Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 12:08, контрольная работа
Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1 Понятие метода воспитания 4
§2 Классификация методов воспитания 5
§3 Характеристика методов влияния 8
§4 Методы самовоспитания и самообразования 10
§5 Правила выбора методов воспитания 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
РИС. 2.
§4 Характеристика методов влияния
Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
Традиционно выделяются 4 основных способа влияния:
Все они тесно переплетаются
в каждом акте человеческого взаимодействия.
Убеждение включает в
себя систему доводов, которые обосновывают
выдвигаемые пожелание, предложение и
т.п. Обычно убеждение ведет к определенной
трансформации взглядов воспитуемого,
а значит, и мотивационной основы его поведения. При этом заключение может быть сделано
как самостоятельно, так и вслед за убеждающим,
но оно не присваивается в готовом виде,
а основано на осмысленном принятии человеком
каких-либо сведений или идей, на их анализе
и оценке. Наиболее легко поддаются убеждению
люди, имеющие заниженную самооценку и
ориентирующиеся на адаптацию к социальной
среде. Напротив, труднее всего убеждать
тех, кто враждебен по отношению к другим
и стремится доминировать над окружающими.
Внушение (суггестия),
как и убеждение, направлено на снятие
своеобразных фильтров, стоящих на пути
к новым сведениям и оберегающих человека
от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает
у воспитуемого те представления, которые
требуют действий с той же необходимостью,
как если бы эти представления были получены
непосредственно самим воспитуемым. Если
убеждение апеллирует в основном к знаниям
и опыту воспитуемого, то внушение, носящее
эмоционально-волевой характер, основывается
на доверии.
Степень внушаемости человека определяется
уровнем развития его личности, его самосознания
и самооценки, силой воли, а также особенностями
межличностных отношений в группе, в частности
отношением к внушающему. Чаще всего доверие
к тем или иным сведениям возникает в том
случае, если они передаются значимым
для воспитуемого лицом.
Феномен заражения чаще всего
возникает в группе людей, которые руководствуются
в своем поведении эмоциональным состоянием,
действуют на основе сведений, принятых
без должного анализа, либо повторяют
действия других людей. Однако в отличие
от внушения, при котором человек, оказывающий влияние,
не обязательно чувствует то же, что и
окружающие, заражение основывается на
общем переживании группой людей одних
и тех же эмоций. Различие между внушением и заражением
заключается также в том, что заражение
носит спонтанный характер, а внушение
почти всегда - акт преднамеренный. Внушение,
как правило, представляет собой речевое
воздействие, в то время как заражение
предполагает использование невербальных
средств (напр., жестов, музыки и т.п.).
Подражание - это следование
примеру или образцу, которое проявляется
в повторении одним человеком каких-либо
поступков, жестов, интонаций и даже в
копировании определенных черт характера
другого человека.
Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль. Так, если ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого. В подростковом возрасте подражание взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием. В юности основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценностные ориентации человека.
Подражание выполняет при этом вспомогательную функцию, поскольку усвоение норм и ценностей происходит у старшеклассников в основном с помощью сознательного анализа жизненной позиции значимых для них людей. Таким образом, с возрастом роль подражания снижается. Если для маленького ребенка подражание выступает основным способом научения, то для школьника научение и передача информации происходят, как правило, словесным путем. Меняется и содержание подражания. В дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в мире предметов. Для школьника учитель и родители уже выступают как носители социальных образцов поведения, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.
§5 Правила выбора методов воспитания
Общий принцип выбора методов воспитания – гуманизм отношений педагога с воспитанниками. Методы воспитания в свете гуманистического подхода – это не набор чисто профессиональных средств в руках людей, равнодушных к судьбе своих воспитанников; методы – живые отношения живых людей. Метод требует эластичности, гибкости, даже нежности – эти качества придает ему воспитатель. Общие условия выбора методов определяют крупные зависимости, между тем в воспитательном процессе приходится учитывать и множество тончайших нюансов.
Начинающим воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с системой методов и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой.
Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это само собой разумеется, а между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило.
Действие метода часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых средств. Простейший пример: педагог выводит воспитанников работать в сад и предлагает им сажать деревья, а для этого не подготовлен ни инструмент, ни посадочный материал. Вдумчивый воспитатель никогда не окажется в такой ситуации.
Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца. Метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.
Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.
Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.
Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом – это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда – совсем другое.
Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должно быть учтено заранее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.
Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ