Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа
В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях. Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий. Во-вторых, статистикой называют науку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…...3
1. Теоретические основы статистики рынка труда………..…..5
1.1 Статистика рынка труда…………………………………………………....5
1.2 Классификация населения по статусу в занятости………………………..9
1.3 Система показателей рынка труда и статистические показатели
рабочей силы…………………………………………………………………...10
2. ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ……………13
2.1. Трудоспособное население, его удельный вес в общей
численности населения России…………………………………………….....13
2.2 Динамика безработицы в России……………………………………..…..24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………..…35
3.1 Реализация программ в субъектах Российской Федерации…………......35
3.2 Антикризисные меры в сфере труда и сфере занятости населения…….36
3.3 Меры контроля в сфере труда и занятости населения………………......38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..44
Особое место в деятельности гострудинспекций занимает надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда. В 2009 году было выявлено около 965,4 тыс. нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда. По оперативным сведениям госинспекций труда в 2009 году зарегистрировано 10 278 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что на 20,3 % меньше, чем в 2008 году (12 903). При этом количество групповых несчастных случаев уменьшилось на 10,9 %, количество тяжелых несчастных случаев – на 19,3 % и количество несчастных случаев со смертельным исходом – на 25,9 %.
В 2009 году Рострудом повышенное внимание придавалось взаимодействию государственных инспекций труда с территориальными органами федеральных органов власти и другими государственными органами, уполномоченными на осуществление надзора и контроля, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений профсоюзов. Каждая третья проверка в 2009 году была проведена совместно с указанными органами. При этом с органами прокуратуры проведено около 20 тыс. совместных проверок, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду – 12.2 тыс. проверок, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и пожарного надзора – более 600 проверок, в сфере технологического надзора – более 1,2 тыс. проверок, с другими органами – более 8,5 тыс. проверок. Более 7,2 тыс. проверок было проведено совместно с представителями объединений профсоюзов.
В 2009 году Роструд продолжал осуществлять уведомительную регистрацию отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. По состоянию на 1 января 2010 года в Российской Федерации действуют 50 отраслевых соглашений, прошедших процедуру уведомительной регистрации в Роструде. В рамках взаимодействия со сторонами социального партнерства в 2009 году Роструд оказал сторонам соглашений около 400 консультативных услуг, провел 85 консультативных встреч по вопросам разработки, заключения и выполнения отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. Всего Рострудом заключено 14 двухсторонних соглашений о сотрудничестве и взаимодействии организациями сторон социального партнёрства.
В соответствии с возложенными полномочиями Рострудом формируется и актуализируется база данных трудовых арбитров. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями общероссийских профсоюзов и их объединений. По данным на 31 декабря 2009 года база данных по учету трудовых арбитров содержала сведения о 4 710 трудовых арбитрах из 75 субъектов Российской Федерации.
Заключение
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования и занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие « причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы [11, с. 35-43].
Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости.
Попытки обогатить содержание труда зачастую разбиваются об ограничения, устанавливаемые профсоюзами в виде должностных инструкций, требований к срокам пребывания в должности, нормативных актов по ряду специальностей, а также наталкиваются на общее недоверие. Таким образом, руководство должно воздерживаться от реорганизации условий труда до тех пор, пока оно убедится в том, что рабочие предрасположены к нему. В ходе выполнения некоторых программ рабочим дали больше самостоятельности, чем они того желали. Результат - плохая работа и раздраженность работников. Ведущаяся в последнее время критика идеи реорганизации условий труда поддерживает такие взгляды. Тем не менее, при должной проработке программы совершенствование организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности работников, повышению качества труда, снижению количества прогулов и текучести кадров.
Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие вопроса руководства, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.
Таким образом, учитывая,
что трудовые ресурсы относятся
к социально-экономической
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ