Ревизия расчетов с поставщиками и покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение организации и методики осуществления контроля расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками на примере ОАО «Управление пуско-наладочных работ», основным видом деятельности, которой является оказание услуг по ремонту весов и измерительного оборудования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
 изучить значение расчетов между субъектами хозяйствования в современных условиях развития экономики и значение их контроля;
 выявить методическое обеспечение контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
 изучить нормативно-правовую базу касающуюся контроля расчетов;
 изучить основные задачи контроля расчетов, источники информации при проверке и составить план проведения ревизии;
 провести инвентаризацию обязательств в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
 изучить методику контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
 оформить результаты ревизии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ КАК ОБЪЕКТЫ РЕВИЗИИ 7
1.1. Расчеты между субъектами хозяйствования в современных условиях развития экономики и значения контроля 7
1.2. Методическое обеспечение контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками 10
1.3. Нормативно-правовое обеспечение контроля расчетов 11
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 14
2.1 Задачи, источники и планирование контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками 14
2.2 Инвентаризация обязательств в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками 16
2.3 Методика контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками 19
2.4 Методика контроля расчетов с покупателями и заказчиками 21
2.5 Оформление (обобщение) результатов ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

      встречной проверки документов, используем этот прием при проверке остатков по счетам, сверяясь с другими организациями;

      аналитической проверки отчетности и балансов – этот метод используем при проверке обоснованности показателей в балансе и статистической отчетности;

      оценки документов по данным корреспондирующих счетов, с помощью этого метода будем проводить контроль соответствия записей в учетных регистрах первичным документам;

      логический – данным методом мы воспользуемся, например, сопоставим при проверке данные отраженные в ТТН о массе и объеме товара с грузоподъемностью автомобиля и временем его погрузки-разгрузки с данными путевых листов.

К приемам фактического контроля расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями и заказчика относится: инвентаризация, которая представляет собой проверку фактического состояния расчетов на определенную дату.

 

 

1.3       Нормативно-правовое обеспечение контроля расчетов

Осуществляя ревизию и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, проверяющие лица руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 №218-З (с изм. от 08.07.2008 №366-З), в соответствии с которым все расчеты за поставляемые товарно-материальные ценности осуществляются на основании заключенных между поставщиками и покупателями договоров поставки. В данном правовом акте заложены основы обязательственного права: понятие обязательства, основания его возникновения, определение, изменение договоров и т.д. Согласно Кодексу предельный срок взыскания дебиторской задолженности (срок исковой давности) установлен в три года, по истечении которого задолженность подлежит списанию.
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. (в ред. от 14.06.2010г. №132-3) , которым регламентируется порядок безналичных расчетов между контрагентами.
  3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.02.2002 №166-З ( с изм. от 15.11.2010), в соответствии с которым проверяется правильность выделения и возмещения «входного» НДС, налогообложения по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
  4. Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21.04.2003 №1949З (с изм. о и доп.от 3 июля 2011 г).
  5. Указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2000г. №359 " Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь" (в редакции от 01.03.07 № 116). Утвержден порядок расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь.
  6. Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (С изм. и доп. от 9 марта 2010 г. )
  7. Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011 г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»
  8. Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц», с изм. и дополн. От 28 января 2010 г.
  9. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16 декабря 2003 г. N 176 «Об утверждении инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость»(в ред. постановлений Минфина от 31.12.2004 N 193,от 26.05.2010 N 60)
  10. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденнаяПостановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в ред. от 22.04.2010 № 50).

К источникам информационного обеспечения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками относятся: договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, протоколы согласования цен - намерения сторон; товарные и товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) - факт получения товаров (работ, услуг); платежные инструкции - факт оплаты за поставленный товар (работы услуги) либо предоплаты; другие первичные документы; учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, главная книга, автоматизированные формы учетных регистров: карточки счетов, анализы счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам); отчетность предприятия (баланс и приложения к нему, статистическая отчетность).

Также источниками информации при проведении ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками могут служить: документы, составленные по материалам инвентаризации, расчеты, договоры, сертификаты соответствия (качества), справки, акты, материалы служебных расследований претензионных вопросов, заключения судебно-бухгалтерской экспертизы.

 

2          Основные направления и последовательность контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

2.1       Задачи, источники и планирование контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Проведение ревизии – это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.[14,с.32]

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками осуществляется по данным счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Такую проверку могут проводить специалисты органов государственного контроля (Комитет государственного контроля, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Министерство финансов, Министерство экономики, Национальный статистический комитет) и ведомственного контроля.[17,с.208]

С 1 января 2010 г. Вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", который стал первым в республике законодательным актом, установившим единый порядок планирования и осуществления контрольной (надзорной) деятельности.

Проверка в зависимости от того, включена ли она в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, может быть плановой или внеплановой.

Узнать о том, что организацию планирует проверять налоговый орган, можно на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь (www.kgk.gov.by), на котором до 15 декабря (15 июня) размещаются полугодовые координационные планы контрольной (надзорной) деятельности. Помимо этого проверяемую организацию не позднее 10 рабочих дней до начала плановой проверки должны письменно уведомить о ее проведении. Уведомление о проведении плановой проверки вручается лично представителю проверяемого субъекта (как правило, руководителю организации) либо направляется почтой. В последнем случае оно будет считаться полученным по истечении трех дней со дня направления независимо от даты фактического получения уведомления.

В уведомлении должны быть указаны:

      наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;

      наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

      дата начала проверки;

      проверяемый период;

      указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);

      исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

Уведомление оформляется по утвержденной Советом Министров Республики Беларусь форме, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 N 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510", на фирменном (гербовом) бланке либо заверяется печатью налогового органа.

До того как приступить к проверке, проверяющий обязан предъявить служебное удостоверение и предписание на проведение проверки. В предписании на проведение проверки, как и в уведомлении, указывается исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке. Предписание установленного содержания должно быть оформлено на фирменном (гербовом) бланке или заверено печатью налогового органа.

Если, придя на проверку, ревизор не обнаружат плательщика по месту нахождения, он укажет это в предписании и направит его копию плательщику по почте. Через три дня после этого плательщик считается надлежащим образом ознакомленным с предписанием .

Следующий шаг ревизора - внесение сведений в книгу учета проверок. [Приложение 11]. После предъявления ревизором вышеуказанных документов лицо, ответственное за хранение книги учета проверок, обязано выдать ее проверяющим [6,п. 5].

Однако даже если книга учета проверок не будет представлена ревизору для внесения сведений, он все равно начнет контрольные мероприятия, зафиксировав факт непредставления книги учета проверок в акте проверки.

В ОАО «Управление пуско-наладочных работ» книга учета проверок была предоставлена по первому требованию.

Одним из важных условий правильной организации контрольно-ревизионной работы является ее планирование, для этого на основании полученных заданий члены ревизионной комиссии составляют рабочий план (график) проведения ревизии [Приложение 1].

Источниками информации являются:

      бухгалтерская отчетность: Бухгалтерский баланс (форма №1), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

      статистическая отчетность: Отчет о задолженности (форма № 12-ф расчеты)

      регистры бухгалтерского учета: Главная книга

      документы: договоры, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные инструкции, сертификаты, материалы инвентаризации, учетная политика

Целью проверки является оценка правильности ведения учета расчетов в организации, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.[14,с.141]

Основной задачей ревизии является проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками).

2.2       Инвентаризация обязательств в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Инвентаризация – это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Инвентаризация (от латинского inventarium – опись имущества) – сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств [4, ст.12].

Порядок проведения инвентаризации регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180. Инвентаризационной комиссией проверяется правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, не погашенной на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками [8,п.63].

По результатам инвентаризации расчетов составляется акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами формы 14-инв (приложение 19 к Инструкции № 180) и справка по акту инвентаризации.

Особенность инвентаризации расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) заключается в документальном подтверждении остатков по счетам учета расчетов путем двухсторонней сверки этих расчетов.

При проведении инвентаризации устанавливаются факторы, которые влияют на возникновение, списание и отражение в учете задолженности: условия договора, статус должника, принятие мер по погашению задолженности, причины списания задолженности и отражение результатов в бухгалтерском учете.

С момента возникновения задолженности до ее погашения проходит некоторое время и следует определить, какой является эта задолженность: текущей (или нормальной), не оплаченной в срок, задолженность с истекшим сроком исковой давности, спорной, безнадежной.

Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности. Наличие такой задолженности не является нарушением финансовой дисциплины.

Задолженность, не оплаченная в срок, - это задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом необходимо выяснить причины ее непогашения в установленные сроки расчетов.

Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством. Исковая давность исчисляется с момента возникновения права на предъявление иска. По этому виду задолженности следует проверить, направлялись ли письма-напоминания о необходимости погашения долга, выставлялись ли претензии, переданы ли материалы юридической службе предприятия для предъявления иска.

К спорной относится задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим организациям или переданным в хозяйственный суд. Здесь необходимо проверить копии исковых заявлений и расписок о приеме дел на рассмотрение хозяйственным судом. При проверке следует обращать внимание на явно необоснованные иски, составляемые с таким расчетом, чтобы использовать отказ суда в удовлетворении претензии для списания нереальной задолженности на убытки.

При наличии безнадежной задолженности, в иске которой хозяйственный суд отказал, следует выяснить мотивы отказа, особенно если он был вызван истечением срока исковой давности, необоснованностью иска и неправильным ведением дел.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено[2, ст.196]. Общий срок исковой давности устанавливается в 3 года [2,ст.197]. Отсчет исковой давности начинается с момента истечения срока, оговоренного договором для исполнения обязательства.

Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются в соответствии с решением руководителя организации в дебет счета 63 «Резерв по сомнительным долгам» (если резерв создавался) либо счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» [8,п.74].

В ходе проведения ревизии в ОАО «Управлении пуско-наладочных работ» было установлено, что в организации инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами проводилась не в полном объеме и носила скорее характер формальной процедуры, а не средства установления истины в данных бухгалтерского учета. В частности в организации не проводится в полном объеме двухсторонняя сверка расчетов, особенно это касается кредиторской задолженности (подтверждается отсутствием актов сверок), а так же не классифицируется задолженность по видам и отсутствует претензионная работа. В связи с открывшимися фактами ревизором Силиной Ю.В. решено было провести инвентаризацию расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями, заказчиками.

Информация о работе Ревизия расчетов с поставщиками и покупателями