Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретической стороны принятия краткосрочных решений по данным бухгалтерского управленческого учета. Для осуществления цели курсовой работы нам необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить основные понятия данной темы;
2. Привести классификацию управленческих решений;
3. Рассмотреть модели принятия управленческих решений и их применение в организации;
4. Рассмотреть значимость управленческого учета в процессе принятия решения.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы принятия краткосрочного решения………………………………………………………………….6
1.1 Сущность управленческого учета…………………………………6
1.2 Классификация управленческих решений………………………8
1.3 Принципы калькулирования полной и сокращенной себестоимости…………………………………………………….11
2. Управленческий учет в принятии краткосрочных решений………..17
2.1 Анализ безубыточности производства………………………...17
2.2 Планирование ассортимента продукции(товара), подлежащей реализации……………………………………………………….20
2.3 Принятие решений по ценообразованию………………………..22
2.4 Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора…………………………………………………………..26
2.5 Решение о реструктуризации бизнеса…………………………27
Заключение…………………………………………………………….34
Список используемых источников…………………………………..37
Практическое задание………………………………………………...38
Основными условиями при этом должны быть:
1. Переменные затраты и продажная цена, а значит, и маржинальный доход на единицу продукции являются неизменными и не зависят от объема производства.
2. Совокупные
постоянные затраты не
3. С изменением
объема производства
В международной
практике используют 3 метода определения
критической точки: уравнение, маржинальный
доход и графическое
Метод уравнения:
Чистая прибыль = Выручка - Переменные - Постоянные.
от продажи от продажи затраты затраты
Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Объем прибыли зависит от изменения ассортимента в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции[9].
При контроле общего объема продаж анализ структурных сдвигов дает отклонения фактической прибыли от запланированной.
Метод маржинального дохода:
Маржинальный доход = Выручка от продажи - Переменные затраты.
Постоянные расходы x Объем продаж
Критическая точка
= ------------------------------
Маржинальный доход
Маржинальный подход обеспечивает менеджера информацией о постоянных расходах (информацию о них получают в бухгалтерском учете и интерпретируют на управленческий), о величине маржинального дохода по каждому виду продукции для принятия управленческих решений в связи с пересмотром цен, изменением ассортимента продукции.
Графический метод выражает зависимость расходов и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности (рис. 1).
Экономическая модель безубыточности
Доходы и /│\
расходы │
│ Совокупные . D
│
│
│
│
│ B * . Совокупные
├─ -- -- -- --.--. --.--. . . . . доходы
│ . * │
│ . *
│ .
*
│
A .-----------------------------
│ * │ Постоянные затраты
│
│ * │
│
│* │
O *───────────────────────┴─────
На вертикальной оси отражены доходы и расходы компании за определенный промежуток времени, на горизонтальной - объем производства. Линия AD совокупных издержек показывает, что на промежутке AB они возрастают при небольшом объеме производства, на промежутке BC линия совокупных затрат выравнивается. Выше точки C линия совокупных затрат возрастает, так как проектного уровня мощности недостаточно и необходимы дополнительные затраты.
Бухгалтерская модель безубыточности - график линейной зависимости совокупного дохода и затрат от изменения объема производства (рис. 2).
Бухгалтерская модель безубыточности
Доходы и /│\
расходы │
│ * . издержки
│ Выручка * .
│ * .
│ * .
│ * .
│ B * .
├─ -- -- -- -- -- --*.
│ . * │
│ . *
│
. *
│
A .-----------*-----------------
│ * │ Постоянные затраты
│ *
│ * │
│ *
│ * │
O *───────────────────┴─────────
Рис. 2
Экономическая модель позволяет определить критические уровни выпуска продукции, при которых предприятие не получит ни прибыли, ни убытка. Бухгалтерская модель отличается от экономической модели безубыточности тем, что предполагает неизменность переменных издержек и цены продукции в течение рассматриваемого периода, поэтому между совокупными издержками и доходом формируется линейная прямая зависимость - с увеличением объема производства совокупные доходы растут, и рост прибыли ограничен только объемом производства. Бухгалтерская модель менее точно отражает реальную взаимозависимость дохода от продаж, издержек и прибыли, чем экономическая, но на практике применения бухгалтерской модели безубыточности бывает достаточно для принятия оперативных управленческих решений.
Бухгалтерская модель показывает изменение совокупных затрат и доходов при изменении уровня производства.
Анализируя безубыточность предприятия, необходимо изучить влияние всех внутренних и внешних факторов и на их основе принять управленческие решения по повышению эффективности производственных затрат и увеличению прибыли и рентабельности.
2.2. Планирование
ассортимента продукции (
Анализ безубыточности позволяет определить совокупный объем продаж, обеспечивающий получение желаемого финансового результата. Но эта задача для организации, производящей однородную продукцию или торгующей ею. Перед организациями, имеющими большой ассортимент продукции (товаров), стоит задача планирования ассортимента продукции (товаров), подлежащей продаже[8].
Анализ проводится по следующим этапам.
1. Собирается
информация о видах продукции,
расходах организации, ценах
2. Определяется
количество продукции, которое
необходимо продать, чтобы
П = Ц x V - З x V - З .
продаж пер.ед продаж пост
Для этого обозначают за X объем продаж того вида продукции, которая имеет самый низкий процент продажи. По другим видам продукции объем продаж рассчитывают из сложившейся структуры продаж (п. 1).
Например:
продукция А - 20% - X;
продукция Б - 40% - 2X и т.д.
Используя данные п. 1 о ценах, расходах и объемах продаж, составляют уравнение и определяют плановое количество продажи каждого вида продукции.
3. Далее анализируют
Для этого рассчитывают полную себестоимость отдельных видов продукции и прибыль (разница между ценой и полной себестоимостью).
Так как переменные расходы даны на каждый вид продукции, а постоянные - общей суммой за год, то необходимо распределить постоянные затраты между видами продукции. Базой распределения может быть структура продаж, удельный вес отдельных видов переменных затрат (например, для материалоемких производств - основные материалы).
Рентабельность
отдельных видов продукции
П
Р
= ------------------------------
Полная себестоимость видов продукции
4. Далее разрабатываются
варианты оптимизации
Для этого могут быть предусмотрены варианты снятия с производства или уменьшения объемов продаж низкорентабельных видов продукции.
После разработки нового ассортимента продукции оценивается рентабельность оставшихся видов продукции и финансовый результат.
Анализируются новые показатели усовершенствованной производственной программы и делаются выводы об ее эффективности. При этом может оказаться, что снятие с производства одного низкорентабельного (убыточного) вида продукции ведет к снижению прибыли и рентабельности всех других видов продукции[6].
Для анализа может использоваться маржинальный подход, т.е. используется показатель маржинального дохода, а не прибыли. В условиях неполной загрузки производственных мощностей решение о снятии с производства убыточного изделия может быть неверным, если это изделие приносит положительный маржинальный доход. Таким образом, решение данного вопроса только на основе калькулирования полной себестоимости приведет к негативным последствиям.
2.3. Принятие решений по ценообразованию
Среди целей
управленческого учета
Процесс ценообразования становится скорее искусством, чем наукой. Искусство определения цены заключается в возможности осознания положения на рынке и в предсказании реакции потребителя на товар и его цену. Устанавливая цену, менеджер задумывается о спросе по предлагаемой цене. Если цена не устраивает покупателя, то она должна быть снижена до уровня, удовлетворяющего покупателя, с одновременным снижением затрат по производству.
Установление цены - это сложный процесс, требующий учета внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы определяются рынком:
- общий покупательский спрос;
- количество
конкурирующей продукции на
- качество конкурирующей продукции на рынке;
- текущие цены на конкурирующую продукцию на рынке;
- предпочтение покупателем высокого качества или низкой цены;
- сезонность покупательского спроса.
Для принятия решения по установлению цены необходимо знать положение на рынке, потребности покупателя.
Если на рынке существует сильная конкуренция, то фирма для завоевания рынка обычно устанавливает низкие цены (иногда ниже полной себестоимости).
Если фирма начинает производство новой продукции, то надо иметь в виду, что покупателю следует привыкнуть к новому продукту, нужно сформировать покупательский спрос (цены должны быть гибкими).
Внутренние факторы должны учитываться также при ценообразовании:
- себестоимость продукции;
- необходимость
покрытия долгосрочных
- качество материалов и труда;
- трудоемкость производства;
- использование ограниченных ресурсов.
Хорошей основой для ценообразования является себестоимость продукции.
Существует несколько методов ценообразования на основе:
1) переменных затрат;
2) валовой прибыли;
3) рентабельности продаж;
4) рентабельности активов.
Метод переменных затрат целесообразно использовать, если соблюдены условия: стоимость активов, вовлеченных в производство, и отношение переменных затрат к остальным расходам одинаковы для каждого вида продукции.
Метод заключается в том, что рассчитывается процентная наценка к переменным производственным затратам для каждого вида продукции.
Для расчетов используются две формулы:
Целевая + производственные + административные
прибыль затраты расходы
Коэффициент
наценки = ------------------------------
Переменные производственные затраты