Теория контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Современное управление предприятием как экономической системой предполагает решение большого числа проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости.

Содержание

Введение 2
1.Основы теории контроллинга 4
1.1. Понятие и сущность контроллинга 4
1.2. Контроль и контроллинг 8
1.3. Концепция контроллинга 10
1.4. Цели и задачи контроллинга 11
1.5. Функции контроллинга 14
1.6. Принципы контроллинга 16
1.7. Важнейшие виды деятельности службы контроллинга 18
2. Контроллинг в России 20
2.1. Концепция контроллинга в России 20
2.2. Проблемы внедрения системы контроллинга на российских предприятиях 22
Исторические и организационные проблемы 22
Экономические проблемы 25
Психологические проблемы 28
Методологические проблемы 31
3. Перспективы применения контроллинга в России 33
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - контроллинг.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Стр.

 

Введение            2

1.Основы теории контроллинга        4

1.1. Понятие и сущность контроллинга       4

1.2. Контроль и контроллинг         8

1.3. Концепция контроллинга                10

1.4. Цели и задачи контроллинга               11

1.5. Функции контроллинга                14

1.6. Принципы контроллинга                16

1.7. Важнейшие виды деятельности службы контроллинга           18

2. Контроллинг в России                20

2.1. Концепция контроллинга в России              20

2.2. Проблемы внедрения системы контроллинга на российских предприятиях                  22

Исторические и организационные  проблемы             22

Экономические проблемы                25

Психологические проблемы                28

Методологические проблемы                31

3. Перспективы применения  контроллинга в России            33

Заключение                  36

Список литературы                 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное управление предприятием как экономической  системой предполагает решение большого числа проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости.

Достижение высоких экономических результатов с оптимальными затратами – одна из главных задач, решение которой способно повысить конкурентоспособность всей российской экономики. Управление современным предприятием должно отличаться гибкостью и адаптивностью.

Малый и средний бизнес являются основой рыночной экономики, поэтому эффективность управления и формирование его эффективного развития на уровне самих предприятий и на уровне институциональной системы весьма актуально.

Для отечественных предприятий  одним из основных внутренних факторов неопределенности является неполная или недостоверная информация о состоянии экономики в целом, а также о перспективах собственного бизнеса.

Достижение высоких  экономических результатов с  оптимальными затратами – одна из главных задач, решение которой способно повысить конкурентоспособность всей российской экономики. Управление современным предприятием должно отличаться гибкостью и адаптивностью.

Развитие рыночных отношений в современной экономике вызывает необходимость применения новых методов планирования, учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности.

Внедрение системы контроллинга, основанного на конкретных условиях рынка, учитывая его стихийный характер, быстрые изменения в ценообразовании и т. д., и которая, в свою очередь, обеспечивает принятие оперативных и стратегических управленческих решений может стать наиболее привлекательным способом рыночных преобразований деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы теории контроллинга.

 

1.1. Понятие и сущность контроллинга

 

Для повышения эффективности управления предприятием в современных экономических реалиях контроль дополняется системой контроллинга.

Контроллинг – это совокупность методов стратегического управления, планирования, учёта, анализа и контроля, направленного на достижение целей. Контроллинг как система экономического управления широко применяется в экономически развитых странах.

Контроллинг – комплексная систематическая оценка всех сторон предприятия. Она касается:

- всех подразделений;

- руководителей;

- сотрудников.

Необходимость использования  контроллинга вызвано следующими причинами:

- повышение нестабильности  внешней среды, что вызывает  повышенные требования в системе  управления организации;

- необходимость увеличения  скорости реакции организации на изменения внешней среды;

- необходимость наличия  в организации механизма действий  по обеспечению выживаемости  организации и избеганию кризисных  ситуаций.

Конечной целью любой  коммерческой организации является получение прибыли, поэтому контроллинг можно назвать как система управления прибылью организации. Когда цели организации другие (завоевание доли рынка), то контроллинг позволяет направлять управленческий процесс на достижение этих целей.

Контроллинг выступает  средством улучшения деятельности фирмы. Причем оперативность является одним из основных принципов. Контроллинг означает скорее «постоянно держать под контролем», а не просто контроль.

Задача контроллера  состоит в том, чтобы при фактических  расхождениях с планом привести в  действие механизм, способный восстановить движение фирмы к намеченной цели.

Контроллинг включает 2 аспекта:

1)стратегический (направлен  на внешнюю и внутреннюю среду  и своей целью имеет обеспечение  выживаемости организации);

2)оперативный (направлен  на достижение краткосрочных целей, целью является создание системы управления и достижение текущих целей).

Контроллинг включает в  себя 5 основных элементов:

1)установление целей  (включает определение количественных  и качественных целей и выбор  критериев по которым оценивается степень достижения этих целей);

2)планирование (участие  в разработке методики планирования, координация деятельности разных  подразделений в процессе планирования);

3)оперативный управленческий  учёт (он служит отражением всей  финансово хозяйственной деятельности. Как элемент контроллинга отличается от бухгалтерского – управленческий учёт ориентирован на внутренних пользователей, руководители организации и подразделений, ориентирован на поддержку принятиеуправленческих решений, бухгалтерский учёт ориентирован на внешних пользователей.);

4)система информационных  потоков (контроллинг является  поставщиком информации необходимой  для функционирования системы  управления организации. На основании  всей информационной системы  контроллинга 5)контроль (контроллинг выполняет определённые контрольные функции, но при этом природа контроля значительно изменяется, контроллинг направлен на перспективу, будущее положение организации).

Контроллинг позволяет анализировать прошлое - позволяет дать оценку прошлой деятельности, определить добилась ли организация поставленных целей, настоящее - позволяет определить что происходит в организации в настоящее время, в каком направлении они развивается, и будущее - позволяет оценить сможет ли организация добиться поставленных целей в будущем, с какими рисками организации придётся столкнуться. Все эти анализы осуществляются в рамках единой системы контроллинга. Таким образом, контроллинг обеспечивает целостный взгляд на действительность организации в прошлом, настоящем и будущем, обеспечивает комплексный подход к выявлению проблем, которые встанут у организации в будущем. Необходимость осуществления контроллинга потребует создания в организации специальной службы – контроллинга. Эти службы создаются в основном в крупных организациях. В небольших организациях функции контроллинга выполняет руководитель организации или один из его заместителей. Необходимость контроллинга привела также к определённому выделению управляющего организации – контроллёра. Это специалист который может выполнять функции контроллинга.

Контроллер обычно является руководителем службы контроллинга и тесно сотрудничает со службой  бухгалтерского учета. При этом обеспечивается консультационная помощь менеджерам предприятия, поскольку контроллер владеет для этого соответствующим инструментарием. На основе автоматизированной обработки информации обеспечивается соединение контроллинга и информационного менеджмента. На небольшом предприятии данные вопросы решаются топ-менеджером, тогда как на крупных фирмах эти проблемы распределены между целым рядом служб. Например, в России на малом предприятии реально видеть руководителя, который в одном лице выступает контроллером, шефом финансовой службы, отвечает за кадры, осуществляя в то же время все управление предприятием. При таких обстоятельствах его задача состоит в том, чтобы обеспечивать правильность применения методики, способствующей достижению предприятием намеченной прибыли.

В систему контроллинга входят:

- формирование системы планирования, в частности помощь в определении плановой программы развития предприятия и его целей; координация и руководство работами по планированию и составлению бюджета; объединение частных целей и отдельных планов в едином плане предприятия;

- участие в составлении  отчетности, особенно за счет  внедрения системы ее информационного  обеспечения;

- удовлетворение потребностей  руководства предприятия в информации  и необходимой отчетности; своевременное  предоставление систематической  информации об отклонениях фактических показателей от плановых прежде всего по расходам, накоплениям, состоянию финансовых средств и инвестиций;

- разработка и предоставление  руководству предприятия системы  коррегирующих мер при превышении  расходов по установленным планом позициям;

- анализ причин допущенных  отклонений, подготовка альтернативных  решений и рекомендаций по  устранению сложившихся трудностей;

- составление необходимых  отчетов для руководства компании;

- оценка расчетов эффективности  новых проектов. Успехи в контроллинге не реальны без постоянного технического совершенствования производства, без использования всех факторов, обеспечивающих эффективность продаж. Исходя из потребностей клиентов коллектив предприятия внедряет инновации, обеспечивая рост прибыли и привлечение новых клиентов.

 

 

 

 

 

1.2. Контроль и контроллинг

 

Любая организация в  своей деятельности всегда стремится  к достижению конкретных целей. Чтобы добиваться поставленных задач, необходим постоянный контроль за тем, как реализуются разработанные программы. Сегодня традиционная система контроля является одним из существенных (хотя и устаревших) инструментом управления.

Квоты, стандарты, нормы  основываются на прошлом опыте, контрольные  действия связаны скорее с прошлым  нежели с будущим фирмы. Управление на основе традиционного контроля тормозит активное опережающее использование будущих возможностей.

Традиционная система  контроля сослужила фирмам хорошую  службу, когда изменение окружения  было еще настолько постепенным, что допускало замедленные реакции. С ростом динамичности рыночных отношений возникла необходимость в том, чтобы основывать контроль на будущих событиях и действиях.

В опережающем (или упреждающем) контроле акцент, который ранее фиксировался на отклонениях от прошлых эталонов, перемещается на изменение разрыва между нынешними результатами и целями, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В реализации акцент смещается соответственно с исправления допущенных в прошлом ошибок на меры по достижению будущих целей. В основе контроллинга производства — упреждающий контроль, что позволяет ему либо произвести корректировку действий, либо, если оценка результатов показывает, что ранее определенные цели нереальны, изменить их.

Таким образом, смысл  контроля, проводимого контроллингом, заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.

Служба контроллинга постоянно акцентирует внимание на решение таких вопросов, как:

- на правильном ли  фирма пути,

- достаточно ли избранная альтернатива экономична,

- можно ли профинансировать проекты,

- что произойдет, если реальность окажется не такой, как было запланировано.

Лучше прежде перепланировать, чтобы получить пищу для размышления  впоследствии. Если в ходе развития встретятся отклонения, необходимо осмыслить, куда в дальнейшем следует двигаться.

В результате можно дать такое определение контроллинга: «Контроллинг — управление будущим  для обеспечения длительного  и успешного функционирования предприятия  и его структурных единиц».

Контроль, проводимый контроллером, в отличие от традиционного контроля не является основной задачей администрации. Он заключается в сопоставлении оценок «план — факт», в объяснении причин, обусловивших появление отклонений, в определении их влияния на перспективные цели, а также в разработке корректирующих мероприятий по устранению отклонений.

Отсюда главные задачи контроллера — разработка материалов для принятия управленческих решений  и представление их руководству. Он должен также консультировать  администрацию по всем вопросам выбора наиболее действенных вариантов действий и тем самым оказывать влияние на использование всех возможностей достижения предприятием запланированных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Концепция контроллинга

 

Основная концепция  контроллинга включает:

1. Определение целей.

В основе контроллинга лежат  стратегическое планирование, предвидение  реального положения предприятия  на рынке на перспективу, согласование оперативного и стратегического  менеджмента.

Конкретизация целей  контроллинга позволяет уточнить всю деятельность предприятия на перспективу, установить будущие изменения его обязательств перед партнерами, сотрудниками, инвесторами, обеспечить ликвидность, добиться выполнения запланированных показателей.

2. Управление цепями - это:

- поиск "узких мест" в работе фирмы;

- анализ отклонений  от намеченной стратегической  программы;

- своевременная корректировка  целей в соответствии с изменениями  на рынке. Это делает контроллер (его служба) на основе анализа  плановых и фактических показателей,  достигнутых результатов в оперативном и стратегическом плане.

3. Достижение целей.

Обеспечивается эффективным  оперативным менеджментом, хорошей  мотивацией труда работников, разработкой  и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.

Информация о работе Теория контроллинга