Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:37, реферат
Все действия сотрудников бухгалтерии экономического субъекта регламентируются требованиями законодательства, поэтому почти все искажения бухгалтерской отчетности (за исключением ошибок при переносе данных в компьютер, выполнении арифметической операции и т.п.) связаны с преднамеренными или непреднамеренными нарушениями этих требований.
1. Содержание МСА №250 «Учет и законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»…………………………………………………3
2. Содержание ФПСАД №6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»…………………………………………………..6
3. Сравнительный анализ МСА №250 и ФПСАД №6/2010…………...16
Список литературы……………………………………………………….19
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Реферат
Тема: «Сходство и различие международного и национального стандартов аудита, раскрывающих учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита»
Барнаул 2012
Содержание
1. Содержание МСА №250 «Учет и законов
и нормативных актов при аудите финансовой
отчетности»…………………………………………………
2. Содержание ФПСАД №6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»…………………………………………………..6
3. Сравнительный анализ МСА №250 и ФПСАД №6/2010…………...16
Список литературы…………………………………
1. Содержание МСА №250 «Учет и законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»
Все действия сотрудников бухгалтерии экономического субъекта регламентируются требованиями законодательства, поэтому почти все искажения бухгалтерской отчетности (за исключением ошибок при переносе данных в компьютер, выполнении арифметической операции и т.п.) связаны с преднамеренными или непреднамеренными нарушениями этих требований.
Проверка финансовой отчетности и ее аудит невозможны без хорошего знания аудитором законов и нормативных актов, на основании которых должен осуществляться учет и должна составляться финансовая отчетность.
Рекомендации в отношении обязанности аудитора учитывать законы и нормативные акты при аудите финансовой отчетности содержатся в международном стандарте 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности».
Цель МСА 250 – установление стандартов и предоставление руководства по учету законов и нормативных актов при аудите.
Стандарт содержит следующие параграфы:
- введение;
- ответственность руководства за соблюдение законов;
- проверка аудитором соблюдения законов;
- сообщение о несоблюдении законов и нормативных актов, отказ от проведения аудита.
При планировании аудита и выполнении аудиторских процедур аудитор учитывает тот факт, что несоблюдение субъектом законов и нормативных актов может оказать существенное влияние на финансовую отчетность. Однако при проведении аудита могут быть выявлены не все факты несоблюдения законодательных актов. Вместе с тем, выявление любых, даже несущественных, случаев несоблюдения законодательства ставит под сомнение честность руководства и работников организации. Поэтому необходимо проанализировать возможные последствия несоблюдения законодательства для аудита.
Термин «несоблюдение» согласно международным требованиям означает преднамеренные и непреднамеренные действия или бездействие проверяемого субъекта, которые противоречат действующим законам и нормативным актам. Такие действия включают операции, осуществленные самим субъектом или от его имени руководством либо работниками. Термин «несоблюдение» не применяется к действиям руководства или работников, не имеющим отношения к деятельности организации.
Профессиональная подготовка, опыт, знание субъекта и отрасли позволяют аудитору определить, что отдельные действия, привлекшие его внимание, содержат признаки несоблюдения законов и нормативных актов. Однако выводы аудитора относительно определения фактов несоблюдения законодательства обычно формируются на основе консультации опытного и квалифицированного юриста.
Окончательное же решение вправе принимать только суд. Законы и нормативные акты оказывают различное влияние на финансовую отчетность организации. Одни нормативные документы определяют форму, содержание и порядок формирования показателей финансовой отчетности, другие – регулируют условия ведения деятельности предприятия. Эти условия должны соблюдаться руководством организации. Деятельность некоторых организаций (например, банков, страховых компаний) жестко регулируется законодательством. Остальные организации должны руководствоваться только общими вопросами функционирования экономического субъекта (например, соблюдение трудового законодательства, техники безопасности и т.д.).
Международная практика применения МСА 250 различна. Это связано с отличиями в нормативной базе, действующей в разных странах. Национальные стандарты каждой страны отражают ее специфику определения влияния законов и нормативных актов на аудит.
Данным стандартом руководствуются только при аудите финансовой отчетности. МСА 250 не применим к специальному заданию по проверке соблюдения законов и нормативных актов, а также к подготовке отдельного отчета.
Стандарт определяет
ответственность руководства
• за осуществление деятельности субъекта в соответствии с законами и нормативными актами;
• предотвращение и выявление фактов несоблюдения законодательства.
Крупные организации могут возложить выполнение этих обязанностей на отдел внутреннего аудита или ревизионную комиссию. При проверке аудитором соблюдения законов и нормативных актов он не несет ответственность за предотвращение несоблюдения законодательства. Тем не менее, проведение ежегодного аудита способствует такому предотвращению. Однако при аудите возникает риск того, что некоторые существенные искажения в финансовой отчетности не будут выявлены.
Для общего понимания законов и нормативных актов аудитору необходимо:
• использовать информацию о деятельности организации и отрасли;
• узнать у руководства о политике и действиях организации, направленных на соблюдение законодательства;
• узнать у руководства о нормативных документах, которые могут оказать существенное влияние на деятельность организации;
• определить политику и действия руководства организации для выявления, оценки и отражения в учете судебных исков и санкций;
• обсудить законодательные требования с аудиторами дочерних фирм в других странах.
При проверке фактов несоблюдения законодательства применяются два типа аудиторских процедур:
• направленные на выявление несоблюдения законов и нормативных актов;
• применяемые при выявлении фактов несоблюдения законодательства.
Аудитор вправе сообщить о несоблюдении законодательства руководству организации, пользователям аудиторского заключения, органам регулирования и правоохранительным органам. При этом он должен соблюдать определенные правила.
Пользователи финансовой отчетности информируются о несоблюдении законодательства посредством аудиторского заключения. Если аудитор обнаружил существенный факт несоблюдения законодательства, он должен выразить условно-положительное или отрицательное заключение. Организация может препятствовать аудитору в получении достаточных и уместных аудиторских доказательств в отношении фактов несоблюдения законов и нормативных актов. В этом случае аудитору следует выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения на основании ограничения объема аудита.
2. Содержание ФПСАД №6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»
Российским аналогом МСА 250 является ПСАД № 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита». ФПСАД 6/2010 введен в действие вместо отмененного ФСПАД 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита», которым определены основные требования по учету нормативных документов в ходе проверки и предусмотрена обязанность аудитора при проведении аудита бухгалтерской отчетности установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в России нормативным актам. Это необходимо исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
Наиболее существенным дополнением нового ФСАД 6/2010 в сравнении с ранее действовавшим ФПСАД 14 является то, что согласно новому стандарту, нормативные правовые акты разделены на две группы:
2) нормативные правовые акты, требования которых не оказывают непосредственное влияние на формирование числовых показателей бухгалтерской отчетности и раскрытие информации в ней, но исполнение которых является условием ведения аудируемым лицом деятельности, непрерывного продолжения этой деятельности, предупреждения негативных последствий. В отношении данной группы нормативных документов аудитор должен выполнить аудиторские процедуры, позволяющие выявить случаи несоблюдения тех требований нормативных правовых актов, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность.
Помимо этого, отличием
нового стандарта аудиторской
а) мониторинг изменений
нормативных правовых актов в
установленной сфере
б) разработка и обеспечение функционирования надлежащей системы внутреннего контроля;
в) разработка, утверждение и обеспечение соблюдения внутренних аудируемого лица;
г) создание условий, обеспечивающих ознакомление всех работников аудируемого лица и понимание ими внутренних правил аудируемого лица;
д) контроль за соблюдением внутренних правил аудируемого лица и применение мер воздействия к работникам аудируемого лица, не соблюдающим указанные правила;
е) привлечение специалистов
в области права для
ж) ведение реестра нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться аудируемым лицом в процессе деятельности;
з) возложение соответствующих обязанностей на отдел внутреннего аудита, ревизионную комиссию или на специально созданный комитет по аудиту.
В ПСАД № 6/2010 рассматриваются, какие требования должна выполнять аудиторская организация в процессе проверки соблюдения экономическим субъектом нормативных актов, какими должны быть действия аудитора после выявления фактов нарушения таких актов, как это должно отразиться на аудиторском заключении и письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
Определение того, нарушает ли какое-либо действие (бездействие) аудируемого лица требования законодательства Российской Федерации, носит правовой характер и, как правило, выходит за рамки профессиональной компетенции аудитора. Однако уровень профессиональной подготовки аудитора, его опыт, понимание деятельности аудируемого лица и отрасли его деятельности могут помочь установить, что отдельные действия (бездействие), привлекшие внимание аудитора, содержат признаки несоблюдения законодательства Российской Федерации. Определение того, какие действия (бездействие) являются или могут являться несоблюдением законодательства Российской Федерации, обычно основывается на консультации опытного и квалифицированного юриста, однако окончательное решение может принять только суд.
Поскольку одной из целей аудита является выражение мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, аудитору следует уделить особое внимание влиянию на аудит нормативных правовых актов Российской Федерации, которыми регулируется порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение им требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также за предотвращение и обнаружение фактов их несоблюдения. Аудитор же не несет ответственности за несоблюдение законодательства Российской Федерации аудируемым лицом.