Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 08:58, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – раскрыть вопросы бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить теоретические основы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а именно раскрыть понятия дебиторской и кредиторской задолженности, определить их место в финансах предприятия и рассмотреть методы управления ими.
Дать экономическую характеристику объекта исследования, рассмотреть систему учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
Провести анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности. На основании проведенного анализа сделать выводы о финансовом положении предприятия.
Рассмотреть методы регулирования дебиторской задолженности на российских предприятиях в современных условиях.
Введение
5
1. Понятие, состав и правовые основы дебиторской и кредиторской задолженности
7
1.1. Сущность финансов предприятия. Место дебиторской и кредиторской задолженности в финансах предприятия
7
1.2. Состав и оценка дебиторской и кредиторской задолженности
16
1.3. Значение дебиторской и кредиторской задолженности для деятельности предприятия
22
2. Учет дебиторской и кредиторской задолженностей в ОАО «Мечта»
29
2.1. Краткая характеристика предприятия
29
2.2. Учет дебиторской и кредиторской задолженностей в ОАО «Мечта»
36
2.2.1 Сроки исковой давности дебиторской и кредиторской задолженности
36
2.2.2 Учет расчетов с покупателями
37
2.2.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
39
2.2.4. Учет расчетов по посредническим операциям
42
2.2.5. Учет продажи продукции при товарообменных (бартерных) сделках
42
2.2.6. Учет авансов выданных и полученных
45
2.2.7. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
46
2.2.8. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
48
3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
54
3.1 Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «Мечта»
54
3.2 Методы регулирования дебиторской задолженности
57
Заключение
74
Список использованной литературы
2. Формирование и экспертиза информационной базы кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из:
сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);
данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);
информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).
Экспертиза полученной информации осуществляется:
путем логической ее проверки;
в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями;
путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества;
в других формах в соответствии с объемом кредитования.
3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).
4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита, необходимость страхования кредита за счет покупателей, формы штрафных санкций и т.п.
При установлении цены коммерческого кредита нужно руководствоваться не только затратами, связанными с его предоставлением, но и стратегическими целями компании и рыночными условиями. Минимальную стоимость коммерческого кредита можно определить как доход от альтернативного варианта безрискового размещения денежных средств. Существует и другой подход, согласно которому предприятие должно кредитовать покупателей по ставке, превышающей средневзвешенную стоимость этого предприятия.
Не менее значимой характеристикой коммерческого кредита является срок, на который он выдан. Большинство компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения конкурентов. Нужно также следить за тем, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности. Нельзя допускать, чтобы компания, получив кредит в банке на 30 дней, своим покупателям предоставляла отсрочку платежа на 40 дней. В противном случае избежать возникновения дефицита денежных средств будет сложно.
Один из методов оценки финансового состояния контрагента, применяемый как в кредитных организациях, так и на предприятиях реального сектора, основывается на анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Однако зачастую отчетность российских компаний значительно искажена и не отражает реального положения дел. Большинство российских компаний продолжают оставаться абсолютно непрозрачными, что делает их кредитование крайне рискованным.
Нередко на предприятиях используется методика экспертной оценки платежеспособности контрагентов.
Предприятие может собирать сведения о контрагенте из любых доступных и надежных, по ее мнению, источников информации. Сотрудники компании могут выехать к потенциальному покупателю (иногда инкогнито) и оценить выгодность его места расположения, уровень цен, ассортимент продукции и т.п. Собранная информация анализируется, и по результатам проведенной оценки принимается решение о предоставлении кредита.
Недостатком экспертного метода оценки платежеспособности контрагента является сравнительно невысокая точность полученного результата, что увеличивает риски.
Существует система балльной оценки надежности контрагента на основании анализа работы с ним. Приблизительная схема такой оценки в том или ином виде существует во многих фирмах. Все контрагенты объединены, к примеру, в четыре группы по уровню надежности:
риска;
повышенного внимания;
надежных клиентов;
«золотых» клиентов.
Оценка надежности контрагентов производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж клиенту и объема просроченной задолженности данного клиента на конец периода.
Отнесение контрагента к той или иной группе осуществляется на основе интегральной оценки, которая рассчитывается как произведение балльных оценок по определенным показателям.
Учитывая, что все методы имеют как преимущества, так и недостатки, к оценке платежеспособности контрагента целесообразно применять комплексный подход.
Управление дебиторской задолженностью. Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре, но налагать штрафы в случае незначительных нарушений не стоит, так как это может негативно сказаться на взаимоотношениях с клиентами и в конечном итоге на обороте предприятия.
Скидки, предоставляемые покупателям и заказчикам, можно подразделить на две группы:
I группа. Торговые скидки. Это процентные скидки от базовой цены.
II группа. Скидка за оплату в срок, т.е. скидка в зависимости от срока оплаты. Эти скидки предлагаются с целью побудить покупателя оплатить счет до окончания оговоренного срока платежа. Многие покупатели предпочитают использовать такие скидки, поскольку отказ от них эквивалентен займу денег под проценты. Применение этих скидок способствует сокращению задолженности и увеличению оборачиваемости.
Неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью является мотивация сотрудников компании, вовлеченных в процесс.
Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности.
Использование бухгалтерских компьютерных программ для контроля дебиторской задолженности. Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений. На примере конфигурации «Управление торговлей» системы программ «1C: Предприятие 8.0» рассмотрим основные механизмы поддержки принятия решений по управлению дебиторской задолженностью.
Текущее состояние взаиморасчетов. Для анализа текущего состояния взаиморасчетов с клиентами в конфигурации «Управление торговлей» можно использовать имеющиеся в ней отчеты. Например, с помощью «Отчета по клиентам» можно получить сведения о состоянии взаимных задолженностей с различной степенью детализации: в целом, по отдельным сделкам или расчетным документам.
По данным отчета «Анализ заказов» можно получить исчерпывающую информацию по состоянию каждого конкретного заказа: сколько отгружено, оплачено, осталось отгрузить и оплатить. Эти отчеты являются инструментами менеджеров. Для представления руководству оперативной информации о важнейших показателях в сводном виде, характеризующих состояние предприятия, в том числе и состояние взаиморасчетов, предназначен отчет «Рапорт руководителя», который может автоматически формироваться несколько раз за день и рассылаться по электронной почте или печататься и доставляться руководителям курьерами.
При организации контроля взаимных задолженностей удобно пользоваться классификацией клиентов по степени их важности. Для этого часто применяется так называемый АВС-анализ, позволяющий разбить клиентов на три группы.
В первую группу выделяются наиболее важные клиенты, приносящие основную часть выручки (прибыли).
Ко второй группе относят тех клиентов, закупки которых относительно невелики, но достаточно стабильны и приносят пусть и небольшую, но все же значимую часть выручки.
В третью группу выделяют тех клиентов, которые осуществляют незначительные или разовые закупки.
В конфигурацию «Управление торговлей» встроены специальные отчеты для проведения ABC-анализа покупателей. По результатам его проведения программа автоматически расставляет метки «важности» клиентов. Разделение клиентов на группы может быть использовано как ориентир для организации контроля взаиморасчетов с ними, а также для принятия решений по дифференциации предоставляемых клиентам скидок, максимальным размерам кредита, проценту необходимой предоплаты, установке специальных бонусов и т.д.
За счет классификации контрагентов по степени их важности, а также исходя из других особенностей организации взаимоотношений с ними, средствами программы можно контролировать взаиморасчеты с различной степенью детализации: по договору в целом, в разрезе отдельных заказов конкретного договора или по каждому расчетному документу. Это позволяет дифференцированно подходить к взаимоотношениям с конкретными клиентами и контролю взаимных задолженностей.
Анализ тенденций изменения. Помимо контроля текущего состояния взаиморасчетов с клиентами необходимо отслеживать тенденции их изменения. В этой связи, прежде всего, стоит обратить внимание на недавно встроенный в конфигурацию «Управление торговлей» отчет «Дебиторская задолженность — по интервалам».
Он позволяет сгруппировать дебиторскую задолженность контрагентов по срокам возникновения задолженностей. Длительности интервалов для классификации сроков задолженностей определяются в днях и могут произвольно задаваться пользователем. Например, не более 5 дней, от 5 до 15 дней и т.д. По выводимым в отчете данным можно своевременно выявлять тех клиентов, которые постоянно числятся в должниках, задерживая оплату и нарушая условия договоров. Это позволяет более жестко контролировать состояние взаиморасчетов с ними, применять штрафные санкции и т.д.
Средствами конфигурации можно производить также анализ тенденций изменения взаимоотношений с отдельными клиентами. Для этого используются реализованные в ней инструменты проведения XYZ-анализа, предназначенного для классификации клиентов по стабильности осуществляемых ими закупок, то есть по значению коэффициента вариации выбранного показателя (выручка, прибыль, количество покупок и др.) за определенный период времени.
С помощью XYZ-анализа можно отслеживать динамику перемещения клиентов из одной категории в другую. Изменение стабильности закупок тем или иным клиентом может дать также дополнительную информацию для понимания причин увеличения сумм задолженностей и их распределения во времени.
Анализ состояния взаиморасчетов и тенденций их изменения средствами конфигурации «Управление торговлей» можно производить не только по отношению к клиентам, но и в других аспектах, например, по регионам, каналам сбыта, формам договорных отношений и т.д.
Благодаря такому анализу можно сделать выводы об эффективности конкретных форм взаимоотношений с клиентами и партнерами по бизнесу, а на основе результатов анализа принимать перспективные решения по организации контроля и управления взаиморасчетами при осуществлении торговых операций по различным каналам, регионам и формам договорных отношений.
Таким образом, реализованные в конфигурации «Управление торговлей» системы программ «1C: Предприятие 8.0» механизмы дают пользователю все необходимые инструменты как для текущего контроля взаиморасчетов с клиентами, так и для управления задолженностью в средне- и долгосрочной перспективе.
Заключение
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Дебиторская задолженность - одна из разновидностей активов организации, таких как основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и т.п. Таким образом, при открытии предприятия необходимо инвестировать средства также и в данный вид задолженности.
Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса. Она включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам.
Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило, денежные средства, но и товарно-материальные ценности, например в обязательствах по товарному кредиту. Кредиторская задолженность представляет собой особую часть имущества организации, являющаяся предметом обязательных правоотношений между организацией и ее кредиторами.
Состоит кредиторская задолженность из следующих разделов:
задолженность предприятия перед поставщиками и подрядчиками;
задолженность перед собственным персоналом;
задолженность перед государственными внебюджетными фондами;
Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью