Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в рыночной экономике экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов. Также значимость данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов имеет большое значение в успешной работе предприятия.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………....….…...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИК………………………………………………..………………….….…...5
1.1. Понятие покупателей и заказчиков………………………......………….……...5
1.2.Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………………..……9
2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКА……………………………………………………………….….……14
2.1Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками ………........... 14
2.2.Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками …….....……19
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………....…..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).
Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.
- при поступлении товарно-
- проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;
- полнота оприходования материальных ценностей;
- правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;
- правильность списания
затрат с кредита расчетов
с дебиторами и кредиторами
на себестоимость продукции (
- правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.
2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» в ред. ФЗ от 17.12.1999 г. №212-ФЗ регулирует все возникшие споры и претензии, возникающие между продавцами и покупателями,
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ) –устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций.
Второй уровень представлен нормативными актами, изданными министерством финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. При этом согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:
- Положение по ведению
бухгалтерского учета и
- ПБУ 3/2006 «Учет активов
и обязательств, стоимость которых
выражена в иностранной валюте»
- ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов
по налогу на прибыль
К числу важных документов третьего уровня относятся методические указания по бухгалтерскому учету расчетов, которые определяют особенности учета частности методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость»
План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.
Расчеты с покупателями
и заказчиками за товары могут
проводиться безналичным
Руководствуясь, законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными правовыми актами Министерства Финансов РФ непосредственно сами организации формируют самостоятельно свою учетную политику и регулируют учетный процесс, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.[13,c.54]
Основными рабочими
документами организации
- документ об учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Нормативные акты, в которых
рассматриваются вопросы
2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками
2.1 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету, продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчетных документов. Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.
Синтетический учет продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции.
Организациям для целей
налогообложения разрешается
Независимо от выбранного метода продажи для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка». При помощи этого счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части, произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).(Приложение Д)
На счете 90 «Продажи» предусмотрено открытие отдельных субсчетов:
90-1 «Выручка» - предназначен для учета выручки от продаж продукции, товаров, работ, услуг;
90-2 «Себестоимость продаж» - предназначен для учета себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг);
90-3 «Налог на добавленную стоимость» - предназначен для учета НДС, включенного в цену проданной продукции (товаров, работ, услуг);
90-4 «Акцизы» - предназначен
для учета суммы акцизов,
Аналогично может
90-9 - «Прибыль/убыток от продаж» - предназначен для определения финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года.
В течение месяца на счете
90 «Продажи» стоимость
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи », субсчет « Выручка ».
Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается:
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т 43 «Готовая продукция».
На сумму НДС и других аналогичных платежей, полученных в составе выручки при методе продажи «по отгрузке», делается запись:
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При методе продажи «по
оплате» задолженность
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступившие платежи за проданную продукцию учитывают по:
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Задолженность по НДС перед бюджетом –
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При погашении задолженности перед бюджетом по НДС делают запись:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т 51 « Расчетные счета ».
Денежные платежи, поступившие в порядке предварительной оплаты до отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), отражаются в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом делают запись:
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
После отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг):
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и одновременно:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 « Продажи », субсчет « Выручка ».
Стоимость оплаченной, но не вывезенной с территории организации-изготовителя продукции включается в объем продажи и в тех случаях, когда она может быть оставлена на ответственное хранение у поставщика. Передача изделий на ответственное хранение должна быть оформлена соответствующими документами.[13,c.198]
По окончании каждого месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и т.д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Полученный результат будет представлять собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой:
а) если получена прибыль -
Д-т 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»
К-т 99 « Прибыли и убытки »;
б) если получен убыток -
Д-т 99 «Прибыли и убытки»
К-т 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».
Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окончании каждого месяца сальдо не имеет.
Пример. Организация продала выполненные работы на сумму 480 000 руб., в т.ч. НДС - 80 000 руб. Себестоимость проданных работ - 250 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется методом «по отгрузке».
В бухгалтерском учете организации операции, связанные с продажей работ, должны быть отражены следующими записями:
1. Сданы выполненные работы
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - 480 000 руб.
2. Начислен НДС по сданным работам
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - 80 000 руб.
3. Списана себестоимость сданных работ
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т 20 «Основное производство»- 250000руб.
Финансовый результат от продажи - прибыль
(480 000 - 80 000 - 250 000 =150 000 руб.)
Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
К-т 99 «Прибыли и убытки»- 150000руб.
В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи» производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Субсчета 90-2, 90-3,90-4 закрываются записями по кредиту в дебет субсчета 90-9. Сумма субсчета 90-1 списывается с дебета в кредит субсчета 90-9. В результате такой операции по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.