Совершенствование учета основных средств и формирование отчетности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов бухгалтерского учета основных средств на предприятии, особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы бухгалтерского учета основных средств;
- изучить нормативное регулирование учета и отчетности основных средств деятельности на предприятии;
- изучить организацию бухгалтерского учета основных средств на предприятии;
- подробно рассмотреть учет наличия и движения основных средств, учет амортизации основных средств, учет ремонта основных средств, учет переоценки основных средств, инвентаризацию основных средств;

Содержание

Введение
Характеристика основных средств предприятия как объекта финансового учета
Понятие, классификация и оценка основных средств
Нормативное регулирование учета и отчетности основных средств деятельности предприятия
Учет основных средств
Учет наличия и движения основных средств
Учет амортизации основных средств
Учет ремонта основных средств
Учет переоценки основных средств
Инвентаризация основных средств
Совершенствование учета основных средств и формирование отчетности на предприятии
Понятие и учет основных средств в соответствии с международными учетными стандартами
Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
Расчетная часть
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая бух.учет.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

В первый год эксплуатации коэффициент соотношения составит 5/15, сумма начисленной амортизации составит 86 666,67 руб. (260 000 x 5/15).

Во второй год эксплуатации коэффициент  соотношения 4/15, сумма начисленной  амортизации 69 333,33 руб. (260 000 x 4/15).

В третий год эксплуатации коэффициент соотношения 3/15, сумма начисленной амортизации 52 000 руб. (260 000 x 3/15).

В четвертый год эксплуатации коэффициент  соотношения 2/15, сумма начисленной  амортизации 34 666,67 руб. (260 000 x 2/15).

В последний, пятый, год эксплуатации коэффициент соотношения 1/15, сумма начисленной амортизации 17 333,33 руб. (260 000 x 1/15).

При способе списания стоимости  основного средства пропорционально  объему продукции (работ, услуг) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример 4. Стоимость автомобиля составляет 65 000 руб., предполагаемый пробег автомобиля 400 000 км. В отчетном периоде пробег автомобиля должен составить 8000 км, сумма амортизации за этот период составит 1300 руб. (8000 км / 400 000 км x 65 000 руб.).

Проанализировав различные способы начисления амортизации, можно сделать вывод, что при применении способов уменьшаемого остатка и списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования сумма амортизационных отчислений с годами уменьшается. Выбирая для начисления амортизации один из этих способов, бухгалтеры должны помнить о том, что начисленная сумма амортизации влияет на себестоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

В организациях с сезонным характером производства годовая сумма  амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Ежемесячная норма амортизационных  отчислений во всех случаях будет  составлять 1/12 часть годовой нормы  амортизационных отчислений.

Вывод: Амортизация основных средств - это, с одной стороны, перенесение стоимости основных средств на себестоимость вырабатываемой продукции, а с другой - целевое накопление денежных средств для возмещения изношенных объектов.

Учет амортизации основных средств ведется на пассивном счете 02.

В бухгалтерском учете  установлено четыре способа начисления амортизации:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого  остатка;

- способ списания стоимости  по сумме чисел лет полезного  использования;

- способ списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ).

 

 

 

 

 

    1. Учет ремонта основных средств

 

 

По объему и характеру  производимых ремонтных работ различают  капитальный и текущий ремонт основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

Нормативными документами  по бухгалтерскому учету разрешается  использовать три варианта учета  затрат по ремонту основных средств.

При первом варианте фактические  расходы, связанные с проведением  или оплатой работ по ремонту  основных средств, организации могут  относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита  соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.).

Организации, особенно организации  с сезонным производством, могут  создавать ремонтный фонд для  накапливания средств на осуществление  ремонтных работ. Для учета ремонтного фонда целесообразно открывать субсчет "Ремонтный фонд" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Отчисления в ремонтный  фонд оформляются следующей бухгалтерской  записью:

Дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" (и других счетов производственных затрат) Кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов".

При наличии ремонтных  мастерских операции по учету ремонта  основных средств, осуществляемого  хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом счете 23 "Вспомогательные производства". По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонту собственных основных средств, а с кредита счета фактическую себестоимость ремонтных работ списывают в зависимости от выбранного варианта учета расходов по ремонту на счета учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.), на уменьшение создаваемого резерва на ремонтные работы (счет 96 "Резервы предстоящих расходов") или на счет 97 "Расходы будущих периодов". Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье "Незавершенное производство".

Оприходование строительных и других материалов, полученных при  ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов 10 «Материалы» и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства".

Первый вариант учета  затрат по ремонту основных средств  применяют, как правило, при равномерных  расходах по ремонту в течение года или при небольших объемах ремонтных работ.

При втором варианте учета  затрат на ремонт основных средств  организации создают резерв на осуществление  ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открывать  субсчет "Резерв на ремонт основных средств" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Отчисления в резерв оформляются следующей бухгалтерской  записью:

Дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" (и других счетов производственных затрат) Кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов".

По окончании отчетного  года затраты на ремонт основных средств  должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат.

В связи с этим сумму  резерва, превышающую фактически произведенные  затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке резервной суммы на величину недостатка либо составляют дополнительную проводку по начислениям в резерв, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.

Сальдо по субсчету "Резерв на ремонт основных средств" счета 96 "Резервы предстоящих расходов", как правило, должно соответствовать затратам по незаконченному ремонту сложных объектов.

При третьем варианте затраты по ремонту основных средств  вначале учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства (обращения). Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать в тех организациях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор  с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется  актом приемки - сдачи. Законченные  капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема. Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в дебет счетов издержек производства и обращения, в дебет счетов 96 "Резервы предстоящих расходов" и 97 "Расходы будущих периодов" (в зависимости от варианта учета расходов по ремонту основных средств).

 

 

    1. Учет переоценки основных средств

 

 

Переоценка основных средств. С 1 января 1999 г. организации  могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса - дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счет 01 "Основные средства", кредитуют счет 83 "Добавочный капитал").

Порядок учета переоценки основных средств определен ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) (дебетуют счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", кредитуют счет 01 "Основные средства").

Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода. В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счета 01 и кредиту счета 84.

Сумма уценки объекта  основных средств относится в  уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в  предыдущие отчетные периоды (дебетуют счет 83 "Добавочный капитал", кредитуют счет 01 "Основные средства").

Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал  организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (дебетуют счет 84, кредитуют счет 01).

При выбытии объекта  основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (кредитуют  счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", дебетуют счет 83 "Добавочный капитал").

Результаты переоценки основных средств, проведенной организацией в добровольном порядке, учитываются  для целей налогообложения. Сумма  добавочного капитала, списанного при выбытии основных средств, для целей налогообложения учитываться не будет.

 

 

 

 

 

    1. Инвентаризация основных средств

 

 

В соответствии с Федеральным  законом "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны проводить периодическую проверку наличия числящегося на балансе имущества, его сохранности и правильности хранения, т.е. инвентаризацию, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация способствует реализации контрольной функции бухгалтерского учета, позволяя выявлять случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации (форма N ИНВ-22) назначается инвентаризационная комиссия в составе представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

Выявленные излишки  основных средств приходуют по текущей  рыночной стоимости по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита  счета 91 "Прочие доходы и расходы". При недостаче или порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". При выявлении конкретных виновников стоимость недостающих или испорченных основных средств оценивают по рыночным ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Разницу между рыночной и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Если конкретные виновники  не установлены или суд отказал  во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций  с кредита счета 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Таким образом, инвентаризация объектов основных средств призвана обеспечить отражение в бухгалтерском  учете только действительно имеющихся  в наличии объектов, а не учтенных на счетах, но отсутствующих при проверке. Однако при списании отсутствующего и оприходовании ранее не учтенного объекта следует проявлять осторожность, поскольку выявление объекта, по которому в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные, не может служить достаточным основанием для принятия его к бухгалтерскому учету. В данном случае организации следует руководствоваться порядком приобретения права собственности на бесхозяйные вещи, предусмотренным ст.ст.225, 226, 231 Гражданского кодекса Российской Федерации. И наоборот, сам по себе факт отсутствия какого-либо объекта (например, в результате хищения) не ведет к утрате организацией права собственности на него.

Информация о работе Совершенствование учета основных средств и формирование отчетности на предприятии