Система методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1 Понятие метода воспитания 4
§2 Классификация методов воспитания 5
§3 Характеристика методов влияния 8
§4 Методы самовоспитания и самообразования 10
§5 Правила выбора методов воспитания 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Красноярский государственный  педагогический университет

им. В.П.Астафьева

Факультет педагогики и  психологии детства

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

“Общая педагогика ”

 

 

 

Тема: «Система методов воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 133 группы I курса заочного отделения

Макарова Елена Ивановна

 

Проверил: к.п.н., доцент кафедры педагогики детства Инна Александровна Яценко

 

 

 

Красноярск 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

     §1                Понятие метода воспитания

4

     §2                Классификация методов воспитания

5

     §3                Характеристика методов влияния

8

     §4                Методы самовоспитания и самообразования

10

     §5                Правила выбора методов воспитания

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Нет методов хороших  или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным  или неэффективным без учета  тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.

На практике всегда стоит  задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший  – оптимальный. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий  быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Понятие метода воспитания

 

 

Категории цели и содержания раскрывают сущность воспитательного процесса, объясняя, к чему он стремится, на что направлен. Но есть еще одна очень важная категория, связанная с вопросом о том, как воспитывать. Эта категория метода воспитания.

Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработать у них заданные целью воспитания качества. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.

Однако создать принципиально  новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит  постоянно, и каждый воспитатель  в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Классификация методов воспитания

 

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любых целей. Методов и особенно их различных версий (модификаций) накоплено так много, что выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Классификация методов – то выстроенная по определенному  признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах общее и  специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и  тем самым способствует их осознанному  выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификации, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Любая научная  классификация требует, прежде всего, определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков, учитывая, что метод воспитания – явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов.

В современной  педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для  решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру  методы воспитания делятся на убеждение, поощрение и наказание (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.). В  данном случае общий признак «характер  метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

К этой классификации  тесно примыкает другая, трактующая характер методов более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации  деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации  И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения  и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По результатам  методов воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: 1) влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; 2) влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И.Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяется три группы методов воспитания (рис. 1.):

1. методы формирования  сознания личности;

2. методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения;

3. методы стимулирования  поведения и деятельности.

 

 

 

 

 

 

Методы воспитания

 

 

 

 

 

 

 

РИС. 1.

 

1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Самоутверждение и самовыражение  личности школьника происходит в  условиях нечетко им осознанных и  сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и  глубокими знаниями, молодой человек  не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.

Одним из основных противоречий, которые  разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о  сущности происходящих событий и  теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений.

Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения. 
          Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Методы самовоспитания и самообразования

 

 

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с  рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. 
          Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Воспитание, если оно не насилие, без  самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. 
          А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости:  
          Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления. 
          Низкий уровень: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.

Самовоспитание  предполагает использование таких  приемов, как:

  • самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
  • самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
  • осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
  • самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое  строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Основные методы самовоспитания отражены в рис. 2 (изображенный ниже).

Информация о работе Система методов воспитания