Учетная политика организации и оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть, что влияет на выбор формы учетной политики организации, а так же процесс и принципы формирования учетной политики.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить сущность учетной политики. Во-вторых, рассмотреть существующие формы и организации бухгалтерского учета, способы ведения бухгалтерского учета и то, как эти формы и способы применяются в бюджетной организации, школе №5 города Саяногорска.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Теоретические основы учетной политики организаций……………...4
1.1 Понятие, процесс и принципы формирования учетной политики….4
1.2 Задачи учетной политики на предприятии. Выбор формы и организации бухгалтерского учета ……………………………………………...9
Глава 2. Учетная политика бюджетной организации на примере МОУ средняя школа №5 г. Саяногорска…………………………………………..….15
2.1 Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях……………………………………………………………………..15
2.2 Постановка бухгалтерского учета в школе № 5 города Саяногорска. Главные проблемы и пути решения……………………………………………20
2.3 Эффективность действующей учетной политики средней школы №5 г. Саяногорска……………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список литературы…………………..…………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Принятая предприятием исходя из рассмотренных допущений и требований учетная политика обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета на предприятии. Она охватывает все аспекты учетного процесса на предприятии - методический, технический и организационный.[6]

Методический аспект показывает, какие способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации и т. п. используются на предприятии. Технический аспект показывает, как реализуются эти способы в учетных регистрах. Организационный аспект показывает, как реализуются эти способы при построении бухгалтерской службы.

 

1.2  Задачи учетной политики на предприятии. Выбор формы и организации бухгалтерского учета

 

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, на разных предприятиях будет различной. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, порядка отражения хозяйственных операций и т.д. представляет собой степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008.[7] Если положениями не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии - выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых принципах. Это означает:

- применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой;

- в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами; например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты.

При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее - методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений.

В начале каждого года предприятие разрабатывает учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования.

Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, т. е. государственной регистрации. При этом руководитель предприятия издает приказ об учетной политике, в котором отражается выбранная предприятием методология ведения учета, соответствующая задачам и профилю предприятия.[8]

Как сказано в ПБУ 1/2008 «Учетная политика предприятия», существенными способами ведения бухгалтерского учета принятыми при формировании учетной политики, являются:[9]

- способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и других активов, т. е. порядок начисления амортизации;

- метод оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

- методика учета прибыли от реализации продукции.

              Федеральный закон о бухгалтерском учете[10] определяет основные элементы учетной политики, поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе:

1.              Рабочий план счетов является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связан с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетом применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета.

2.              Порядок проведения инвентаризации. Нормативным актом по данному вопросу являются методические указания по инвентаризации имущества и финансовых результатов, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Альтернативные способы:

    - определение сроков проведения инвентаризаций и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ);

    -   перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

3.              Правила документооборота. Правила документооборота регулируются графиком документооборота, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых структурными подразделениями или конкретными работниками-исполнителями с отражением взаимосвязи и сроков формирования и исполнения документов.

Первичные документы могут составляться на бумажных носителях, машиночитаемых носителях информации.

4.              Технология обработки информации. Бухгалтерский учет на предприятии может вестись: ручным способом; ручным способом с частичным применением средств автоматизации; автоматизированным способом.

5.              Формы бухгалтерского учета могут использоваться следующие: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная .

6.              Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.).

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.[11]

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.[12]

Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.[13]

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений предусмотренных ПБУ 1/2008, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.[14]

В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/2008, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.[15]

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

 

 

 

 

Глава 2. Учетная политика бюджетной организации на примере МОУ средняя школа №5 г. Саяногорска

 

 

2.1   Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях

 

ПБУ 1/2008 в бюджетных учреждениях не применяется. Тем не менее, понятие "учетная политика" закреплено в Законе о бухгалтерском учете и каких-либо исключений для бюджетных учреждений не делает.

Для учреждений, ведущих предпринимательскую деятельность (и, следовательно, являющихся плательщиками НДС и налога на прибыль в размерах и порядке, установленных для коммерческих организаций), разработка и утверждение учетной политики, является, по существу, обязательной. По меньшей мере, налоговые органы требуют, чтобы такой документ был разработан.

Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, предусматривает: план счетов бухгалтерского учета в учреждениях; мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета.

При разработке учетной политики учитываются два аспекта - методический и организационный. Тот факт, что учетная политика бюджетных учреждений изложена в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, еще не означает, что руководители учреждений не имеют права выбора между различными вариантами отражения в учете отдельных операций.

Существуют основные методические аспекты, которые отражаются в учетной политике коммерческих организаций и которые, при определенных условиях могут быть отражены в учетной политике бюджетных учреждений.

1. Порядок начисления амортизации объектов основных средств. По общему правилу амортизация по объектам, приобретенным за счет бюджетных средств, не начисляется. С введением в действие ПБУ 6/01 и главы 25 НК РФ бюджетные организации при осуществлении предпринимательской деятельности имеют право начислять амортизацию на объекты основных средств, используемые при осуществлении такой деятельности.

Следовательно, при формировании учетной политики такие учреждения должны определить и раскрыть способы начисления амортизационных отчислений - отдельно для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Если учреждение использует основные средства в нескольких видах деятельности - основной и предпринимательской - в учетной политике учреждения должен быть определен порядок распределения суммы начисленного износа (собственно износ и сумма амортизации применяемые для целей налогообложения).

2. Порядок начисления амортизации объектов нематериальных активов. После введения в действие Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях на объекты нематериальных активов не начисляется не только амортизация, но и износ (который ранее, когда нематериальные активы числились на субсчете 019, начислялся).

3. Разделение средств труда на основные средства и малоценные предметы. Руководители коммерческих организаций имеют право устанавливать лимит ниже предусмотренного Положением по ведению бухгалтерского учета (100 МРОТ). Для всех бюджетных учреждений существует единый лимит отнесения активов к основным средствам (50 МРОТ), который не может быть уменьшен. Руководителю бюджетного учреждения не предоставлено право устанавливать меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте. Это, в частности, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

4. Порядок учета процесса заготовления и приобретения материально-производственных запасов. В бюджетных учреждениях фактическая стоимость материальных запасов формируется непосредственно на счетах их учета - специальных субсчетов для учета отклонений фактической стоимости поступающих материалов от их учетных цен в бюджетных учреждениях не предусмотрено. Однако, в том случае, когда некоторые виды расходов (например, транспортно-заготовительные) относятся к нескольким видам приобретаемых материально-производственных запасов, целесообразно раскрыть в учетной политике методику распределения этих расходов между отдельными видами запасов.

5. Оценка материальных запасов и готовой продукции. Существует только один метод - по фактической себестоимости. В отношении готовой продукции исключение сделано только для сельскохозяйственной продукции, которая в течение года оценивается по плановой себестоимости, которая уточняется в конце года. В бюджетных учреждениях не применяются такие методы оценки материальных запасов, как ЛИФО и ФИФО. Поэтому списание материалов и продуктов питания может производиться по ценам их приобретения или средним ценам, если аналогичные материалы или продукты питания приобретались по разным ценам. Списание материалов и продуктов питания производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами расходов на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения (ф.ф.299, 397, 410, 431, 3, 3-спец., 4, 4-с, 4-п, 6-спец. или акта о списании материальных запасов ф.230). Следовательно, по данному элементу учетной политики должны быть разработаны и утверждены нормы расходов материально-производственных запасов, а также определен график документооборота в части представления документов, являющихся основанием для списания запасов и включения затрат в себестоимость готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Информация о работе Учетная политика организации и оценка ее эффективности