Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение ревизии расчётов с покупателями и заказчиками согласно методике, изученной на основе учебно-методической литературы и нормативно-правовых актов.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- анализ нормативной базы, регулирующей порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, а так же проведение ревизии на данному направлению.
- изучение документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение особенностей учета расчетов с покупателями и заказчиками;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.44 Кб (Скачать файл)

Требование-поручение  принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета  плательщика, и после совершения операции помещается в документы  для банка, второй – направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий – выдается плательщику с  распиской в приеме поручения  и штампом банка.

Срок, в  течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

Преимуществами  данной формы расчета являются упрощение документооборота и сокращение издержек, а также повышение ответственности за расчеты поставщика и плательщика.

Недостаток  в том, что нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности. [8]

4) Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – "банк-эмитент") и плательщиком (далее – "приказодатель аккредитива"), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – "бенефициар") обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

Могут открываться  следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет "Аккредитивы" на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. [8]

5) Расчетный чек – это именной расчетно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя-чекодержателя.

Чеки используются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими  и юридическими лицами, так и между  юридическими лицами.

Различают расчеты разовыми чеками и с помощью  расчетных чековых книжек. Расчетная  чековая книжка выдается на год, ее можно пополнять или переносить на другую чековую книжку. [8]

Расчетные чеки являются бланками строгой  отчетности. Расчетный чек может  быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического  лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств.

6) Вексель является, с одно стороны, средством оформления коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты долга за проданный товар, с другой – ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю независимо от оснований выдачи векселя.

Различают две разновидности векселя –  простой и переводной.

Простой вексель (соло-вексель) – письменный документ, содержащий обязательство одного лица (векселедателя) уплатить определенную денежную сумму определенному лицу (ремитенту или первому получателю) или его приказу в установленный срок или по требованию.

Переводной  вексель (тратта) – письменный документ, содержащий безусловный приказ одного лица (векселедателя или трассанта), обращенный к другому лицу (плательщику или трассату), об уплате определенной денежной суммы определенному лицу (первому получателю или ремитенту) или его приказу в установленный срок или по его требованию. [8]

7) Банковская  пластиковая карточка – платежный  инструмент, обеспечивающий доступ  к банковскому счету и проведение  безналичных платежей за товары  и услуги, получение наличных  денежных средств и осуществление  иных операций в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь.

С точки  зрения развития системы безналичных  расчетов, банковские пластиковые карты  признаны сегодня наиболее перспективными. Платежные системы, в которых  пластиковые карточки используются в качестве расчетного средства и  средства получения текущего кредита  в банке, среди систем использующих другие безналичные розничные платежные инструменты, являются самыми массовыми по числу вовлеченных в них клиентов. [8]

 

 

    1. Нормативно – правовое регулирование учёта и контроля расчетов с покупателями и заказчиками.

 

Одним из источников, которые положены в основу теоретического исследования являются нормативно-правовые документы.

Нормативно  – правовое регулирование взаимоотношений  при расчетах с покупателями и  заказчиками осуществляется в соответствии со следующими документами:

Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 №3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" с учетом последних изменений от 26.12.2007 №302-3, в соответствии с которым предприятие для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности обязано проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. [7]

Типовым планом счетов бухгалтерского учета  и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50, с изменениями и дополнениями где определен порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками с использованием счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". [21]

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 17 апреля 2002г. № 62 включает в себя: описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета; применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные  учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с настоящим  Законом типовых форм (форм) или  недостатке содержащейся в них информации; применяемые организацией регистры бухгалтерского учета; регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.[13]

Согласно Банковского кодекса Республики Беларусь, который вступил в силу 1 января 2001г., под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (статья 236).[1]

- Инструкцией  о банковском переводе, утвержденной  постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 №66, с учетом последних изменений от 30.07.2009 №127, 19.11.2012 № 583, говорится о том, что расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего полные и достаточные сведения, необходимые для осуществления банковского перевода. В договоре также может быть предусмотрена возможность передачи клиентом в банк информации, необходимой для осуществления банковского перевода, посредством систем дистанционного банковского обслуживания при условии обеспечения надежности и безопасности передачи информации. [8]

- Указом  Президента РБ от 29.06.2000 №359 "О  порядке расчетов между юридическим  лицами, индивидуальными предпринимателями  в Республике Беларусь" с учетом  последних изменений  от 24 октября 2011 г. № 482 , согласно которому расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, в том числе размерах, определяемых Национальным банком. [22]

- Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16.10.2009 г. № 510 (в редакции от 26 июля 2012 г) устанавливает, что проверки организаций вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности [23].

- Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь №192 от 18.12.2008г "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", в котором утверждены типовые формы первичных учетных документов в расчетах с покупателями и заказчиками, а также определен порядок их заполнения. [14]

- Постановление  Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. №67 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций" разработанной в соответствии со статьями  26,  261,  266,  267,  269 Банковского кодекса Республики Беларусь и определяющей    порядок    совершения    банками    и    небанковскими кредитно-финансовыми  организациями  Республики Беларусь операций по расчетам  в  форме  документарного  аккредитива,  инкассо,  а  также операций  по  банковским  гарантиям  и резервным обязательствам по поручениям клиентов, других банков и от своего имени.[22]

 

1.3. Состояние, проблемы и перспективные направления контроля с покупателями и заказчиками.

 

Учет  расчетов с покупателями и заказчиками  является одним из самых сложных  участков бухгалтерского учета, из-за чего возникают различные мнения специалистов по данной тематике.

 

Краскович А.А. акцентируется внимание на том, что предприятие само определяет рабочий план счетов, так как при учете расчетов с покупателями и заказчиками применяют субсчета, отличающиеся от тех, которые указаны в ТПС. [3]

Определение субсчетов самим предприятием имеет  большое значение поскольку разновидность хозяйственных операций очень велико и рекомендуемые субсчета и не предусматривают все стороны расчетов в зависимости от вида деятельности.

Соколовская И.И. уделяет внимание такому вопросу, как успешное применение компьютерной программы "Нива- СПХ". Нельзя не согласиться с автором, что данная программа значительно упрощает документооборот и исключает дублирование при обработке информации. [4]

Лубяная В.С. [10] утверждает, что основой расчетов с покупателями и заказчиками является образование хозяйственных связей в процессе функционирования предприятия. Указанные связи представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах, как правило, оговариваются: вид поставляемой продукции; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки поставляемой продукции; порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками) и другие условия.

Установление  прочных и взаимовыгодных условий  является одной из важнейших его  деятельностей, так как это в  дальнейшем определяет возможности  реализации продукции на выгодных условиях. И разработка договор предусматривающих  все обязанности обеих сторон является основным направлением.

Многие  авторы, в том числе и Албанов Р.А., определяют покупателей и заказчиков как организации, физические лица, которые покупают сырье, продукцию и другие товарно-материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг. В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно как в роли покупателя, так и поставщика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск не оплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Другая же может перейти в разряд сомнительной.[5]

Сомнительная  дебиторская задолженность свидетельствует  о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует  незамедлительного принятия соответствующих  мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Чтобы снизить риск появления  на предприятии сомнительной дебиторской  задолженности, в современной практике предприятия часто требуют частичной  или полной предоплаты в счет будущих  поставок товаров, работ или услуг. Также может быть использована аккредитивная  система расчетов с условием безакцептного списания денежных средств со счета поставщика или заказчика по предварительной договоренности. Однако, злоупотребление авансовыми формами расчетов может привести в завышению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, что может повлечь ухудшение финансового состояния предприятия-продавца. Во избежание таких последствий группа авторов, в числе которых можно выделить Савицкую Г.В. [18, с. 234] предлагает изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Информация о работе Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками