Статистика рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях. Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий. Во-вторых, статистикой называют науку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…...3
1. Теоретические основы статистики рынка труда………..…..5
1.1 Статистика рынка труда…………………………………………………....5
1.2 Классификация населения по статусу в занятости………………………..9
1.3 Система показателей рынка труда и статистические показатели
рабочей силы…………………………………………………………………...10
2. ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………13
2.1. Трудоспособное население, его удельный вес в общей
численности населения России…………………………………………….....13
2.2 Динамика безработицы в России……………………………………..…..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………..…35
3.1 Реализация программ в субъектах Российской Федерации…………......35
3.2 Антикризисные меры в сфере труда и сфере занятости населения…….36
3.3 Меры контроля в сфере труда и занятости населения………………......38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

 

 Первый критерий зарубежных методик - это уровень безработицы. Второй критерий - напряженность на региональном рынке труда, характеризуемая показателем числа безработных на одно вакантное место, превышающим средний по стране уровень.

 

 Наряду с этими критериями предлагается использовать и другие показатели:

- доля среди безработных  лиц, уволенных в ходе групповых  сокращений (по нашей статистике - доля высвобожденных работников в общей численности зарегистрированных безработных);

- уровень хронической  безработицы (доля безработных  со стажем более года в общей  численности безработных ). 

Федеральная служба занятости  России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам Федеральной службы занятости РФ, ко второй группе ( от 2 до 4% на конец 2009 года) относились 32 региона, а к третьей ( от 4,3% в Санкт-Петербургской до 8,4% в Ивановской области) - 16. 

Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной  службы занятости может быть дана на основе использования системы  взаимосвязанных показателей, характеризующих  конечные результаты ее работы. Соответствующая  методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

- охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;

- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;

- «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;

- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;

- полная объективность оценочных показателей;

- использование действующих форм учета и отчетности.

По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов  службы занятости следует считать  повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.  

В Институте экономики  РАН разработана такая методика, предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе принципов материального стимулирования.  

Система показателей  оценки службы занятости, предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные показатели:

- удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;

- удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;

- удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;

- уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению. 

Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота  сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие обоснованных жалоб.

Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю « уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей  (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др.) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда. В Москве сложился уникальный, по сути, саморегулирующийся рынок труда. Следует отметить весомую роль в организации и регулировании регионального рынка труда службами занятости Удмуртской и Чувашской республик, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей. И наоборот, при гораздо меньшей напряженности на рынке труда роль территориальных органов в его организации и регулировании была незначительной (2 группа субъектов РФ).

Таблица 2.2. Показатели эффективности деятельности региональных органов Федеральной службы занятости   ( в % )

Субъекты  РФ 

 

 

Основные показатели

Справочно ( на конец   года )

2009г

2010г

2009г

2010г

2009г

2010г

2009г

2010г

Российская Федерация

1 группа (с наилучшими  показателями)

 

6,8

 

9,7

 

41,2

 

43,9

 

1,0

 

2,0

 

3,1

 

5,8

               

Костромская

20,5

27,9

63,5

55,7

3,7

5,6

7,5

18,4

Ивановская

17,5

23,1

43,1

33,4

5,1

8,4

27,0

110,5

Удмуртская

15,4

22,6

50,8

53,6

2,7

4,6

11,7

21,4

Чувашская

15,7

21,5

60,3

49,2

2,9

4,7

30,5

38,6

Владимирская

11,9

19,8

50,7

50,0

3,0

5,7

9,5

18,1

Кировская

11,7

19,8

43,6

48,8

2,6

5,6

10,3

18,9

Смоленская

10,2

15,5

56,4

65,7

0,2

0.3

1,3

1,3

2 группа (с наихудшими показателями)

               

Москва

1,3

1,5

9,7

13,0

0,3

0,3

0,4

0,4

Тюменская

1,4

1,5

47,2

39,0

0,5

1,4

1,4

3,9

Рязанская

2,8

3,6

29,4

28,9

0,7

1,0

3,6

5,4

Северная Осетия

3,1

3,4

13,1

17,8

1,8

1,8

27,0

15,5

Кемеровская

3,0

3,4

22,2

37,0

0,5

0,9

1,8

1,6

Читинская

3,8

3,9

50,2

54,9

0,3

0,7

1,1

3,8

Магаданская

5,7

6,0

25,7

18,6

1,2

2,2

3,5

6,1


   Наименование показателей:

1.    Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа  незанятого населения) в общей численности принятых на работу.

2.    Удельный вес трудоустроенных службой занятости (из числа незанятого  населения) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу.

3.    Уровень  безработицы.

4.    Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию.  

5. Основные тенденции  формирования, распределения и использования  трудовых ресурсов  в регионах  страны. Проблемы изучения и формирования  рынка рабочей силы. 

На современном этапе  необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Тенденции развития рынка труда в России кардинально не изменились. Ситуацию в сфере занятости характеризовали: рост общей численности безработных; умеренный рост уровня безработицы, четко выраженное влияние сезонных факторов на рынок труда. Относительно новыми явлениями стали заметные ухудшения между спросом и предложением на официально регистрируемом рынке труда страны, стабилизация численности работников, занятых неполное рабочее время или же находящихся в административных отпусках, а также замедление снижения количества  занятых в экономике.

Таблица 2.3. Темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в России в 2010- 2011 годах, % 

Месяц

2010

2011

2012

Январь

8,78

6,98

4,57

Февраль

10,14

10,71

7,51

Март

5,71

9,49

4,46

1 квартал

26,66

29,67

17,43

Апрель

2,60

8,91

3,36

Май

- 1,36

3,34

0,38

Июнь

- 3,15

3,31

0,57

2 квартал

- 1,98

16,26

4,34

Июль

- 0,00

5,12

2,18

Август

- 0,00

5,13

2,42

Сентябрь

- 1,11

2,41

1,31

3 квартал

- 1,55

13,18

5,98

Октябрь

3,17

3,48

2,80

Ноябрь

6,97

5,04

5,00

Декабрь

7,23

5,56

5,46

4 квартал

18,34

14,74

13,59

В целом за год

44,63

95,79

46,25


 

  

За 2010 год и начало 2011 г.  увеличилась   нагрузка на органы государственной службы занятости, что обусловлено опережающим ростом численности официально зарегистрированных безработных. Доля последних в общем количестве безработных увеличилась к концу 2010г.  до  41%  2010г.  она составляла 29,1%. Прирост безработных, состоящих на учете в центрах занятости, превысил общий прирост безработных на 20%. Таким образом, в ближайшей перспективе ситуацию на российском   рынке труда скорее всего будут определять процессы, связанные со структурным перераспределением безработных по их категориям. 

В 2012г.  число официально зарегистрированных безработных в России увеличилось на 920 тыс.  человек, что на 15% больше абсолютного прироста числа безработных в 2011 году. Регионы России сильно различаются по изменению численности официально зарегистрированных безработных.  Если в четырех из них - Орловской, Магаданской, Курской и Липецкой областях количество безработных сократилось (соответственно на 20%,11%,10% и 1%), то в Читинской обл.  Оно увеличилось в 3,26 раза, в Смоленской обл. - в 2,7 раза. В 2010 году количество зарегистрированных безработных сократилось только в Республике Северная Осетия ( на 1% ), наибольшим был их рост в Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области (соответственно в 4,78 , 4,09  и 4,02 раза). 

Безработные, зарегистрированные в службе занятости, в 2012 году сосредотачивались в регионах с наилучшим экономическим положением. Хотя их концентрация несколько снизилась. Доля 10 регионов с наибольшим количеством   безработных в общем числе последних составила к началу   2012 году 28,4% , в то время как в начале 2011 года она достигала 30,3%.

Обострилась конкуренция  за свободные   рабочие места. Если в начале 2011 года на одну вакансию в среднем по стране приходилось 5,02 зарегистрированных безработных, то в начале 2012 года - уже 7,52, или почти на 50% больше. При увеличении численности официально зарегистрированных безработных в стране количество безработных, приходящихся в среднем на одну заявленную работодателями вакансию, увеличилась в 1,7 раза. 

В 2012 году снижение напряженности на рынке труда произошло только в 12 регионах, причем наиболее значительное - в Брянской области (на 46,3 человека в расчете на одну вакансию), в Кабардино - Балкарской  Республике   (на 15,1 человека) и Калининградской области  ( на 12,3 человека ).  

Годовая динамика  потребности  в  работниках, заявленной предприятиями   и организациями, в 2010 году отражала сезонные особенности рынки труда в России. Так, в январе - марте среднее число вакансий составляло 320 тысяч, в апреле - июне - 406, в июле - сентябре - 453 и в октябре - декабре - 350 тысяч. 

Информация о работе Статистика рынка труда