтетический  и аналитический учет расчетов  с покупателями и заказчиками;

Методологической и  технической основой для работы послужили: ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; инструктивные материалы по изучаемым вопросам и учебная литература: Бухгалтерский учет: просто о сложном. Учебное пособие. Под ред. Касьяновой Г.Ю., Бухгалтерский учет и оформление договоров. Учебно-практическое пособие, Пятов М.Л..

1. Теоретические основы  учета расчетов с покупателями  и заказчиками

1.1. Понятие покупателей  и заказчиков

В ходе осуществления  хозяйственной деятельности любой (предприниматель) приобретает сырье, материалы, нуждается в выполнении разных видов работ. В силу существующих правил бухгалтерского учета возникают взаимоотношения с покупателями, заказчиками.

Заказчики - юридическое  или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.[10,с.213]

Покупатели - это физические и юридические лица, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.[14,c.349]

Покупатели и заказчики  в ходе хозяйственной деятельности организации, чаще всего, являются дебиторами, но они могут быть кредиторами, если производят предоплату за счет товаров(работ, услуг).

Учет расчетов с покупателями и заказчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.

Основными задачами этого  учета является:

- формирование полной  и достоверной информации о  состоянии расчетов с покупателями и заказчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией,  необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности  для контроля за соблюдением  законодательства Российской Федерации  при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

- контроль за состоянием  дебиторской и кредиторской задолженности;

- своевременная сверка  расчетов с дебиторами и кредиторами  для исключения просроченной  задолженности;

- контроль за осуществлением своевременных и правильных расчетов с покупателями и заказчиками за поступившие и оприходованные товары.[15,c.73]

Для бесперебойного удовлетворения спроса населения большое значение имеет наличие соответствующих  товарных запасов. Учёт должен контролировать размер и состояние товарных запасов (в целом и по ассортименту), соответствие их конъектурным требованием рыночной инфраструктуры.

В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятий –  поставщиков с предприятиями – покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она не является таковой. Например, в случаях, когда предприятие – покупатель оплачивает товар в день его получения, дебиторская задолженность для предприятия – поставщика не завершается образованием кредиторской задолженности у покупателя.

Дебиторская задолженность  – относительно самостоятельная  категория. Даже если она резервирована, нельзя быть уверенным в получении долга вовремя и в полном размере. Кроме того, денежное требование по взысканию дебиторской задолженности может быть уступлено третьему лицу посредством факторинговой операции.[10,c.98]

Дебиторская задолженность  – это кредит, полученный от поставщиков  и подрядчиков, когда организация  – покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита заключаются в его автоматизме, простоте и оперативности получения. [11,c.173]Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом возникает. Такой кредит нельзя считать бесплатным, поскольку получающий его, как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно меньших размерах, вынужден платить проценты и штрафные санкции за просрочку платежа. Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата за кредит не слишком велика.

Дебиторская задолженность  с юридических позиций – это капитал организации – кредитора, но не всегда ее собственный. Только тогда, когда в процессе экономического оборота находившиеся у организаций – должников средства возвращаются во владение организации – кредитора, они включаются в текущие активы последней либо направляются на погашение ее кредиторской задолженности.[12,c.113]

В узком смысле дебиторская  задолженность – это то, что  контрагенты должны данной организации. В сфере взаимоотношений с партнерами и контрагентами эта задолженность образуется при выполнении договоров, при которых организация – кредитор обладает имущественным правом требования к противоположной стороне (в основном это имущественные требования данной организации к покупателям и заказчикам, которые не оплатили товары, выполненные работы или оказанные услуги).

Документация – это  способ оформления хозяйственных операций соответствующими документами. Бухгалтерские  документы используются для передачи распоряжений от распорядителя исполнителю, для управления деятельности. [16,c.43] Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. Она обеспечивает бухгалтерскому учету цельное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. С помощью документации контролируется правильность осуществления операций, ведется текущий анализ выполненной работы.

Первичные документы  – документы, состоящие в процессе ведения хозяйственной операции или тот час после ее завершения. [10,c.74]

Первичные документы  должны иметь обязательные реквизиты: название, код формы, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи.

Основанием для осуществления  расчетов с покупателями и заказчиками является договор, в котором определяется обязанности сторон по выполнению условий договора и ответственность сторон в случаи нарушения принятых обязательств.

Кроме договора обязательным условием отражения операций в бухгалтерском  учете является наличие первичных документов. К основным первичным документам относятся: товарная накладная (Приложение А), товарно-транспортная накладная (Приложение Б) и счет-фактура (Приложение В).

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками

В Российской Федерации  бухгалтерский учет регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства  РФ, Министерства финансов РФ, Банка  России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня: (Приложение Г)

- первый – законы  и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;

- второй – положения  по бухгалтерскому учету;

- третий – методические  указания по ведению бухгалтерского  учета;

- четвертый – рабочие  документы организации, формирующие  его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах).

Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения  бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила (кодексы, законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства РФ). К таким документам относятся:

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть I и II – определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

Договор — это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.

В Гражданском кодексе  РФ отсутствуют правовые нормы, регулирующие структуру договора купли-продажи  и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421, 422 ГК РФ).

Стороны могут использовать примерные условия договоров (ст.427 ГК РФ), но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу презумпции свободы договора (ст. 421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство в соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении договоров.

Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками