Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:56, дипломная работа
Целью исследования является изучение особенностей ведения учета и проведения анализа основных средств, которые присущи сельскохозяйственным предприятиям с целью установления рациональности и целесообразности их использования, а также разработка новых путей повышения эффективности использования основных фондов, непосредственно влияющих на конечный финансовый результат деятельности СПК «Карлинское».
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1 Теоретические основы учета основных средств……………………….....7
Понятие, состав и классификация основных средств…………………..7
Методы оценки основных средств в налоговом и бухгалтерском учете……………………………………………………………………....10
Задачи учета основных средств………………………………………...22
Глава 2 Анализ современного состояния и развития производства организации
2.1 Экономическая характеристика СПК «Карлинское»…………………25
2.2 Анализ движения и эффективности использования основных
средств…………………………………………………………………….34
Глава 3 Состояние учета основных средств в СПК «Карлинское»……………..44
3.1 Организация учетной работы……………………………………….....44
3.2 Первичная документация по движению основных средств……….....47
3.3 Синтетический и аналитический учет основных средств……………51
Учет амортизации основных средств……………………………….....58
3.5 Учет ремонта основных средств……………………………………….64
3.6 Инвентаризация основных средств и отражение ее результатов в
учете……………………………………………………………………...67
Глава 4 Пути совершенствования учета основных средств……………………..71
4.1 Предложения по усовершенствованию выявленных недостатков
первичного, аналитического и синтетического учета………………...71
4.2 Автоматизация бухгалтерского учета………………………………….75
Выводы……………………………………………………………………………...80
Список литературы………………………………………………………………...84
Приложения………………………………………………………………………...88
Сама организация бухгалтерского учета в хозяйстве включает в себя несколько стадий учетного процесса:
1) Организация учета осуществляется текущим наблюдением, контроль, регистрация и документирование хозяйственных операций.
2) Систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в учетных документах.
На первой и второй стадиях реализуются контрольные функции аппарата бухгалтерии, то есть проводится оперативный, текущий и последовательный учет, производится проверка достоверности содержащейся в документах информации и качество данных на основе инвентаризации имущества и обязательств.
3) Составление
бухгалтерской отчетности. Эта стадия
является завершающим этап
4) Осуществление
использования учетной и
Бухгалтерский учет в СПК «Карлинское» ведется централизованно в бухгалтерии хозяйства. Тип организации бухгалтерии линейный. Штат бухгалтерии составляет 5 человек: главный бухгалтер, которому подчиняются остальные работники бухгалтерии: бухгалтер по учету заработной платы, бухгалтер по учету в животноводстве и вспомогательных производствах, бухгалтер по учету в растениеводстве, кассир.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в соответствии с приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г. (Приложение 2). Метод обработки бухгалтерских документов и регистров – ручной. Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета, систематизации данных, содержащихся в документах, принятых к учету, производится непосредственно в журналах, ордерах, ведомостях и других учетных регистрах.
В СПК «Карлинское» составлен и утвержден план-график документооборота первичных документов (Приложение 3). Эти документы попадают в бухгалтерию в определенный графиком день, где и подлежат регистрации в учетных регистрах.
Таким образом, бухгалтерский учет в хозяйстве ведется согласно Федеральному закону РФ от 21.11.96 №129-ФЗ (ред. от 03.11.2006 N 183-ФЗ) «О бухгалтерском учете».
3.2 Первичная документация по движению основных средств
В хозяйстве используются формы первичной документации для учета основных средств утвержденные Постановлением Госкомстата РФ № 7 от 21 января 2003 г., а также используются специализированные формы, утвержденными Минсельхозом России.
Независимо от способа поступления все поступающие в хозяйство объекты основных средств должны быть своевременно оприходованы и документально оформлены.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем СПК «Карлинское». Комиссия составляет акт о приеме-передаче объекта основных средств в одном экземпляре (форма № ОС-1 – акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий и сооружений) (Приложение 4); форма № ОС-1а – акт о приеме-передаче зданий (сооружений); форма № ОС-1б – акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений), эти документы используются как при приобретении объектов основных средств со стороны, так и при их изготовлении (сооружении) в хозяйстве.
В актах указывается наименование объекта, год постройки или выпуска, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. Акт составляется на каждый объект в отдельности или на несколько однотипных объектов, если они имеют одинаковую стоимость и были приняты в эксплуатацию в одном календарном месяце. После положительного заключения комиссии, основанного на сопоставлении и проверке сопроводительных и расчетных документов, акт утверждает руководитель организации. После чего данный документ с прилагаемой технической документацией по принятому объекту представляется в бухгалтерию. На основании этих документов в бухгалтерии составляют инвентарные карточки: форма № ОС-6 - инвентарная карточка учета объектов основных средств (Приложение 5); форма № ОС-6а - инвентарная карточка группового учета объектов основных средств; они предназначены для пообъектного аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия.
Объект основных средств, приобретаемый представителем организации непосредственно на предприятии поставщика, базе снабжения или транспортном терминале, принимается по доверенности. Если при приеме объектов основных средств обнаруживаются какие-либо несоответствия, неисправности или выявляется недостача, составляют акт о выявленных дефектах оборудования форма № ОС – 16, на основании которого предъявляют иск поставщику, либо транспортной организации (в зависимости оттого, по чьей вине это произошло).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу со склада в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств форма № ОС- 2. Эта форма заполняется в трех экземплярах.
Прием-сдачу основных средств из капитального ремонта, реконструкции и модернизации проводит также специальная комиссия. При этом оформляют акт о приеме – передаче отремонтированных, реконструируемых, модернизированных объектов основных средств форма № ОС – 3.
Поступившее на склад оборудование для установки, после выполнения монтажных работ, оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования форма № ОС – 14.
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом о приеме- передаче оборудования в монтаж форма № ОС – 15.
Перевод молодняка животных в основное стадо должен оформляться актом на перевод животных форма СП-47. Животных, приобретенных на стороне, приходуют в основное стадо по тем же правилам, по которым осуществляется приходование других объектов в состав основных средств. При этом на поступающих животных поставщиком должны быть оформлены и предоставлены племенные свидетельства. В СПК «Карлинское» для этой операции используется бланк старого образца (форма №98а). Рассмотрим перевод животных в основное стадо на основании Приложения 6:
20.10.2008 г. переведен молодняк животных в основное стадо, выращенный в своем хозяйстве, в количестве 4 голов общим весом 1365 кг. по плановой стоимости 9000,00 руб. за кг. делаем бухгалтерские записи
Д-т 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» К-т 11-1 «Молодняк животных» на сумму 12 285 000,00 руб.
Д-т 01-4 «Скот рабочий и продуктивный» К-т 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» на эту же сумму.
Земельные участки, находящиеся в собственности, приходуются актом на оприходование земельных угодий (форма № 401 - АПК). В этом документе дается характеристика принимаемых на баланс земельных угодий: площадь, вид угодий, место расположения, конфигурация, данные о плодородии, балансовая стоимость, прилагаемые документы, которые послужили основанием для составления акта.
Затраты по закладке многолетних насаждений и уходу за ними по достижении эксплуатационного возраста оформляется актом приема многолетних насаждений (форма № 404 - АПК).
После того как основные средства будут надлежащим образом оприходованы, необходимо обеспечить контроль за их сохранностью, внутрихозяйственным перемещением и использованием. Такой контроль обеспечивается путем закрепления инвентарных объектов основных средств (с присвоением им инвентарных номеров) за хозяйственными подразделениями и материально ответственными лицами, а также посредством комплекса мероприятий, называемых инвентарным учетом. При этом составляется инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации) форма СО -9. Для учета каждого объекта в местах их нахождения (эксплуатации) по материально-ответственным лицам составляется форма ОС-13 – инвентарный список основных средств (по местам их нахождения).
Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документов на списание этих объектов на предприятии приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия. В ее состав входят должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер), заместитель руководителя, главный зоотехник. главный агроном, лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств, и др. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
Решение комиссии о списании объекта основных средств с баланса оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4); автотранспортные средства списываются актом о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а); актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б). В названных актах отражаются первоначальная стоимость объекта, сумма износа на момент выбытия, указываются выводы и решения комиссии по вопросам, входящим в ее компетенцию, и т.п. Акты утверждает руководитель предприятия. На основании оформленного акт на списание основных средств в инвентарной карточке (инвентарной книге) делают отметку о выбытии объекта. Соответствующие записи осуществляются в документе, открываемом по месту нахождения объекта.
При выбраковке животных из основного стада составляют акт на выбраковку животных из основного стада (форма № 406-АПК). Для списания многолетних насаждений используется акт на списание многолетних насаждений форма (№ 405-АПК).
3.3 Синтетический и аналитический учет основных средств
В соответствии с Планом счетов для учета основных средств организации служит балансовый счет 01 «Основные средства», который является синтетическим активным инвентарным счетом и предназначен для обобщения данных о наличии и движении основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, залоге.
Исходя из требований ПБУ 6/01 и Методических рекомендаций по применению Плана счетов бухгалтерского учета агропромышленных организаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. № 654, на сельскохозяйственных предприятиях к счету 01 «Основные средства» можно открывать субсчета:
При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных по действующим классификационным признакам о наличии и движении основных средств по инвентарным объектам, по видам, местам нахождения и т.д., а также для составления бухгалтерской отчетности.
В общем случае на субсчетах (кроме субсчета 01-11) отражают наличие и движение: