Состояние и пути совершенствования учета и контроля основных средств в СПК «Карлинское» Майнского района Ульяновской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей ведения учета и проведения анализа основных средств, которые присущи сельскохозяйственным предприятиям с целью установления рациональности и целесообразности их использования, а также разработка новых путей повышения эффективности использования основных фондов, непосредственно влияющих на конечный финансовый результат деятельности СПК «Карлинское».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1 Теоретические основы учета основных средств……………………….....7
Понятие, состав и классификация основных средств…………………..7
Методы оценки основных средств в налоговом и бухгалтерском учете……………………………………………………………………....10
Задачи учета основных средств………………………………………...22
Глава 2 Анализ современного состояния и развития производства организации
2.1 Экономическая характеристика СПК «Карлинское»…………………25
2.2 Анализ движения и эффективности использования основных
средств…………………………………………………………………….34
Глава 3 Состояние учета основных средств в СПК «Карлинское»……………..44
3.1 Организация учетной работы……………………………………….....44
3.2 Первичная документация по движению основных средств……….....47
3.3 Синтетический и аналитический учет основных средств……………51
Учет амортизации основных средств……………………………….....58
3.5 Учет ремонта основных средств……………………………………….64
3.6 Инвентаризация основных средств и отражение ее результатов в
учете……………………………………………………………………...67
Глава 4 Пути совершенствования учета основных средств……………………..71
4.1 Предложения по усовершенствованию выявленных недостатков
первичного, аналитического и синтетического учета………………...71
4.2 Автоматизация бухгалтерского учета………………………………….75
Выводы……………………………………………………………………………...80
Список литературы………………………………………………………………...84
Приложения………………………………………………………………………...88

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 248.04 Кб (Скачать файл)

В организациях, где не создается резерв на ремонт, расходы, связанные с ремонтом основных средств, могут отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов». При этом в бухгалтерском учете делают записи:

Д-т 97  К-т 60 – на стоимость  ремонта основных средств, проведенного сторонними организациями (без НДС);

Д-т 19  К-т 60 – на сумму  НДС со стоимости проведенного ремонта  на основании счета-фактуры;

Д-т 60  К-т 51 – оплата стоимости  произведенного ремонта;

Д-т 68  К-т 19 – принята  к вычету сумма НДС со стоимости  оплаченного ремонта.

Синтетический учет затрат по ремонту основных средств ведут  в журнале-ордере № 10-АПК. Аналитический учет операций по ремонту основных средств ведут в лицевом счете (производственном отчете — форма № 83-АПК) и в ведомости учета затрат по капитальным вложениям и ремонту (форма № 73-АПК). В лицевых счетах по статье «Содержание основных средств» выделяют отдельной строкой «Ремонт основных средств» по каждому объекту учета. Ежемесячно подсчитывают суммы затрат за месяц и нарастающим итогом с начала года.

 

3.6 Инвентаризация основных  средств и отражение ее результатов  в учете

 

Инвентаризация — это  прием ревизии, используемый для  проверки соответствия фактического наличия  средств в натуре данным бухгалтерского учета, а также для выяснения  сохранности собственности в резервируемой организации. При этом фактическое наличие ценностей записывают в инвентаризационные описи, на основании которых и по данным бухгалтерского учета составляют сличительные ведомости, в которых выводят данные о недостачах и излишках ценностей. В процессе инвентаризации проверяют также реальность числящихся на балансе объектов основных средств.

Инвентаризацию основных средств, кроме скота, проводят не менее I раза в год и не ранее I октября отчетного года. Здания, сооружения и другие неподвижные объекты разрешено инвентаризовать не реже одного раза в год, библиотечные фонды — один раз в пять лег по состоянию на 1 декабря. Животных нужно инвентаризовать ежеквартально (на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 31 декабря отчетного года).

Количество и сроки  инвентаризаций определяются на предприятии руководителем хозяйства, кроме случаев, когда ее проведение обязательно, и фиксируются в учетной политике.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при сдаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении факторов хищения, злоупотребления пли порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия  создается комиссия, в состав которой  включают главных специалистов, бухгалтера и др., но не менее трех человек. Инвентаризацию проводят в присутствии материально ответственного лица. За правильность и своевременность инвентаризации несут ответственность руководитель предприятия и главный бухгалтер.

При инвентаризации основных средств проверяют наличие и  правильность заполнения инвентарных  карточек, книг учета основных средств, инвентаризационных описей, инвентарных списков. Если при инвентаризации установлены факты перестройки зданий и сооружений, то необходимо выяснить, отражено ли это в учете, т.е. показано ли увеличение или уменьшение стоимости объекта.

При инвентаризации основных средств применяются следующие формы инвентаризационных описей:

  • инвентаризационная опись основных средств формы №ИНВ-1;
  • инвентаризационная опись многолетних насаждений формы № ИНВ-22АПК;
  • инвентаризационная опись рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей формы № ИНВ-21АПК;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств формы №ИНВ-18 для отражения результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета;
  • акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств формы № ИНВ-10 (при инвентаризации незаконченного ремонта зданий, сооружений, машин, оборудования и других объектов основных средств).

Все документы  составляются в двух экземплярах  и подписываются членами комиссии в отдельности по каждому месту нахождения объектов и лицом, ответственным за сохранность объектов. Один экземпляр передается в бухгалтерию, другой остается у материально ответственного лица. В хозяйстве применяется старая форма инвентаризационной описи (Приложение 13).

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне хозяйства, проверяются по документам, подтверждающим их действительное местонахождение.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена  инвентаризация. Излишки имущества, выявленные в ходе инвентаризации, необходимо поставить на учет по текущей рыночной стоимости на дату принятия имущества к бухгалтерскому учету:

 

Д-т 01 «Основные средства» К-т 91-1 «Прочие доходы»

Установленные при инвентаризации потери от недостач и порчи объектов основных средств учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в оценке по остаточной стоимости. В учете производятся следующие записи:

Д-т 01-11 «Выбытие основных средств» К-т 01 «Основные средства» - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;

Д-т 02   К-т 01-11 «Выбытие основных средств» - списана сумма начисленных амортизационных отчислений;

Д-т 94   К-т 01-11 «Выбытие основных средств» - отражена остаточная стоимость недостающего объекта основных средств.

Суммы, подлежащие взысканию  с виновных лиц, отражаются:

Д-т 73  К-т 94 – задолженность  работника по возмещению ущерба;

Д-т 70  К-т 73 – отражено удержание суммы недостачи из заработной платы работника;

Д-т 73  К-т 98-4 – отражена разница между взысканной суммой материального ущерба и остаточной стоимостью недостающего объекта основных средств;

Д-т 98-4  К-т 91 – признан  доход в отчетном периоде в  размере разницы, соответствующей взысканной сумме.

При невозможности  отнесения затрат на конкретных виновных лиц стоимость недостающих основных средств списывается по остаточной стоимости проводкой:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Инвентаризация  завершается составлением протокола. В нем указывают сведения о выявленных недостачах или излишках, в том числе о причинах их возникновения с указанием виновных лиц и мер, которые следует к ним применить. Протокол утверждает руководитель предприятия.

Глава 4 Пути совершенствования  учета основных средств

 

4.1 Предложения по усовершенствованию  выявленных недостатков первичного, аналитического и синтетического  учета

 

В СПК «Карлинское» бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с законодательство РФ. Но документальное оформление некоторых операций по движению основных средств не соответствует современным требованиям. Для совершенствования бухгалтерского учета рекомендуется проведение следующих мероприятий:

  1. Необходимо разработать рациональную систему документооборота;
  2. Использовать для учета основных средств первичную документацию, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ;
  3. Необходимо усилить контроль за своевременным и правильным   оформлением документации с заполнением всех обязательных реквизитов в них. Исправления должны быть оговорены в обязательном порядке лицом, сделавшим исправления в документе;
  4. Необходимо ввести в рабочий план счетов дополнительные субсчета к счету 01;
  5. Использовать в работе журнал-ордер №13-АПК;
  6. Инвентаризацию основных средств проводить в соответствии со сроками ее проведения и использовать инвентаризационную опись № ИНВ-1;
  7. В соответствии с ПБУ 6/01 начать начислять амортизацию по продуктивному скоту;
  8. Организовать в хозяйстве ведение налогового учета основных средств с применением аналитических регистров.

Рассмотрим данные мероприятий  более подробно.

Все хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными    учетными данными для бухгалтерского учета движения основных средств и контроля за их сохранностью. График документооборота определяет круг лиц, ответственных за оформление документов, указывает порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив. Для повышения качества работы бухгалтерской службы и регламентирования труда каждого учетного работника нужно пересмотреть график документооборота в хозяйстве, так как работы в бухгалтерии с каждым годом прибавляется и поэтому необходимо ее рациональное распределение.

В бухгалтерском учете  основных средств в СПК «Карлинское» при оформлении некоторых операций используются устаревшие бланки первичной  документации, что противоречит действующему законодательству. В документах заполняются не все обязательные реквизиты, имеют место исправления в них, некоторые документы оформляются не своевременно. Главному бухгалтеру необходимо усилить контроль за правильным оформлением первичных документов по движению основных средств и своевременным оформлением регистров аналитического учета. Необходимо повышение квалификации сотрудников бухгалтерии. В связи с этим необходимо не только организовать автоматизацию бухгалтерского учета, но и доступ к информационным системам, для обеспечения персонала законодательными и нормативными актами, ПБУ, инструкциями и оперативного отслеживания изменений в нормативной базе.

Для усовершенствования синтетического и аналитического учета основных средств внести изменения в рабочий  план счетов, к счету 01 «Основные  средства»  ввести дополнительные субсчета. Это необходимо для получения  полной информации о наличии и движении основных средствах в хозяйстве по их видам, местам нахождения и т.п. Использовать в учете журнал-ордер №13-АПК, где отражаются записи по кредиту счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

В целях обеспечения сохранности  должен быть организован соответствующий учет объектов основных средств в местах их эксплуатации. Он может осуществляться в инвентарном списке    или другом соответствующем документе.

Также в хозяйстве необходимо организовать постоянный инвентарный учет, иногда в хозяйстве он проводится не регулярно, а по мере необходимости. Иногда инвентаризация происходит формально по данным бухгалтерского учета.   Например: инвентаризация зданий и сооружений не проводилась в хозяйстве уже 5 лет. Такой подход к инвентарному учету может привести к искажению информации о наличии основных средств в хозяйстве.

Еще хотелось бы сделать  предложение руководителям СПК  «Карлинское» о начислении амортизации  по продуктивному скоту и закрепить это положение в учетной политике уже с 2009 года.

В соответствии с действующей  редакцией ст. 256 НК РФ продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени и  другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота) включены в список имущества, не подлежащего  амортизации. С 1 января 2009 г. согласно закону от 22.07.2008 № 135-ФЗ вступила в действие новая редакция данной статьи, по которой все перечисленные животные будут исключены из этого списка, и, соответственно, по ним нужно будет начислять амортизацию. Такие изменения были введены для того, чтобы унифицировать бухгалтерский и налоговый учет. В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 перечисленные животные относятся к объектам основных средств. До 2006 г. (до вступления в силу Приказа Минфина России от 12.12.2005 № 147н) амортизация в бухучете по ним не начислялась, но это правило было исключено Приказом из п. 17 данного ПБУ, начиная с отчетности 2006 г., и стоимость таких объектов погашается путем начисления амортизации. Таким образом, в течение трех лет (с 2006 по 2008 г. включительно) между правилами ведения бухучета и налоговым законодательством прослеживается явное противоречие. И сейчас законодатель его устранил. Федеральный закон от 22.07.2008 № 135-ФЗ вступает в силу 1 января 2009 г., однако его положения распространяются на отношения, возникшие в 2008 г.

Также на предприятии необходимо организовать ведение налогового учета  в части амортизационных отчислений. Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о каждой хозяйственной операции в целях налогообложения. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения учета должен быть закреплен в учетной политике    организации. Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, регистры налогового учета и расчет налоговой базы. Суммы начисленной амортизации для налогового учета ежемесячно следует отражать в аналитических регистрах, разработанных и утвержденных организацией самостоятельно, например, в регистре "Амортизация амортизируемого имущества". МНС России предложило вариант ведения налогового учета и привело некоторые формы аналитических регистров налогового учета. Организации смогут использовать их в своей деятельности.

Регистр формируется для  определения суммы амортизационных  отчислений по объектам основных средств, необходимой при формировании    расходов, признаваемых в текущем (налоговом) периоде для целей    налогообложения.

СПК «Карлинское» является плательщиком ЕСХН. Хозяйство обязано вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 НК РФ (п. 8 ст. 346.5 НК РФ), а амортизационные отчисления формируют расходы по обычным видам деятельности.

Информация о работе Состояние и пути совершенствования учета и контроля основных средств в СПК «Карлинское» Майнского района Ульяновской области