Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:11, курсовая работа
Современное управление предприятием как экономической системой предполагает решение большого числа проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости.
Введение 2
1.Основы теории контроллинга 4
1.1. Понятие и сущность контроллинга 4
1.2. Контроль и контроллинг 8
1.3. Концепция контроллинга 10
1.4. Цели и задачи контроллинга 11
1.5. Функции контроллинга 14
1.6. Принципы контроллинга 16
1.7. Важнейшие виды деятельности службы контроллинга 18
2. Контроллинг в России 20
2.1. Концепция контроллинга в России 20
2.2. Проблемы внедрения системы контроллинга на российских предприятиях 22
Исторические и организационные проблемы 22
Экономические проблемы 25
Психологические проблемы 28
Методологические проблемы 31
3. Перспективы применения контроллинга в России 33
Заключение 36
Список литературы 39
Отторжение коллективом непонятного новшества может не только существенно замедлить работу, но и вообще свести на нет все усилия инициаторов проекта. При внедрении системы контроллинга топ-менеджменту следует обратить внимание на возможные негативные настроения среди персонала.
Менталитет работников и корпоративная культура являются проблемой, ведь контроллингу присущи отрицательные моменты, вызванные тем, что требуется изменение статуса других, близких по функциям, подразделений, таких как бухгалтерия, плановый отдел и т.п., а также связанное с этим неприятие их руководителями самой его идеологии и сопротивление его внедрению. Сотрудники, привыкшие работать в определенном режиме, сотрудничая по установленным нормам со связующими отделами, не готовы к возникновения отдела контроллинга, регулирующего и отслеживающего их деятельность.
Сотрудники, долгое время работали по старой методике и, возможно, вполне справлялись с поставленными задачами. Теперь этот порядок будут ломать, заменяя пусть и не всегда эффективные, но уже отлаженные процессы новыми, неизведанными
Кроме того, серьезно тормозит
внедрение загруженность
Все эти психологические проблемы восприятия персоналом компании системы контроллинга вполне преодолимы. Они становятся серьезным препятствием только в том случае, если разработчики при создании системы контроллинга акцентируют свое внимание исключительно на методологии и автоматизации, игнорируя при этом человеческий фактор. Здесь кроется опасное заблуждение: ведь на самом деле система контроллинга – это не только методология и техническое обеспечение, в первую очередь это люди, менеджеры и специалисты, реализующие заложенные в системе возможности.
Методологические проблемы
К наиболее критичным методологическим факторам относятся:
- игнорирование необходимой реструктуризации бизнеса и бизнес-процессов;
- неудачное выделение
в компании центров
- выбор неадекватных
принципов трансфертного
- насаждение деструктивных мотивационных моделей;
- неувязка краткосрочного и долгосрочного планирования;
- чрезмерный крен на
организацию жесткого
- применение различных методологий при планировании и учете;
- реализацию систем
планирования и учета на
- дублирующий ввод информации в бухгалтерском и управленческом учете;
- игнорирование необходимости создания пакета корпоративных стандартов контроллинга.
Каждый из этих факторов
важен и заслуживает
Препятствия на пути контроллинга к успеху легче преодолеть, если в компании созрели объективные предпосылки его внедрения, высшее руководство дальновидно и терпеливо, разработчики системы профессиональны и твердо отстаивают свои убеждения, персонал вовлечен в процесс реализации проекта и подготовлен к работе системы.
В этих условиях компания получит в свое распоряжение современный инструмент управления, который позволит ей реально:
- повысить управляемость бизнеса и сократить время принятия управленческих решений;
- установить эффективный контроль над активами компании и успешно управлять затратами;
- повысить рентабельность задействованного капитала;
- достичь необходимой прозрачности и усилить инвестиционную привлекательность бизнеса.
3. Перспективы применения контроллинга в России
Внутриорганизационные проблемы в области общего управления и управления функциональными областями: производством, финансами, маркетингом , существующие во многих организациях, требуют предварительного решения, лишь затем можно создавать систему контроллинга. К числу проблем, выходящих за рамки отдельных предприятий, решение которых должно способствовать применению контроллинга в практике отечественного бизнеса, можно отнести:
- недостаточное понимание концепции контроллинга;
- отсутствие обученных и опытных кадров для контроллинга;
- недостаточное участие руководства организаций в построении системы контроллинга и ее эксплуатации;
- системные проблемы в области управления организациями;
- уклон в сторону оперативного контроллинга, преобладание учетно-аналитического аспекта над активной «обратной связью».
В рамках теоретического развития и практического применения
контроллинга в России необходимо широкое
сотрудничество государственных и муниципальных
органов, представителей бизнеса и образовательно-
- обучение специалистов, исследования и разработки по применению контроллинга в России;
- мотивирование использования контроллинга в бизнесе;
- оценка эффективности контроллинга и способы его оптимизации;
- поиск возможностей применения концепции контроллинга в различных видах деятельности.
Расширение сфер применения контроллинга в организации должно привести к дальнейшей интеграции управления, так как управление разными аспектами деятельности будет строиться на одних принципах. Так, в литературе и на практике разрабатываются вопросы технологического контроллинга, связанного с развитием производств путем инвестиций в инновационные технологии. Решения в этой области должны приниматься на стыке технологических и экономических проблем. На основе изучения современных публикаций можно выделить еще ряд актуальных направлений развития контроллинга: в области инновационного менеджмента; в области логистики и материального обеспечения; в организациях некоммерческого сектора и в органах государственного и муниципального управления и других отраслях и видах деятельности.
Например, в логистике
и материальном обеспечении применение
контроллинга приводит к оптимизации
«цепей поставок» между различными
предприятиями, а, следовательно, к
сокращению транзакционных издержек и
повышению эффективности
Наиболее эффективным может быть применение контроллинга в управлении инновациями.
Как правило, создание продуктов с использованием новшеств и их коммерциализация требуют создания эффективной бизнес-единицы. Но российские предприниматели-новаторы сталкиваются с организационными, психологическими и иными проблемами, которые мешают успешному продвижению их разработок на рынке. Как правило, эти трудности отражают специфику инновационных фирм как субъектов малого бизнеса, испытывающих ограниченность ресурсов. Учет специфики инновационной деятельности при применении контроллинга на этапах от разработки до коммерциализации продуктов позволит повысить ресурсную эффективность инновационного бизнеса.
Рост значимости нематериальных активов, ноу-хау, управления знаниями, неформальных отношений во многих отраслях экономики приведут к развитию новой концепции контроллинга - «знаниевой» концепции с преобладанием «мягких», встроенных в бизнес-процессы методов контроллинга. Это даст предприятиям России, в том числе малому бизнесу, дополнительные преимущества в использовании своего инновационного потенциала. Разработка основных положений этой концепции является перспективным направлением исследования.
Заключение
Успешное развитие бизнеса в современной экономике невозможно
без активного применения новейших информационных технологий.
Успешность ведения бизнеса основывается на высокой квалификации предпринимателя, знании потребностей потребителя и понимании ситуации на рынке. Предприниматель активно работает с информацией. Он отбирает из множества потоков информации то, что соответствует его целям и способствует разработке или реализации предпринимательской идеи. Знания предпринимателя превращаются в информационные сообщения, которые организуют производственные и торговые процессы, а также управляют бизнесом в целом.
Большинство руководителей предприятий ценит контроллинг за то, что он активно помогает им решать наиболее сложные вопросы, связанные с конкурентоспособностью управляемых ими объектов.
Важно отметить, что особенностью контроллинга является его направленность на перспективу, на поиск путей дальнейшего развития компании и совершенствования бизнес-процессов на базе анализа ключевых показателей результативности.
Несмотря на многочисленные трудности, которые влечет за собой внедрение системы контроллинга в хозяйственную деятельность предприятия, несмотря на то, что руководство сталкивается с проблемами различного характера (экономического, психологического, организационного), применение этой системы позволяет российским предприятием не отставать в развитии от современных тенденций международной экономики.
В качестве инструмента менеджмента контроллинг стал системой информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе анализа, планирования, принятия управленческих решений и контроля по всем функциональным сферам деятельности компании.
Контроллинг позволяет успешно решать проблемы, возникающие в рамках информационной революции, являясь одним из наиболее эффективных инструментов управления на микроуровне в условиях глобализации и в обществе инноваций по следующим обстоятельствам.
В современных условиях
информатизации и компьютеризации
бизнеса контроллинг
Применение контроллинга оказывает огромное воздействие на практическую реализацию всех основных функций менеджмента. Это касается планирования и прогнозирования, организации, координации, контроля.
Контроллинг обеспечивает
рост квалификации как руководства,
так и всего персонала
Практическое применение системы и инструментария контроллинга ведет к повышению качества и эффекта деятельности не только отдельных звеньев, подразделений и служб предприятия, но и всей его системы в целом, открывая большие конкурентные преимущества перед теми, кто к контроллингу пока не прибегает.
С помощью контроллинга реально успешно решать большинство финансовых проблем, в частности, укрепление платежной дисциплины структурных подразделений предприятия, формирование центров прибыли и внедрение бюджетирования, повышение качества управления затратами, регулирование денежных потоков организации, устранение неконтролируемой дебиторской задолженности, пополнение оборотных средств, укрепление платежной дисциплины и т.д.
Контроллинг обеспечивает прозрачность производимых расходов и определение их экономически оправданной величины.
Контроллинг обеспечивает
оперативность получения
Потенциал контроллинга позволяет наиболее эффективно планировать как доходы, так и расходы предприятия, контролировать процессы мобилизации доходов и направления затрат, а также оценивать их рациональность и, кроме того, на его основе подготавливать конструктивные предложения по улучшению действующей практики.
Список литературы
1. Анташов В.А., Уварова Г.В. Практический контроллинг: управленческие решения, инновации//Экономико-правовой бюллетень. 2010. №10.
2. Гусева И. Проблемы становления и развития контроллинга в России //Проблемы теории и практики управления. – 2005.-№6
3. Журов П. П. Управление системой контроллинга промышленной организации. Волгоград: Изд-во ВГТУ. - 2007.
4. Карминский, A.M. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях , М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003.
6. Попченко Е.Л., Ермасова Н.Б. Бизнес-контроллинг. М.:Альфа-Пресс, 2006.