Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа
В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях. Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий. Во-вторых, статистикой называют науку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…...3
1. Теоретические основы статистики рынка труда………..…..5
1.1 Статистика рынка труда…………………………………………………....5
1.2 Классификация населения по статусу в занятости………………………..9
1.3 Система показателей рынка труда и статистические показатели
рабочей силы…………………………………………………………………...10
2. ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………13
2.1. Трудоспособное население, его удельный вес в общей
численности населения России…………………………………………….....13
2.2 Динамика безработицы в России……………………………………..…..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………..…35
3.1 Реализация программ в субъектах Российской Федерации…………......35
3.2 Антикризисные меры в сфере труда и сфере занятости населения…….36
3.3 Меры контроля в сфере труда и занятости населения………………......38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..44
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Первый критерий зарубежных методик - это уровень безработицы. Второй критерий - напряженность на региональном рынке труда, характеризуемая показателем числа безработных на одно вакантное место, превышающим средний по стране уровень.
Наряду с этими критериями предлагается использовать и другие показатели:
- доля среди безработных
лиц, уволенных в ходе
- уровень хронической безработицы (доля безработных со стажем более года в общей численности безработных ).
Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам Федеральной службы занятости РФ, ко второй группе ( от 2 до 4% на конец 2009 года) относились 32 региона, а к третьей ( от 4,3% в Санкт-Петербургской до 8,4% в Ивановской области) - 16.
Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:
- охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
- «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
- полная объективность оценочных показателей;
- использование действующих форм учета и отчетности.
По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
В Институте экономики
РАН разработана такая
Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:
- удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
- удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;
- удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;
- уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю « уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др.) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда. В Москве сложился уникальный, по сути, саморегулирующийся рынок труда. Следует отметить весомую роль в организации и регулировании регионального рынка труда службами занятости Удмуртской и Чувашской республик, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей. И наоборот, при гораздо меньшей напряженности на рынке труда роль территориальных органов в его организации и регулировании была незначительной (2 группа субъектов РФ).
Таблица 2.2. Показатели эффективности деятельности региональных органов Федеральной службы занятости ( в % )
Субъекты РФ
|
Основные показатели |
Справочно ( на конец года ) | ||||||
2009г |
2010г |
2009г |
2010г |
2009г |
2010г |
2009г |
2010г | |
Российская Федерация 1 группа (с наилучшими показателями) |
6,8 |
9,7 |
41,2 |
43,9 |
1,0 |
2,0 |
3,1 |
5,8 |
Костромская |
20,5 |
27,9 |
63,5 |
55,7 |
3,7 |
5,6 |
7,5 |
18,4 |
Ивановская |
17,5 |
23,1 |
43,1 |
33,4 |
5,1 |
8,4 |
27,0 |
110,5 |
Удмуртская |
15,4 |
22,6 |
50,8 |
53,6 |
2,7 |
4,6 |
11,7 |
21,4 |
Чувашская |
15,7 |
21,5 |
60,3 |
49,2 |
2,9 |
4,7 |
30,5 |
38,6 |
Владимирская |
11,9 |
19,8 |
50,7 |
50,0 |
3,0 |
5,7 |
9,5 |
18,1 |
Кировская |
11,7 |
19,8 |
43,6 |
48,8 |
2,6 |
5,6 |
10,3 |
18,9 |
Смоленская |
10,2 |
15,5 |
56,4 |
65,7 |
0,2 |
0.3 |
1,3 |
1,3 |
2 группа (с наихудшими показателями) |
||||||||
Москва |
1,3 |
1,5 |
9,7 |
13,0 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
Тюменская |
1,4 |
1,5 |
47,2 |
39,0 |
0,5 |
1,4 |
1,4 |
3,9 |
Рязанская |
2,8 |
3,6 |
29,4 |
28,9 |
0,7 |
1,0 |
3,6 |
5,4 |
Северная Осетия |
3,1 |
3,4 |
13,1 |
17,8 |
1,8 |
1,8 |
27,0 |
15,5 |
Кемеровская |
3,0 |
3,4 |
22,2 |
37,0 |
0,5 |
0,9 |
1,8 |
1,6 |
Читинская |
3,8 |
3,9 |
50,2 |
54,9 |
0,3 |
0,7 |
1,1 |
3,8 |
Магаданская |
5,7 |
6,0 |
25,7 |
18,6 |
1,2 |
2,2 |
3,5 |
6,1 |
Наименование показателей:
1. Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу.
2. Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого населения) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.
3. Уровень безработицы.
4. Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.
5. Основные тенденции
формирования, распределения и использования
трудовых ресурсов в регионах
страны. Проблемы изучения и
На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Тенденции развития рынка труда в России кардинально не изменились. Ситуацию в сфере занятости характеризовали: рост общей численности безработных; умеренный рост уровня безработицы, четко выраженное влияние сезонных факторов на рынок труда. Относительно новыми явлениями стали заметные ухудшения между спросом и предложением на официально регистрируемом рынке труда страны, стабилизация численности работников, занятых неполное рабочее время или же находящихся в административных отпусках, а также замедление снижения количества занятых в экономике.
Таблица 2.3. Темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в России в 2010- 2011 годах, %
Месяц |
2010 |
2011 |
2012 |
Январь |
8,78 |
6,98 |
4,57 |
Февраль |
10,14 |
10,71 |
7,51 |
Март |
5,71 |
9,49 |
4,46 |
1 квартал |
26,66 |
29,67 |
17,43 |
Апрель |
2,60 |
8,91 |
3,36 |
Май |
- 1,36 |
3,34 |
0,38 |
Июнь |
- 3,15 |
3,31 |
0,57 |
2 квартал |
- 1,98 |
16,26 |
4,34 |
Июль |
- 0,00 |
5,12 |
2,18 |
Август |
- 0,00 |
5,13 |
2,42 |
Сентябрь |
- 1,11 |
2,41 |
1,31 |
3 квартал |
- 1,55 |
13,18 |
5,98 |
Октябрь |
3,17 |
3,48 |
2,80 |
Ноябрь |
6,97 |
5,04 |
5,00 |
Декабрь |
7,23 |
5,56 |
5,46 |
4 квартал |
18,34 |
14,74 |
13,59 |
В целом за год |
44,63 |
95,79 |
46,25 |
За 2010 год и начало 2011 г. увеличилась нагрузка на органы государственной службы занятости, что обусловлено опережающим ростом численности официально зарегистрированных безработных. Доля последних в общем количестве безработных увеличилась к концу 2010г. до 41% 2010г. она составляла 29,1%. Прирост безработных, состоящих на учете в центрах занятости, превысил общий прирост безработных на 20%. Таким образом, в ближайшей перспективе ситуацию на российском рынке труда скорее всего будут определять процессы, связанные со структурным перераспределением безработных по их категориям.
В 2012г. число официально зарегистрированных безработных в России увеличилось на 920 тыс. человек, что на 15% больше абсолютного прироста числа безработных в 2011 году. Регионы России сильно различаются по изменению численности официально зарегистрированных безработных. Если в четырех из них - Орловской, Магаданской, Курской и Липецкой областях количество безработных сократилось (соответственно на 20%,11%,10% и 1%), то в Читинской обл. Оно увеличилось в 3,26 раза, в Смоленской обл. - в 2,7 раза. В 2010 году количество зарегистрированных безработных сократилось только в Республике Северная Осетия ( на 1% ), наибольшим был их рост в Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области (соответственно в 4,78 , 4,09 и 4,02 раза).
Безработные, зарегистрированные в службе занятости, в 2012 году сосредотачивались в регионах с наилучшим экономическим положением. Хотя их концентрация несколько снизилась. Доля 10 регионов с наибольшим количеством безработных в общем числе последних составила к началу 2012 году 28,4% , в то время как в начале 2011 года она достигала 30,3%.
Обострилась конкуренция за свободные рабочие места. Если в начале 2011 года на одну вакансию в среднем по стране приходилось 5,02 зарегистрированных безработных, то в начале 2012 года - уже 7,52, или почти на 50% больше. При увеличении численности официально зарегистрированных безработных в стране количество безработных, приходящихся в среднем на одну заявленную работодателями вакансию, увеличилась в 1,7 раза.
В 2012 году снижение напряженности на рынке труда произошло только в 12 регионах, причем наиболее значительное - в Брянской области (на 46,3 человека в расчете на одну вакансию), в Кабардино - Балкарской Республике (на 15,1 человека) и Калининградской области ( на 12,3 человека ).
Годовая динамика потребности в работниках, заявленной предприятиями и организациями, в 2010 году отражала сезонные особенности рынки труда в России. Так, в январе - марте среднее число вакансий составляло 320 тысяч, в апреле - июне - 406, в июле - сентябре - 453 и в октябре - декабре - 350 тысяч.