Стандарты финансовой отчетности: международные и национальные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - диплом. Стандарты финансовой отчетности международные и национальные.doc

— 569.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  положительные и отрицательные  черты МСФО. Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:

  • четкая экономическая логика;
  • обобщение лучшей современной мировой практики в области учета;
  • простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

При этом международные  стандарты позволяют не только сократить расходы компаний на подготовку своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Поэтому инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снимет их риски.

Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета.

Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:

  • обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие методов учета;
  • отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям, что представляет определенные трудности при их применении, так как они не содержат подробных правил или структуры для применения профессионального суждения лицами, занимающимися подготовкой финансовой отчетности, или аудиторами.

К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, реже нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета. [39, c. 31]

Кроме того, до последнего времени немало критики раздавалось в адрес Комитета по международным стандартам, связанной в основном с тем, что стандарты, разработанные им, не учитывали изменений, происходящих в мировой экономике. Все это привело к тому, что в апреле 2001 года Комитет, созданный в 1973 году, был реорганизован, и в настоящий момент образован и работает Совет по международным стандартам финансовой отчетности, в задачи которого входит совершенствование существующих норм и, в том числе, подготовка перехода всех стран-участниц ЕС к отчету в МСФО. Членами Совета являются представители не только стран ЕС, но также США, Канады, Австралии, Японии и Мексики. Сегодня в Совет входят более 2 миллионов профессиональных бухгалтеров. Еще до своей реорганизации Совет разработал 41 стандарт, 30 из которых применяются в настоящее время.

Реорганизованный Совет принял решение об изменении названия самих стандартов. Новые стандарты называются Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО - IFRS), а не Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ - IAS). Существующие стандарты применяются в полном объеме, пока они не будут пересмотрены или отменены.

В июне 2002 года Совет Министров ЕС постановил, что  с 1 января 2005 года все компании, зарегистрированные на биржах Европы, обязаны составлять отчетность по МСФО. Временное исключение было сделано для компаний, зарегистрированных на биржах США и тех, которые зарегистрировали только выпуски долговых бумаг. Эти компании должны были перейти на МСФО с 1 января 2007 года. Так же новой специальной европейской комиссией по финансовым стандартам были утверждены для применения 41 стандарт и 31 интерпретация (SIC или ПКИ). Одновременно с этим был начат проект по улучшению принятых стандартов. [51]

Увеличение  в конце 90-х гг. и начале этого десятилетия числа корпоративных скандалов в США, связанных с финансовой отчетностью (например, с такими компаниями, как WorldCom и Enron), свидетельствовало о необходимости улучшения системы корпоративного управления и представления финансовой отчетности в США. Ответной реакцией Конгресса США стало принятие в 2002 году закона Сарбейнса-Оксли, в целом направленного на улучшение сдерживающих и уравновешивающих сил, которые несут ответственность за подготовку финансовой информации, предоставляемой инвесторам. В результате Норуолкского соглашения, достигнутого 18 сентября 2002 года между Комитетом по МСФО и американским Федеральным бюро по стандартам финансовой отчетности, было подтверждено обязательстве обеих сторон по конвергенции действующих стандартов и разработке высококачественных согласованных стандартов финансовой отчетности.

30 апреля 2007 года на саммите ЕС – США было заключено соглашение о трансатлантическом экономическом сотрудничестве. Среди прочего, стороны договорились о продолжении работы по достижению к 2009 г. взаимного признания стандартов бухгалтерской отчетности. Несколькими днями раньше Комиссия по ценным бумагам и биржам США заявила, что к 2009 г. не будет требовать от европейских компаний, размещающих акции на американских рынках, представлять отчетность, подготовленную в соответствии с US GAAP. В этом случае процесс сближения US GAAP и МСФО, начатый подписанием в 2002 г. соглашения между Комитетом по МСФО и американским Федеральным бюро по стандартам финансовой отчетности, завершится. Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США  намерена разрешить вести учет в соответствии с МСФО и американским компаниям. [38, c. 40]

Эксперты  уверены, что новое соглашение станет началом конца US GAAP. МСФО, основанные на принципах, а не детально разработанных правилах, дают компаниям большую свободу действий и более достоверную информацию. А потому можно ожидать, что американцы со временем полностью откажутся от US GAAP в пользу МСФО. [53]

Очередным серьезным  прорывом в области распространения международных стандартов стало утверждение их Базельским комитетом по надзору за банковской деятельностью. [51]

Многие биржи  также принимают для регистрации  документы компаний, подготовленные в соответствии с МСФО. Кроме всех крупных европейских торговых площадок в это число входят биржи Кипра, Гонконга, Таиланда, новый Паневропейский Рынок (EASDAQ), а также Федерация Евро-Азиатских бирж (FEAS).

 

 

1.2. Основные принципы  международных стандартов финансовой  отчетности

 

Как любая  наука, бухгалтерский учет строится на ряде принципов, которые носят общий универсальный характер. Независимо от экономической ситуации в той или иной стране применение общепринятых международных принципов бухгалтерского учета способно обеспечить методологическое единство процесса создания информационного отображения финансового положения любого юридического лица.

Споры о том, что должно лежать в основе стандартов финансовой отчетности – принципы или правила, не утихали в течение  ряда десятилетий. Различные точки  зрения обусловлены сложившейся практикой, положениями законодательных и регулирующих органов и предубеждениями. Однако наряду с процессом становления МСФО в качестве международной основы подготовки финансовой отчетности  и возрастающим значением конвергенции между US GAAP и МСФО эти споры снова вышли на первый план разработки стандартов. [38, с.66]

Различия между двумя  подходами заключаются в следующем: стандарты, в основе которых лежит  ряд принципов, построены на иерархии принципов, допускают возможность  использования четких количественных критериев лишь в редких случаях (или же вовсе исключают такую возможность), а при определении информации, необходимой для достоверного представления финансовой отчетности, полагаются на применение суждения; стандарты, в основе которых лежит свод правил, характеризуются возможностью использования четких количественных критериев и положениями, направленными на избежание злоупотреблений, а при использовании суждения допускается более узкая сфера применения.

На сегодняшний  день процесс разработки и самих Международных стандартов финансовой отчетности, и разъяснений к ним находится в стадии бурного развития. Тем не менее, основная концепция, заложенная в «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности» в 1989 году, остается неизменной.

Этот документ определил:

    • основных пользователей финансовой отчетности; цели отчетности;
    • основные допущения при составлении отчетности: начисление и непрерывность деятельности (accrual basis and going concern);
    • качественные характеристики финансовой отчетности, основными из которых являются: понятность (understandability), уместность (relevance), достоверность или надежность (reliability) и сравнимость (comparability);
    • элементы финансовой отчетности - активы (assets), обязательства (liabilities), капитал (equity), доход (income) и расходы (expenses).

В том же документе  был выдвинут так называемый двойной  критерий признания объекта отчетности: с одной стороны, это оценка экономических выгод связанных с этим объектом, а с другой - достоверность его измерения.

Принципы сами по себе не являются стандартами. Тем не менее, именно этот документ определяет основные требования к качеству финансовой отчетности, а также является базой для принятия решения в ситуациях, которые напрямую не регулируются стандартами отчетности. Кроме того, Принципы дали общее направление развитию не только международных, но многих национальных бухгалтерских стандартов. Необходимо помнить, что при наличии указаний о порядке отражения тех или иных операций в стандарте, они имеют приоритет, если вдруг эти указания в чем либо противоречат Принципам. [51]

Целью подготовки финансовой отчетности является предоставление пользователям информации, необходимой для принятия различных экономических решений.

Как правило, такой информацией является характеристика финансового положения компании (баланс и отчет о движении капитала), финансовые результаты деятельности (отчет о прибыли и убытках), использование и генерирование денежных потоков (отчет о движении денежных средств), а также способности компании адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним экономическим условиям. Пояснительная записка или примечания к финансовой отчетности обычно также является неотъемлемой частью финансовой отчетности. Порядок подготовки каждого отчета определяется отдельными соответствующими стандартами.

Чтобы достичь  заданных целей, отчетность, подготовленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, должна базироваться  на следующих основополагающих принципах (допущениях): концепции начисления и непрерывности деятельности. Рассмотрим их более подробно.

Согласно концепции начисления, экономические события должны признаваться и отражаться в отчетности в том периоде, в котором они произошли, независимо от уплаты или получения денежных средств, с учетом того факта, что компания не имеет намерения прекращать или значительно сокращать объемы своей деятельности.

Принцип начисления исходит из того, что доходы и  расходы предприятия отражаются по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, этот принцип предполагает:

  • признание результата операции по мере ее совершения;
  • отражение операций в отчетности того периода, в котором они были осуществлены;
  • формирование информации об обязательствах к оплате и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.

Реализация  принципа обеспечивает признание доходов  и расходов по мере возникновения  экономических выгод и потребления  ресурсов. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только о прошлых сделках, включающих оплату и поступление денежных средств, но и о будущих обязательствах заплатить денежные средства и будущих поступлениях денежных ресурсов. Принцип начисления дает возможность прогнозировать влияние совершенных операций на финансовое положение.

Принцип непрерывности деятельности предполагает, что предприятие действует и будет продолжать действовать в обозримом будущем (по крайней мере, в течение одного года). Отсюда следует, что предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или сокращать масштабы своей деятельности. Поэтому активы предприятия отражаются по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. Если же существует такое намерение или необходимость, то финансовая отчетность должна констатировать этот факт в следующем порядке:

  • отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости;
  • производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме;
  • осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.

Существенным  вкладом Принципов в развитие стандартов явилось определение основных качественных характеристик отчетности, делающих информацию, представленную в финансовой отчетности, полезной для пользователей. Их всего четыре. Две из них относятся к представлению отчетности: понятность и сопоставимость, и две к содержанию: уместность и надежность. Характеристика этих принципов приведена в таблице 1.1.

Именно уместность и надежность информации неоспоримо являются более важными. Не практике, при подготовке отчетности не всегда просто удовлетворить обоим этим критериям. Так, например, информация о текущем судебном разбирательстве уместна для представления в отчете, но надежно оценить сумму расходов в связи с этим разбирательством не всегда возможно. В таких случаях подробное описание ситуации должно быть включено в пояснительную записку к финансовой отчетности.

Информация о работе Стандарты финансовой отчетности: международные и национальные