Учетная политика организации и оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть, что влияет на выбор формы учетной политики организации, а так же процесс и принципы формирования учетной политики.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить сущность учетной политики. Во-вторых, рассмотреть существующие формы и организации бухгалтерского учета, способы ведения бухгалтерского учета и то, как эти формы и способы применяются в бюджетной организации, школе №5 города Саяногорска.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Теоретические основы учетной политики организаций……………...4
1.1 Понятие, процесс и принципы формирования учетной политики….4
1.2 Задачи учетной политики на предприятии. Выбор формы и организации бухгалтерского учета ……………………………………………...9
Глава 2. Учетная политика бюджетной организации на примере МОУ средняя школа №5 г. Саяногорска…………………………………………..….15
2.1 Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях……………………………………………………………………..15
2.2 Постановка бухгалтерского учета в школе № 5 города Саяногорска. Главные проблемы и пути решения……………………………………………20
2.3 Эффективность действующей учетной политики средней школы №5 г. Саяногорска……………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список литературы…………………..…………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим далее пример отражения амортизации в бухгалтерском учете:

Приобретено оборудование (принтеры) стоимостью 10 620 руб. (в том числе НДС - 1620 руб.). Оборудование не требует монтажа и введено в эксплуатацию.  Срок службы оборудования составляет 2 года.

Ежегодная норма амортизации - 50 процентов (100% : 2 года). Ежегодная сумма амортизации - 5310 руб. (10 620 руб. х 0,5), ежемесячная сумма амортизации - 442,5 руб. (5310 руб. : 12 мес.). Каждый месяц бухгалтер школы будет делать следующую проводку (Таблица 2):

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Порядок отражения операций, осуществляемых при начислении амортизации оборудования

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Начисление амортизации

1 401 01 271

"Расходы на амортизацию основных  средств  и нематериальных

активов"

 

1 104 04 410

"Уменьшение   стоимости  машин  и

оборудования за счет амортизации"

 

442,5 руб

 

При отражении амортизации по основным средствам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности, следует помнить, что в большинстве случаев в первоначальную стоимость основного средства не включается НДС.

Расходы бюджетного учреждения по предпринимательской деятельности отражаются на счете 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Поэтому сумма начисленной амортизации по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, также относится на этот счет.

Объекты НМА отражают в бюджетном учете и отчетности по балансовой стоимости, т.е. по стоимости фактических вложений на их приобретение (изготовление).

Начисление амортизации производят линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости НМА, исчисленной из срока полезного использования. Амортизацию начисляют ежемесячно по 1/12 годовой суммы.

К материальным запасам относят: предметы, используемые в деятельности школы в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости; предметы, используемые в деятельности школы в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ; готовую продукцию.

Материальные запасы в учете и отчетности отражают по фактической стоимости, включая расходы на их приобретение.

Списание производят по фактической стоимости каждой единицы. Списание, использованных при ремонте основных средств, производят по Акту о списании материальных запасов (форма по ОКУД 0504230), при этом в графе «Направление расхода» указывают причину списания. Например, при списании жесткого диска, установленного при ремонте в компьютер Intel Celeron 2667MHz /256Mb /80Gb /Video /Sound /Lan /ATX 300W (инвентарный № 1234567891011), указывают «Установлен при ремонте в компьютер (инвентарный № 1234567891011) взамен пришедшего в негодность жесткого диска».

Школа сдает в аренду муниципальное имущество, находящееся на ее балансе, закрепленное за ней на праве оперативного управления (статьи 296, 298 и гл. 34 (параграфы 1 и 4) ГК РФ). Средства, полученные школой в качестве арендной платы зачисляются на лицевой счет ОФК как дополнительный источник финансирования федерального бюджета и используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в школе.

Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

В учетную политику школы, как и любого другого бюджетного учреждения необходимо вносить изменения и дополнения. Делается это в следующих случаях:

1)  изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование налогового и бухгалтерского учета;

2)  разработки новых способов ведения бухгалтерского и налогового учета;

3) существенного изменения условий деятельности школы;

4) изменения состава и полномочий должностных лиц, права и обязанности которых устанавливает настоящий приказ;

5) необходимости детализации отдельных пунктов приказа для совершенствования управленческого учета в школе без снижения степени достоверности информации.

              Рассмотрим несколько наиболее значительных проблем в учетной политике школы №5:

              Основная деятельность МОУ школы №5 – образовательная (реализация государственного стандарта и выбранных школой образовательных программ), она финансируется из регионального бюджета. Местный, городской бюджет покрывает коммунальные расходы. Основная проблема состоит в следующем: по плану бюджета ежегодно региональный бюджет выделяет определенную сумму средств для данного учреждения, сумма полученная по факту зачастую составляет 1/3 от запланированной. Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, школа пытается использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. Следует учитывать, что далеко не все безвозмездные поступления бюджетных учреждений не подлежат обложению налогом на прибыль. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы, относятся лишь те виды поступлений, которые указаны в ст. 251 НК РФ. В частности, не облагаются налогом на прибыль на основании пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ доходы, полученные в виде целевых поступлений из бюджета, целевые поступления, средства, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц,
поступления в виде пожертвования, средства, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Проблема в том, что бывает непонятно, как указать в документах эти поступления. Ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37 указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе», может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно п. 9 ст. 3 указанного закона, если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результате спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем. В случае использования формулировки «спонсорская помощь», весьма вероятно, придется отстаивать свою точку зрения в суде. А. Вифлеемский, кандидат экономических наук, директор Нижегородского центра экономики образования, рекомендует использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».

Еще одна проблема. Не так давно школа, «ущемленная» в финансировании со стороны бюджета имела право в случае необходимости (например, замена ламп освещения в учебных классах) для продолжения учебной деятельности, использовать средства, полученные из дополнительных источников доходов. Это рассматривалось налоговой как реинвестирование. Теперь в такой ситуации не выгодно использовать данные средства, гл.25 НК РФ называет это теперь необоснованными расходами. Теперь такое использование средств облагается налогом на прибыль. Ситуация зашла в тупик. Образовательная деятельность  данного учреждения является заказом правительства, которое в свою очередь не в состоянии профинансировать ее должным образом. На мой взгляд, это главная проблема на сегодняшний день.

Еще одна проблема – это сдача в аренду помещений.  Налоговый орган трактует эту деятельность как предпринимательскую, требуя уплаты налогов. Школа №5 не так давно столкнулась с этой проблемой. МОУ СШ № 5 г. Саяногорска заключало  договора  аренды сдачи  муниципального имущества на  основании  требований  нормативных  актов, а  именно : решении Саяногорского городского  Совета  Депутатов №166 от  17.05.2000г., № 27 от  14.04.2004г., предписания  комитета    по  управлению  имуществом от 04.02.2003г  по итогам  проверки  КРУ МФ РФ в РХ)

По  условиям  договоров по  утвержденной  (ДАГН) форме,  арендная   плата  100%  перечислялась арендаторами  на счет  БФУ  администрации  г. Саяногорска  в  доход  местного  бюджета, а  затем  предоставлялась  из  бюджета  города  в  форме  ассигнований  на  содержание  школы. НДС  перечислялся  в  бюджет   арендаторами  самостоятельно. Выручка  от сдачи  имущества  в  аренду  в  период  2003 – 2005г.  в кассу  и  на  расчетные  счета  школы  не  поступала (справка,  акты проверок БФУ). Согласно  п.1.5 Устава МОУ СШ №5  учредителем  является  администрация  муниципального  образования г. Саяногорска.

В соответствии  со  ст.52 Устава  муниципального  образования г.Саяногорск, правовые  акты Саяногорского  городского  Совета  депутатов, изданные  в  пределах  его  компетенции, обязательны  для  исполнения  всеми  организациями, расположенными  на  территории  муниципального  образования  г.Саяногорск, и не  нуждаются  в  утверждении  какими  либо  органами Государственной   власти.

В связи с  тем, что  муниципальное  учреждение (арендодатель)  сдает  имущество (нежилые  помещения), находящиеся  в  муниципальной  собственности  в  аренду  и  арендная  плата  согласно  договора  аренды  нежилых  помещений  арендатором  перечисляется  непосредственно  в  бюджет г. Саяногорска,  доходов  в  виде  арендной  платы  у  арендодателя  не  возникает. Налоговый орган при проверке ссылается на пример договора аренды, который предоставляется школе городским управлением.

Договор должен быть трехсторонний (МО г.Саяногорск, МОУ школа №5, арендатор). Если этот порядок не соблюден, то налоговый орган в праве признать деятельность на основе двустороннего договора предпринимательской и обложить ее налогом (НДС, налог на прибыль).

Чтобы усовершенствовать организацию бухгалтерского учета, следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого надо упорядочить, унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований автоматизированной обработки на ЭВМ. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средством автоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить с машинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления. Сокращение затрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение, обработку и передачу информации в условиях автоматизации достигается благодаря широкому применению новейших технических средств непосредственно в процессе совершенствования хозяйственных операций. Созданные средства вычислительной техники и разработанные специальные методики регистрации первичной информации позволяют осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного документа. Использование для автоматизации учетных работ ЭВМ обусловило необходимость внедрения автоматизированной формы учета, отвечающей эксплуатационным возможностям современной вычислительной техники и учитывающей новую технологию. Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.
          Задачи и функции бухгалтерского учета будут успешно выполнены только при наличии высококвалифицированных кадров.
         Главная задача в этой области заключается в привидении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с требованиями рыночной экономики, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики.

Реформирование бюджетного учета позволит:

1. использовать метод начисления – принцип, который объединяет бюджетный учет с хозяйственным; 2. интегрировать план счетов бюджетных учреждений с бюджетной классификацией – принцип, который отличает бюджетный учет от хозяйственного; 3. объединить бухгалтерский учет исполнения бюджета и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Новая система бюджетного процесса должна повысить прозрачность и эффективность учетной политики. Для этого с 2005 года введены: новая редакция Бюджетного кодекса РФ; новая система бюджетного учета; новая система КБК.

Информация о работе Учетная политика организации и оценка ее эффективности