Теоретические основы организации бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение теоретических основ организации бухгалтерского учета в организации.
Для достижения поставленных целей, попытаемся решить следующие задачи:
1. Изучить основные элементы и средства организации бухгалтерского учета, а также структуру бухгалтерского аппарата на предприятии.
2. Изучить правовые особенности организаций и влияние этих особенностей на постановку финансового учета.

Содержание

Введение _______________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета
1.1. Функции и структура бухгалтерского аппарата __________________ 4
1.2. Организационно-правовые особенности организаций и влияние этих особенностей на постановку финансового учета ___________________8
1. 3. 1. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера _______ 9
1. 3. 2. Профессиональные обязанности и этические нормы бухгалтера ___14
1. 4. Документирование ___________________________________________ 19
1. 5. Инвентаризация активов и обязательств _________________________ 22
Глава 2. Решение задачи № 28 _____________________________________ 24
Заключение _____________________________________________________ 29
Библиографический список ________________________________________ 30

Вложенные файлы: 1 файл

сделанно! курсак по бух учёту.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение _______________________________________________________ 3

Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета

1.1.    Функции и структура бухгалтерского аппарата __________________ 4

1.2. Организационно-правовые особенности организаций и влияние                    этих особенностей на постановку финансового учета ___________________8

1. 3. 1. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера _______ 9

1. 3. 2. Профессиональные обязанности и этические нормы бухгалтера  ___14

1. 4. Документирование ___________________________________________ 19

1. 5. Инвентаризация активов и обязательств _________________________ 22    

Глава 2. Решение задачи № 28 _____________________________________ 24

Заключение _____________________________________________________ 29

Библиографический список ________________________________________ 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Достижения любого коллектива, будь то крупное промышленное предприятие  или субъект малого предпринимательства, во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. Наиболее важную, достоверную систематическую экономическую информацию дает бухгалтерский учет. В процессе учета разрозненные данные систематизируют и обрабатывают, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет – одна из важнейших функций управления предприятием.

В этих условиях эффективность  бухгалтерского учета во многом зависит  от правильной его постановки на предприятии.

Актуальность настоящей  работы заключается в том, что  в динамично меняющихся условиях организация бухгалтерского учета в организации должна соответствовать современным требованиям, бухгалтерский учет должен быть максимально результативным, оперативным и достоверным.

Целью настоящей работы является изучение теоретических основ организации бухгалтерского учета в организации.

Для достижения поставленных целей, попытаемся решить следующие задачи:

  1. Изучить основные элементы и средства организации бухгалтерского учета, а также структуру бухгалтерского аппарата на предприятии.
  2. Изучить правовые особенности организаций и влияние этих особенностей на постановку финансового учета.
  3. Проанализировать профессиональные обязанности, права и этические нормы бухгалтера.

 

 

     Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета.

1. 1.    Функции  и структура бухгалтерского аппарата. 

Структура бухгалтерского аппарата зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др. Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях. При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель структуры бухгалтерии используется в средних и крупных организациях.

В бухгалтерии средних  и крупных организаций могут  создаваться отделы:

— расчетный — осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с органами социального  страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;

— материальный — отвечает за учет поступления и расходования материально-производственных запасов;

— учета готовой продукции  — производит учет готовой продукции  на складах и ее реализации;

— производства и калькуляции себестоимости — осуществляет учет затрат и выпуска продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;

— общий отдел —  ведет остальные операции и Главную  книгу, составляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.

В крупных организациях кроме перечисленных могут открывать  отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. Ниже приведена общая схема структуры  бухгалтерии. (Рис.1)

При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют

Рис.1. Структура бухгалтерского аппарата

замкнутый цикл работ. Права  главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетентности. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в основном в крупных организациях.

При использовании любого типа организации  структуры бухгалтерии только хорошо налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.

Понятие централизации и децентрализации  бухгалтерского учета

Существенное влияние на структуру  бухгалтерского аппарата оказывает  принятый порядок распределения  учетных работ между отдельными участками хозяйственной деятельности. В связи с этим в современных  условиях применяются две системы  организации учета централизованная и децентрализованная.

Централизация учета предполагает сосредоточение синтетического и аналитического учета, составление баланса и отчетности в главной бухгалтерии. При этом в подразделениях организации (цехах бригадах, отделениях, участках) осуществляется первичный учет посредством составления первичных документов по всем хозяйственным операциям. Данные первичных документов группируются в накопительных и группировочных ведомостях, а также в производственных отчетах и отчетах о движении материальных ценностей. Далее документы поступают в главную бухгалтерию, где они проверяются, обрабатываются и данные заносятся в регистры синтетического и аналитического учета.

При централизации бухгалтерского учета обобщение учетных данных происходит в главной бухгалтерии, что позволяет рационально организовать труд работников бухгалтерии, использовать современные средства механизации и автоматизации учета. Централизация учета применяется в малых, средних и даже крупных по размерам организациях.

Децентрализация учета состоит в том, что в отдельных структурных подразделениях организации не только оформляются первичные документы, но и ведется синтетический и аналитический учет, составляются бухгалтерские балансы и отчеты.

Подразделения представляют балансы  и отчеты в главную бухгалтерию, где их сверяют и сводят в целом по организации. Работники главной бухгалтерии осуществляют контроль за работой бухгалтерии подразделений организации.

Основной недостаток децентрализации  учета состоит в разобщенности  работы бухгалтерского аппарата, в затруднении использования единой учетной политики, а также внедрения автоматизации учетных процессов, что приводит к удорожанию учетной информации. Однако децентрализация учета в условиях территориальной разобщенности, разнообразного характера выполняемых работ, внедрения коллективных форм организации труда и его оплаты (внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д.) и при других определенных моментах является необходимой.

Децентрализации учета присуще  преимущество, которое заключается  в том, что бухгалтерский учет функцию управления выполняет непосредственно в местах совершения операций (подразделениях). Близость работников учета к объектам управления улучшает информационные, аналитические и контрольные функции бухгалтерского учета. Появляется возможность проведения анализа и оценки состояния системы управления эффективностью производства, полученного маржинального дохода и прибыли в каждом подразделении организации. Необходимость децентрализации учета, таким образом, диктуется использованием в бухгалтерском учете и системе управления концептуальных положений теории «предельной полезности», а также модели управления производственными подразделениям «затраты — выпуск — результат».

В настоящее время на практике встречается  частичная децентрализация бухгалтерского учета. Она заключается в том, что в подразделениях организации наряду с документами и сводными производственными отчетами (ведомостями) составляют бухгалтерские проводки, т.е. ведется аналитический учет, производится сводка и группировка учетных данных, но их обобщение ограничивается составлением производственных отчетов. Частичная децентрализация учета, в частности, применяется в организациях, где подразделения работают на принципах хозяйственного (коммерческого расчета) и используют современные формы организации производства, труда и его оплаты.

        

          1. 2. Организационно- правовые особенности организаций и влияние                     этих особенностей на постановку финансового учета.

           Все предприятия в соответствии с ГК РФ в зависимости от основной цели делятся на некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и они не распределяют её между участниками.

           Согласно ст. 50 ГК РФ [1, с.75] юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

           Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

           Организационно-правовые особенности предприятий прямо влияют на постановку финансового учета в этих субъектах.

           Финансовый учет - часть бухгалтерского учета, связанная с формированием информации, необходимой для составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.  Данные финансового учета отражают наиболее общие показатели деятельности организации.

           Существует различный подход к формированию разными типами организаций объема информации, предоставляемой в составе бухгалтерской отчетности.

           Согласно ст.13 закона «О бухгалтерском учете» №129 ФЗ от 21.11.1996  бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и  убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

           Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности, устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом  использовании полученных средств.

          Это означает, что некоммерческие организации при отсутствии соответствующих данных в состав бухгалтерской отчетности могут не включать Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к Бухгалтерскому балансу. Постановка финансового учета в некоммерческих организациях будет упрощенной.

          Коммерческие организации раскрывают отчетную информацию в формах бухгалтерской отчетности, которые разрабатываются Минфином России. Коммерческие организации в постановке финансового учета будут в полной мере пользоваться стандартами ПБУ.

 

  1. 3. Права, обязанности  и ответственность главного бухгалтера.

Полномочия главного бухгалтера широки, но не безграничны. Бремя ответственности лежит  на плечах первого лица руководителя организации. Руководитель, как определено Федеральным Законом от 21 ноября 1996 г. № 129-Ф3 "О бухгалтерском учете", несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, а так же за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. В сфере ответственности главного бухгалтера – формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер, в частности, несет ответственность в случаях:

Информация о работе Теоретические основы организации бухгалтерского учета