Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:39, курсовая работа
Целью работы является исследование стратегического управленческого учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть значение и сущность стратегического управленческого учета;
- изучить направления применения стратегического управленческого учета на предприятиях;
- провести организационно-экономическую характеристику ООО «Монолит»
Введение 3
1. Теоретические основы стратегического управленческого учета 6
1.1. Значение и роль управленческого учета в системе управления
предприятием 6
1.2. Направления применения стратегического управленческого учета
на предприятиях 12
2. Управленческий учет в ООО «Монолит» в стратегических целях 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО «Монолит» 19
2.2. Анализ системы управленческого учета в ООО «Монолит» 22
2.3. Особенности стратегии и тактики управления на предприятии 26
3. Совершенствование управленческого учета в ООО «Монолит» 33
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию управленческого
учета в ООО «Монолит» 33
3.2. Обоснование предлагаемых рекомендаций 36
Заключение 40
Список литературы 42
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы
стратегического
1.1. Значение и роль
управленческого учета в
предприятием 6
1.2. Направления применения
стратегического
на предприятиях 12
2. Управленческий учет
в ООО «Монолит» в
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО «Монолит» 19
2.2. Анализ системы
2.3. Особенности стратегии
и тактики управления на
3. Совершенствование управленческого учета в ООО «Монолит» 33
3.1. Разработка рекомендаций
по совершенствованию
учета в ООО «Монолит» 33
3.2. Обоснование предлагаемых рекомендаций 36
Заключение 40
Список литературы 42
Введение
Переход отечественной экономики в конце прошлого столетия от административных методов управления к рыночным условиям хозяйствования коренным образом изменил требования к информации, поставляемой бухгалтерским учетом. При реализации информационных запросов менеджмента, необходимых для формирования соответствующей базы принятия управленческих решений, в качестве одной из мер потребовалось развертывание отечественного бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятия в управленческом аспекте. В этих условиях термин “управленческий учет” начал укореняться и постепенно вживаться в практику управления хозяйствующего субъекта.
Необходимость существования управленческого учета в системе управления сегодня сомнению не подвергается. В то же время с развитием производственных систем и технологий, совершенствованием теории и практики менеджмента возникает необходимость совершенствовать и повышать качество существующих систем управленческого учета.
В России управленческий учет понимается как расширенный финансовый, в основе которого лежат вопросы калькулирования себестоимости продукции, оценки финансового результата и отклонений от нормативов то, что на Западе носит название cost accounting и является лишь частью managerial accounting. Внешняя среда (рынок и потребители), организационная структура, внутренние процессы - это лежит вне сферы внимания российских исследователей, хотя играет не меньшую роль для целей управленческого учета. Возможно, именно с подобным сужением внимания и связан факт полного невнимания к современным западным концепциям управленческого учета в России. В последние годы и в нашей стране неуклонно растет интерес к управленческому учету не только среди отечественных менеджеров высшего и среднего звена, но и среди государственных органов. Управленческий учет - это новое для России направление, поэтому теория управленческого учета может предложить менеджерам ограниченное число решений.
За последнее десятилетие в отечественной науке управленческому учету посвящены труды так ученых, как Зак М.Х., Ивашкевич В.Д., Несветайло В.Ф., Осипов Г.В., Панков В.В. и др.
В настоящее время основным направлением в построение эффективной системы управленческого учета лежит не только в развитии и совершенствовании его методологии, но и в формировании основных информационных потребностей оперативного и стратегического управления и поиска оптимальных путей их удовлетворения.
Управленческий учет значительно расширил свои границы, ориентируясь на цели стратегического менеджмента, анализ и учет информации, связанный с внешними факторами, разнообразными интересами различных пользователей. В данном случае речь идет о новой его направленности - стратегическом управленческом учете, который отличается от традиционного, ориентированного почти исключительно на внутреннюю деятельность предприятия, и лишь формально касаясь ее отношений с партнерами, конкурентами, инвесторами и различных сделок во внешней среде.
За более чем тридцать лет существования концепции стратегического управления в мировой практике так и не сформировалось общей методологической платформы для единой формулировки определения стратегического управленческого учета. Вместе с тем, у исследователей сформировалось достаточно ясное общее понимание его природы и внутренней сущности, поскольку используемые при его изучении подходы базируются на сходных предпосылках, суть которых сводится к тому, что стратегический управленческий учет: направлен на поддержку стратегически-ориентированных решений; тесно связан с рыночно-ориентированной внешней информацией, имеющей как финансовый, так и нефинансовый характер; ориентирован не столько на фиксацию конкретных фактов, сколько на отслеживание трендов, тенденций или значимых изменений; оперирует с плановыми и прогнозными данными долгосрочного характера. Все вышесказанное обуславливает актуальность и значимость рассматриваемой темы.
Целью работы является исследование стратегического управленческого учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть значение
и сущность стратегического
- изучить направления
применения стратегического
- провести организационно-
- проанализировать систему управленческого учета в ООО «Монолит»;
- исследовать недостатки, несовершенства в тактике и в стратегии;
- сформулировать
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Монолит».
Предметом исследования является управленческий учет в ООО «Монолит» в стратегических целях.
1. Теоретические
основы стратегического
1.1. Значение и
роль управленческого учета в
системе управления
Управленческий учет всеми авторами и учеными рассматривается как основное связующее звено между процессом стратегического управления и общим учетным процессом. Этот же тезис может быть использован в качестве основы для построения новой концепции стратегического управленческого учета.
В рамках общего учетного процесса в целом по компании формируется учетно-аналитическая информация, обладающая тремя группами отличительных свойств[10]:
- первая группа свойств
связана с представлением
К ним относятся свойства своевременности и доступности, проверяемости, и независимости, репрезентативности, предсказуемости, сравнимости. Исходя из законности, достоверности методики представления назовем эту группу свойств валидной.
- вторую группу свойств
можно обозначить как
Например, оценка существенности учетной информации определяется, во-первых, границами уровня существенности, которые могут устанавливаться на основе либо неких объективных, как правило, количественно определенных критериев (например, порог в пять процентов от величины совершаемых операций), либо субъективным выбором уровня значимости имеющейся информации (например, информация о просроченных платежах или изменении уровня доходов).
- третья группа условно
может быть названа
Оба свойства – надежность и релевантность - имеют ключевое значение для реальной оценки пользователями конечной ценности информации для принятия решений. Именно через них определятся мера действительной полезности учетной информации для каждого уровня управления. Наибольшее значение для авторской концепции имеет свойство релевантности. Релевантность предполагает, что информация уместна (то есть удовлетворяет требованиям полноты, своевременности и достоверности, отвечая при этом информационным ожиданиям пользователей), если позволяет принимать вовремя необходимые решения.
Релевантность стратегической информации следует понимать как соответствие информационным ожиданиям пользователей по следующим критериям:
критерий необходимости - учетная информация должна, характеризовать отдельные компоненты стратегической позиции отчитывающейся единицы либо выступать основой для определения стратегически значимых показателей. Без этой информации, понимание стратегической позиции не полноценно;
критерий полезности - учетная информация должна выступать регулярной информационной основой для решений, так или иначе имеющих стратегический характер;
критерий достаточности - учетная информация может быть использована в стратегическом анализе без существенной дополнительной трансформации;
общесистемное требование - учетная информация должна отвечать критериям надежности и своевременности предоставления.
Следует напомнить, что поскольку релевантность выступает эмерджентным свойством учетной информации, она во многом будет определяться потребительскими свойствами используемой системы информационной поддержки принятия стратегических управленческих решений. Таким образом, потребность в целенаправленном формировании большого массива учетной информации, релевантной стратегическому уровню принятия решений, неизбежно будет требовать выхода за традиционные формы учета и отчетности. На определенном этапе развития бизнеса, когда принятие стратегических решений становится регулярно осуществляемой управленческой функцией, создание учетной системы, ориентированной на производство и предоставление релевантной информации, оказывается необходимостью. Ключевым моментом здесь является постоянство и системность представления именно стратегической информации[10].
Именно последнее, определяет характер различий между системами финансового и управленческого учета, а также необходимость выделения в качестве самостоятельного дисциплинарного направления стратегического управленческого учета. Основу разграничения видов учета между собой определяют три положения: различные виды учета ориентируются на различные типы и уровни принятия решений; в различных видах учета используются собственные критерии признания информации релевантной; информационная поддержка данного типа решений должна осуществляться на регулярной основе.
Такой подход позволяет методологически более точно разграничить три вида учета. В противоположность бухгалтерскому, традиционный управленческий учет направлен непосредственно на процессы внутри предприятия. Функционально он концентрируется на основных задачах управления и в большей степени строится на основе промежуточной, инсайдерской информации. Основные его задачи – реализация функций управленческого контроля, распределения ресурсов и регулирования отношений внутри предприятия. Соответственно, он ориентирован на производство информации, релевантной для решения именно данного круга задач. Стратегический управленческий учет следует определить как организационно-информационную систему поддержки управленческих решений, имеющих стратегическую направленность. Поскольку стратегическое видение в бизнесе ориентируется не столько на ретроспективные, сколько на перспективные оценки бизнеса и его окружения, работа с учетной информацией здесь приобретает более объемный и глубокий характер. Это обуславливает появление технологий, методик и процедур, не использовавшихся в традиционном управленческом учете, но полностью соответствующих новым задачам и функциям.
Процессы трансформации учетной информации в корпоративные организационные, и инновационно-модернизирующие знания, и на этой основе определение стратегического управленческого учета необходимо уточнить с учетом знаниевого подхода.
Использование знаниевого подхода расширяет концепцию стратегического управленческого учета, предполагая, что информация становится действительно ценным ресурсом, когда может быть либо трансформирована в знания, либо использована в специфическом контексте с привлечением других знаний.
В общем случае решения, принимаемые в системе стратегического управления, предполагают наличие постоянно поддерживаемого непрерывного потока информации.
Такой поток информации может быть представлен в виде цепочки ценности учетной информации. Логика цепочки достаточно проста и в какой-то мере повторяет логику корпоративной системы принятия решений. На самой низкой ступени, происходит сбор и простое суммирование данных о бизнес - событиях. Затем происходит их трансформация в информацию, через анализ данных и их профессиональную экспертизу. Затем происходит комбинирование полученной информации с другой информацией, в том числе о корпоративной стратегии и конкурентной среде, в целях производства организационных знаний. На последнем этапе происходит использование этих знаний для принятия стратегических решений[12].
При этом общая логика стратегического управленческого учета не является простой, а выстраивается в виде комбинации трех различных процессов, связанных с учетной информацией – непосредственного ведения учета, интеграции учетной информации в систему организационных знаний и, наконец, собственно процесса стратегических решений. Все они тесно переплетены, но вместе с тем, каждый из них развертывается вполне самостоятельно. В системе стратегического управленческого учета процесс трансформация учетной информации в знания, происходит путем наложения на явные и неявные стратегические и этические ориентиры деятельности. Эти ориентиры могут быть заданы в виде: общих для компании целей, ценностей, представлений, традиций, в совокупности формирующих то, что принято называть корпоративной культурой, а также неявных организационных навыков, знаний и компетенций, представляющих собой имплицитные организационные и технологические знания. Но есть и явно задаваемые ориентиры. Прежде всего, в виде кодифицированных принципов корпоративного поведения или иных системных документах общекорпоративного уровня[17].
Информация о работе Управленческий учет в ООО «Монолит» в стратегических целях