Региональные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть региональные налоги и сборы, выявить проблемы данной темы и определить перспективы совершенствования.
Задачи:
дать понятие и общую характеристику региональных налогов и сборов;
рассмотреть виды региональных налогов и сборов;
изучить региональную налоговую политику РФ;

Содержание

Введение ..................................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие и виды региональных налогов и сборов .................................... 5
1.1. Понятие и общие характеристики региональных налогов и сборов ............. 5
1.2. Виды региональных налогов и сборов ............................................................. 7
Глава 2. Региональная налоговая политика и проблемы регионального налогообложения ..................................................................................................... 13
2.1. Региональная налоговая политика .................................................................. 13
2.2. Проблемы региональных налогов и пути их устранения .............................17
Заключение ............................................................................................................... 25
Список использованных источников ..................................................................... 27

Вложенные файлы: 1 файл

Kaverina_D_O_Kursovaya_nalogi_i_tamozhennye_plat.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день существует ряд проблем в администрировании  и собираемости налогов. Базу данных для исчисления региональных налогов  налоговые органы формируют по сведениям  разных информационных ресурсов - Росрегистриции, Роснедвижимости, ГИБДД. Только в 1 квартале 2010 года от них поступило около 2,5 млн сведений. К сожалению, информационный обмен продолжает оставаться несовершенным, налоговые органы не получают полных и актуальных данных, необходимых для исчисления налогов, что в итоге ведет к потерям региональных и местных бюджетов. Для решения данной проблемы необходимо разработать единую базу данных с автоматическим учетом, которая могла бы объединять предоставленную информацию по всем налогоплательщикам и отфильтровывать в зависимости от требований налоговых органов.

В настоящее время наряду с представлением ГИБДД сведений в старых форматах, в иркутской области тестируется  новое программное обеспечение. Количество сведений, не прошедших  контроль, а также технические  ошибки встречаются достаточно часто, о чем свидетельствует наибольшее число жалоб налогоплательщиков. Вместе с тем, прием информации в  новых форматах позволяет сегодня  говорить о повышении качества и  достоверности передаваемых данных, а также о достижении достаточно высокого уровня автоматической обработки (до 95%). Работа областной комиссии по транспортному налогу дала положительные результаты, как в части взаимодействия ведомств, так и в мобилизации платежей по данному налогу.

Повышение уровня собираемости региональных и местных налогов напрямую зависит  от эффективной работы по взысканию  задолженности. Активизация в 2009 году работы налоговых органов в данном направлении позволила обеспечить дополнительные поступления в бюджет региона около 600 миллионов задолженности  прошлых лет. Для розыска должников  физических лиц совместно со Службой  судебных приставов, ГИБДД проводятся рейды с привлечением средств  массовой информации. На территории города Иркутска используются два аппаратно - программных комплекса «Поток-М», в которых содержится информация о судебных приказах, находящихся  на исполнении у судебных приставов. Они позволяют сотрудникам ГИБДД  задерживать только те автомобили, владельцы которых имеют задолженность, а приставам - на месте оформлять  арест автомобиля или изымать  денежные средства в счет погашения  судебного приказа. Данная работа начата в ноябре 2009 года и уже приносит ощутимые результаты.

Еще одна проблема, которая отрицательно повлияла на становление бюджета  Иркутской области, связана с  появлением в РФ специально отведенных игорных зон для азартных игр, куда Иркутская область не вошла. Необходимо заметить, что и в самих  игорных зонах дела, обстоят не лучшим образом, т.к. не все предприниматели  регистрируют там свой бизнес, предпочитая  работать на прежнем месте не легально или в обход закона, сменив таблички с «казино» на «лото», оправдывая свои действия не обустроенностью данных территорий. В комиссиях по легализации налоговой базы необходима совместная работа всех заинтересованных структур (органов прокуратуры, внутренних дел, представителей администрации). Консолидация усилий всех структур власти, а в первую очередь, служб по экономическим и налоговым преступлениям, особенно необходима для решения обозначенных проблем.

Основная часть доходов Иркутской  области формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные  налоги покрывают менее 15 процентов  расходных потребностей региональных бюджетов. При этом полномочия по регулированию  данных налогов на региональном уровне весьма ограничены.

Для устранения всех имеющихся недостатков  региональных налогов, предлагается принять  законопроект о «Развитии бюджетного федерализма в РФ». Который существенно  повысит роль собственных доходов  региональных бюджетов, в том числе - налогов, то есть создаст предпосылки  для перехода в долгосрочной перспективе  к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.

Для этого необходимо:

1) расширить налоговые полномочия  органов власти субъектов и  местного самоуправления при  одновременном предотвращении недобросовестной  налоговой конкуренции и обеспечении  единого налогового пространства;

2) законодательно закрепить основные  доходные источники (собственные  налоги, отчисления от налоговых  поступлений) за региональными  бюджетами на постоянной (долгосрочной) основе в соответствии с установленным  разграничением расходных полномочий  и обязательств;

3) сократить масштабы расщепления  налоговых поступлений между  уровнями бюджетной системы;

4) отказаться от практики централизации  поступлений по региональным  налогам в вышестоящие бюджеты;

5) обеспечить уплату налогов,  поступающих в региональные бюджеты,  по месту фактической деятельности  предприятий.

Разграничение налогов (налоговых  полномочий) и доходных источников между органами власти разных уровней  должно базироваться на следующих принципах:

а) стабильность разделения доходов  между уровнями бюджетной системы  на основе единых принципов и подходов, обеспечивающего заинтересованность органов власти субъектов в формировании благоприятных условий для экономического развития и наращивания налогового потенциала соответствующих территорий;

б) собственные доходы бюджетов каждого  уровня должны стать основным ресурсом для эффективной реализации закрепленных за ними расходных полномочий, включая  выравнивание бюджетной обеспеченности регионов;

в) налоговые полномочия органов  власти субъектов не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей  силы, товаров и услуг, а также  позволять экспортировать налоговое  бремя в другие регионы;

г) разграничение налоговых полномочий и доходных источников должно в основном ориентироваться на вертикальное (между  уровнями бюджетной системы), а не горизонтальное (между регионами  и муниципальными образованиями) бюджетное  выравнивание;

д) часть доходов от регулирующих налогов может (в установленных федеральным законодательством случаях - должна) распределяться между местными бюджетами на основе формализованных методик (по численности населения, бюджетной обеспеченности и т.д.), учитывающих региональные и местные особенности.

региональный налог транспортный имущество игорный

При разделении конкретных видов налогов  и доходных источников между бюджетами  разных уровней должны учитываться  следующие критерии:

1) стабильность: чем в большей  степени налоговые поступления  зависят от экономической конъюнктуры,  тем выше должен быть уровень  бюджетной системы, за которым  закрепляется этот налоговый  источник и полномочия по его  регулированию;

2) экономическая эффективность:  за каждым уровнем бюджетной  системы должны закрепляться  налоги и доходные источники,  объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;

3) территориальная мобильность  налоговой базы: чем выше возможности  для перемещения налоговой базы  между регионами, тем на более  высоком уровне бюджетной системы  должен вводиться соответствующий  налог и тем выше предпосылки  для централизации данных налоговых  поступлений (доходов);

4) равномерность размещения налоговой  базы: чем выше неравномерность  (дисперсность) размещения налоговой  базы, тем на более высоком  уровне должен вводиться соответствующий  налог и тем выше предпосылки  для централизации данных налоговых  поступлений (доходов);

5) социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти;

6) бюджетная ответственность: сборы,  представляющие собой платежи  за бюджетные услуги, должны поступать  в бюджет, финансирующий соответствующие  услуги.

Наиболее существенными изменениями  в разграничении налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы должны стать:

а) законодательное закрепление  на долгосрочной основе 100 процентов  поступлений по налогу на доходы физических лиц за консолидированными бюджетами  субъектов Российской Федерации (с  разделением между региональными  и местными бюджетами;

б) законодательное закрепление  на долгосрочной основе не менее 70 процентов  поступлений федерального налога на прибыль за консолидированными бюджетами  субъектов Российской Федерации (с  разделением между региональными  и местными бюджетами;

в) зачисление в бюджеты субъектов  Российской Федерации 100 процентов  платежей за пользование общераспространенными  природными ресурсами с возможным последующим их преобразованием в региональные налоги;

г) повышение централизации платежей за пользование неравномерно размещенными природными ресурсами (прежде всего, по углеводородному сырью);

д) корректировка пропорций и механизма расщепления поступлений налога с продаж между региональными и местными бюджетами;

е) закрепление 100 процентов поступлений (за исключением платежей в государственные  внебюджетные фонды) по налогам на совокупный доход (единому налогу на вмененный  доход, единому налогу, взимаемому в  связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому  сельскохозяйственному налогу) за местными бюджетами с расширением полномочий органов власти местного самоуправления по данным налоговым режимам.

Применение законопроекта дает следующие преимущества:

- региональные налоги полностью поступают в региональные бюджеты. Таким образом, у всех уровней государственного управления появляется стимул развивать собственную налоговую базу. Кроме того, обеспечивается стабильность поступлений налоговых доходов в соответствующие бюджеты;

- органам государственной власти субъектов РФ предоставили право полностью или частично передавать свои налоговые доходы в соответствующие местные бюджеты;

- поступления от применения упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход зачисляются исключительно в региональный и местный бюджет;

Предлагается передать полномочия по установлению нормативов отчислений от региональных налогов в местные  бюджеты органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, отказавшись от действующей практики установления указанных нормативов федеральными законами. В случае передачи налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в местные бюджеты, соответствующие нормативы (сверх уровня, установленного Бюджетного Кодекса РФ), как правило, должны быть стабильными и едиными для всех муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функционирование и развитие региональной экономической системы Российской Федерации происходит в условиях глубокого кризиса отечественной  модели территориального воспроизводства. Современная специфика регионального  развития России обуславливает особую важность переосмысления положений  налоговой политики, прежде всего  тех вопросов, которые связаны  с пониманием роли налогов в жизнедеятельности  общественной системы в целом, выявлением возможностей их использования для  решения насущных воспроизводственных  проблем территории, разработкой  методических подходов к организации  процесса налогового регулирования  социально-экономической сферы регионов.

После рассмотрения основных положений  региональных налогов, можно сделать заключение о том, что - используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование региональной экономики осуществляется также посредством финансирования из федерального бюджета.

Но, к сожалению, региональное налогообложение  сталкивается с рядом проблем, в  частности: со снижением налоговых  поступлений в бюджеты субъектов  из за отмены большинства региональных налогов; ограниченностью полномочий региональных властей; многочисленные судебные издержки по вопросам уклонения  от уплаты налогов, просрочки платежей и т.д.

Для решения данных проблем необходимо увеличить доходность регионального  государственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов. Следует законодательно закрепить  следующие положения: основные правила  разграничения конкурирующей компетенции  федерации и субъектов; принцип  субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств; механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной региональной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Региональные налоги и сборы