Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических основ и методических рекомендаций по формированию системы управленческого учета и контроля затрат в торговых организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- исследованы теоретические проблемы управленческого учета в целом и влияние организационно-экономических особенностей торговли на его организацию;
- изучены формы и методы контроля затрат в торговле;
- проведён анализ современного информационного обеспечения управления затратами в торговле;
-дана организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия розничной торговли ОАО «Рыбинскхлебпродукт»;
-проанализированы особенности учета в ОАО «Рыбинскхлебпродукт».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ………………………..……………………….6
1.1. Современные подходы к понятию управленческого учета. Принципы и функции управленческого учета…………………………………......………….6
1.2. Необходимость управленческого учета в учетной системе торговой организации……………………………………………………………….…...…11
1.3. Основные компоненты системы управленческого учета в организации. Существующие модели организации учетных систем…………………...…...20
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЫБИНСКХЛЕБПРОДУКТ»….27
2.1. Характеристика деятельности торговой организации ОАО «Рыбинскхлебпродукт»………………………………………………….….…27
2.2. Особенности управленческого учета торгово-закупочной деятельности организации ОАО «Рыбинскхлебпродукт»……………………………….…29
2.3. Совершенствование организации управленческого учета в ОАО «Рыбинскхлебпродукт»……………………………………………….…….…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..40
Для целей управления учет расходов организуется по статьям затрат, перечень которых предприятие устанавливает самостоятельно.
2. Автономная система
широко используется на
Отражающие счета
Однако важнейшим фактором при создании системы управленческого учета признается ее экономическая эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает как от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решений, так и от оптимизации ее применения. Если руководство предприятия приняло решение о постановки управленческого учета, то поэтапную технологию внедрения лучше поручить финансовому директору, финансово-экономической службе или консалтинговой компании. Процедура внедрения учета очень трудоемкий и продолжительный процесс, в котором будут задействованы все структурные подразделения предприятия.
ОАО «Рыбинскхлебпродукт» - это открытое акционерное общество.. Оно является юридическим лицом с момента государственной регистрации и создано в соответствии с Уставом Акционерного общества, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом "Об акционерных обществах".
ОАО «Рыбинскхлебпродукт» находится по адресу :152900 Ярославская область, г. Рыбинск, Черемховская гавань,1
Согласно Уставу целью «Предприятия» является получение прибыли.
Для достижения указанной цели «Предприятие» осуществляет следующие виды деятельности:
Дополнительным видом деятельности ОАО «Рыбинскхлебпродукт» является торгово-закупочная деятельность, заключающаяся в обеспечении населения такими продуктами как мука высшего сорта, сахар, подсолнечное масло. Основными поставщиками такого товара являются ОАО «Мельник», ЗАО «Мельзавод № 2», ЗАО "Производственное предприятие "Сонола".
Так как бухгалтерский управленческий учет используется для внутренней отчетности и обычно содержит информацию по отдельным подразделениям, отчеты не обязательно должны составляться в соответствии с установленными нормами и правилами, и не предназначены для внешних пользователей.
Большинство управленческих решений, принимаемых руководством ОАО «Рыбинскхлебпродукт», основываются на анализе предыдущей деятельности и прогнозе результатов принятого решения.
Главная задача торгово-закупочной деятельности данного предприятия состоит в том, чтобы как можно выгоднее приобрести и продать ценности. Что касается отдельных подразделений, то ежемесячно отдел по закупкам предоставляет руководителю отчет о том, как изменились цены на рынке относительно данной области деятельности (насколько повысились цены или понизились на определенный товар, относительно прошлого месяца), планы по закупкам на текущий месяц (сколько отдел планирует закупить товаров, на какую сумму и у каких предприятий). На основании этих данных руководство принимает решение о том, по каким ценам следует продавать свой товар, чтобы не упал уровень продаж. Решается также вопрос о том, с какими партнерами следует продлить деловые отношения. Из этого следует, что руководство ставит перед отделом закупок задачу о своевременном предоставлении информации на рынке, для того чтобы вовремя сориентироваться в сложившейся ситуации и не потерять занимаемого статуса среди конкурентов.
Перед отделом продаж задача состоит в том, чтобы своевременно предоставлять информацию о том, как изменились продажи по сравнению с прошлым месяцем (увеличились или сократились).
Перед бухгалтерией ставится задача по контролю поступивших и произведенных операций. Бухгалтер, ведущий 60 счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками ОАО «Рыбинскхлебпродукт» должен предоставлять информацию о том, сколько должен своим партнерам.
2.2. Особенности управленческого учета торгово-закупочной деятельности организации ОАО «Рыбинскхлебпродукт»
Предприятие применяет интегрированную систему управленческого учета, а именно не использует специальные счета управленческого учета, а существует единая система счетов и бухгалтерских проводок.
Бухгалтером-аналитиком ведется управленческий учет торгово-закупочной деятельности предприятия в разрезе учета и контроля затрат на приобретение товара, а также формирования долгосрочных и оперативных бюджетов.
Учет торгово-закупочной деятельности и учет производства хлебобулочных изделий предприятия» ведется бухгалтерской службой раздельно. Поступающие в организацию мука, сахар и подсолнечное масло в качестве товара, направленные для последующей перепродажи населению, приходуются бухгалтером на счет 41.1 «Товары на складах», а в качестве сырья для производства хлеба и хлебобулочных изделий напрямую оформляется на счет 10.1 «Сырье и материалы».
ОАО «Рыбинсклебпродукт» реализует товары за наличный расчет. Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары и хлебобулочные изделия собственного производства. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает в кассу, ее размер определяется по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста (как разница между показаниями счетчиков на конец дня с показаниями счетчиков на начало дня). Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчётах.
На ОАО «Рыбинскхлебпродукт» для учета затрат торгово-закупочной деятельности используется счет 44 «Расходы на продажу». Предприятие списывает на этот счет брак товара, ТМЦ, заработную плату, списание основных средств и амортизации, связанных непосредственно с этим видом деятельности. Основанием для отнесения той или иной суммы затрат к коммерческим расходам являются такие первичные документы, как платежные поручения и выписки банка, акты приемки работ, накладные по исчислению заработной платы, счета-фактуры и накладные от поставщиков.
Управление материальными запасами (товар в данном случае) в своей первой фазе сопряжено с классификацией затрат, связанных с хранением ТМЦ. Затраты на поддержание запасов, т.е. связанные с владением запасами:
1. Коммерческие затраты:
а) Проценты;
б) Страхование;
в) Налоги на капитал, вложенный в запасы (налог на имущество).
2. Затраты на хранение:
а) Содержание складов;
б) Операции по перемещению запасов.
3. Затраты, связанные с риском потерь вследствие:
а) Устаревания;
б) Порчи;
в) Замедления темпов потребления данного продукта.
Затраты, связанные с дефицитом запасов, т.е. возникающие при отсутствии необходимых ТМЦ:
а) Расходы на связь;
б) Расходы на разъезды;
в) Оплата агента;
г) Дополнительные расходы, связанные с малыми размерами партий;
Группировка затрат по видам расходов включает в себя две классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Группировка по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости в целом и включает в себя 5 основных групп расходов:
Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены.
44 счет затрат в
ходе деятельности корреспондир
Дт 44–3 Кт 71–1 – отражается операция оплаты за счет подотчетных сумм стоимости оказанных услуг.
Дт 44 Кт 02 – отражается списание сумм амортизации основных средств.
Дт 44 Кт 10 – отражение фактической себестоимости материалов и тары, израсходованных при доставке товара.
Дт 44 Кт 70 – отражается начисленная заработная плата грузчикам.
Дт 44 Кт 69 – отчисления из заработной платы.
Дт 90 Кт 44 – отражена сумма коммерческих расходов по реализованным ТМЦ.
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов рекламные расходы учитываются на счете 44, нормативы на рекламу поставлены в зависимости от объема работ включая НДС. В учете делаются записи:
Дт 44 Кт 76/60 – затраты по рекламным услугам.
Дт 19 Кт 76/60 – учтен НДС по оказанным рекламным услугам.
Дт 90 Кт44 – рекламные расходы отнесены на себестоимость продукции.
На ОАО «Рыбинскхлебпродукт» 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» отнесены к группе финансово-результативных счетов. Сюда же входит и итоговый счет прибылей и убытков: 99 «Прибыли и убытки». Эти три бухгалтерских счета составляют единый блок взаимосвязанных счетов, информация которых используется для формирования показателей отчета о прибылях и убытках.
Счета 90 и 91 отнесены к составляющим. По их кредиту отражаются доходы, а по дебету – расходы. При превышении доходов над расходами разница списывается в виде прибыли на кредит счета 99, а при превышении расходов – в виде убытка на дебет счета 99. Для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж к счету 90 открываются субсчета: 90–1 «выручка от продаж»; 90–2 «Себестоимость продаж»;
В течение месяца по счету 90 составляют бухгалтерские проводки:
Дт 90–2 Кт 41 – на сумму проданных товаров по себестоимости;
Дт 62 Кт 90–1 – на сумму выручки от продажи по ценам реализации;
Дт 90–2 Кт 44 – на сумму коммерческих расходов.
По дебету счета 90 отражается полная (коммерческая) себестоимость реализованных товаров, а по кредиту – выручка от реализации. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эта сумма записывается заключительным оборотом отчетного месяца:
Дт 90–9 Кт 99 (в случае прибыли);
Дт 99 Кт 90–9 (в случае убытка).
До конца отчетного года никаких списаний по субсчетам счета 90 не делается. В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. По дебету и кредиту счета 90 отражается одно и то же количество проданных товаров, но в разной оценке: по дебету – по себестоимости, по кредиту – по ценам реализации.
В систему управленческого учета на предприятии ОАО «Рыбинскхлебпродукт» входит формирование бюджета продаж.
Бюджет продаж предприятия представляет собой сбалансированную систему планирования сбыта товара, которая включает в себя набор количественных и стоимостных показателей.
Бюджет продаж формируется в натуральном и стоимостном выражении на год с разбивкой по месяцам. Натуральные показатели объёмов продаж указываются с учетом сезонности, а цены на товары определяются с учетом инфляции. Первым шагом рассчитываются плановые натуральные объёмы продаж в разрезе отдельных видов товаров.
Информация о работе Управленческий учет в торговых организациях