Учетная политика предприятия: принципы ее формирования и раскрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
Изучить процесс формирования и раскрытия учетной политики предприятия, а так же проблемы ее совершенствования.
При этом в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть требования и способы бухгалтерского учета, предъявляемые к учетной политике;
изучить формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета;
рассмотреть основания внесения изменений в учетную политику, а так же факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………………………………………....3

1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………....5
1.1. Принципы и требования, предъявляемые к учетной политике…………..…5
1.2. Формирование учетной политики для целей
бухгалтерского и налогового учета…………………………………………...7
1.2.1. Обоснование формирования
учетной политики…………………………………………………...…..7
1.2.2. Формирование учетной политики
для целей бухгалтерского учета…………………………………..…10
1.2.3.Формирование учетной политики
для целей налогообложения…………………………………………..12
1.3. Основания внесения изменений в учетную политику……………………..13
2. РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА…………………………………16
2.1. Организационно-технический раздел
учетной политики предприятия……………………………………………..16
2.2. Методический раздел учетной политики предприятия……………………18
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………..29
3.1. Совершенствование учетной политики для целей бухгалтерского учета
и для целей налогообложения…………………………………………………..29
3.2. Сближение учетной политики по РСБУ с МСФО……………………….…….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая УП.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

      Торговым организациям п. 13 ПБУ 5/01 предоставлена возможность выбора одного из вариантов учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), которые также относятся к материально-производственным запасам исходя из п. 2 ПБУ 5/01. Такие расходы можно учитывать в себестоимости приобретения товаров и погашать по мере их реализации. ТЗР можно учитывать отдельно в составе расходов на продажу. Тогда:

   1) можно рассчитывать сумму транспортно-заготовительных расходов, приходящихся на остаток товаров на конец отчетного периода;

   2) можно списать всю сумму ТЗР в том отчетном периоде, к которому они относятся. Все коммерческие расходы могут полностью включаться в себестоимость проданных товаров.

      Выбранный торговой организацией способ учета ТЗР необходимо закрепить в учетной политике.

      Если торговая фирма будет учитывать такие расходы в себестоимости товаров или будет распределять их на остаток товаров, то прибыль отчетного периода по данным бухгалтерского учета будет несколько выше, чем в том случае, когда организация полностью списывает транспортно-заготовительные расходы в отчетном периоде.

      В бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие затраты:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и их утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);
  • плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
  • плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным договорам9.

  Розничные торговые организации могут учитывать товары двумя способами:

    • по покупным ценам - на счете 41 "Товары";
    • по продажным ценам, разница между покупной и продажной стоимостью отражается на счете 42 "Торговая наценка".

      Если организация стремится свести различия между бухгалтерским и налоговым учетом к минимуму, то ей следует учитывать товары по покупной стоимости.

  1. Отражение в учетной политике образования резервов на предприятии

      Для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения организация в бухгалтерском учете формирует резервы.

      При наступлении определенных событий, создание резерва обязательно - об их формировании в учетной политике не упоминается. Это такие резервы, как:

    • резерв под снижение стоимости материальных ценностей;
    • резерв под обесценение финансовых вложений10;
    • резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности11.

    Организация может сама  создавать резервы, такие резервы  указываются в ее учетной политике. Коммерческие организации вправе создавать резервы:

    • по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;
    • предстоящих расходов на оплату отпусков;
    • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;
    • на ремонт основных средств;
    • на предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
    • на затраты по подготовительным работам к сезонному производству;
    • на покрытие непредвиденных затрат;
    • резервы сомнительных долгов.

    При создании резервов увеличивается себестоимость (уменьшается финансовый результат) как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

  1. Признание доходов организации

     Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

    • доходы от обычных видов деятельности;
    • прочие доходы и чрезвычайные доходы12.

     Один и тот же вид дохода в зависимости от специфики организации может относиться как к доходам от обычных видов деятельности, так и к прочим доходам.  В учетной политике организации необходимо прописать, какие из ее доходов относятся к основным, а какие - к прочим (либо критерии, по которым тот или иной вид дохода будет классифицироваться в бухгалтерском учете).

     Организации могут признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления:

    • по мере готовности работы, услуги, продукции;
    • по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

     В строительной деятельности подрядчик может использовать два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения дохода:

1) доход может определяться по  мере выполнения отдельных работ  по конструктивным элементам  или этапам. При этом затраты, приходящиеся на выполненные работы, определяются прямым методом и (или) расчетным путем;

2) доход может определяться после  завершения всех работ на объекте  строительства13.

      Подрядчик имеет право использовать при определении финансового результата от реализации подрядных работ одновременно два указанных метода при учете работ, выполняемых по различным договорам на строительство.

    Организации могут признавать в бухгалтерском учете выручку от реализации строительных работ исходя из процента технической готовности работы за отчетный период независимо от факта приемки работ заказчиком, если готовность работы и приходящиеся на нее затраты можно надежно оценить.

  1. Оценка незавершенного производства (НЗП)

      Продукция или работы, не прошедшие всех стадий, фаз или переделов, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству. Организации имеют право выбора оценки незавершенного производства в зависимости от производственных или технологических особенностей:

    • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
    • по прямым статьям затрат;
    • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

     При единичном производстве продукции НЗП отражается в балансе по фактически произведенным затратам. Организация может применять в целях налогового учета тот же самый порядок оценки НЗП, что и в бухгалтерском учете.

  1. Отражение косвенных расходов, расходов на НИОКР и расходов будущих периодов

     В части учета и распределения косвенных расходов учетная политика должна раскрывать следующие моменты:

  • учет и распределение расходов вспомогательных производств;
  • учет и распределение расходов обслуживающих производств и хозяйств;
  • учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

     Выбранный способ распределения должен соответствовать существующим в организации технологическим процессам, а также быть простым и нетрудоемким.

     В учетной политике  закрепляется способ распределения  косвенных расходов:

  • пропорционально заработной плате основного производственного персонала;
  • пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство;
  • пропорционально количеству отработанных машино-часов,
  • пропорционально объему выпущенной продукции и т.д.

и способ списания общехозяйственных расходов:

    • на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
    • на счет 90 «Продажи».

      В отношении НИОКР, которые дали положительный результат, бухгалтер вправе выбрать способ и срок списания расходов на них. Срок списания расходов по НИОКР определяется организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов от этих работ, но не может превышать пяти лет14.

    Способов списания расходов по каждой выполненной НИОКР два:

    • линейный способ;
    • способ списания расходов пропорционально объему продукции, работ или услуг.

Свой выбор организация должна закрепить в учетной политике.

     В НК РФ установлено, что НИОКР, как давшие, так и не давшие положительного результата, списываются на расходы в целях исчисления налога на прибыль равномерно в течение одного года. Для сближения ведения бухгалтерского и налогового учета, оптимальным выбором является установление в учетной политике для целей бухгалтерского учета линейного способа списания расходов на НИОКР в течение года.

     Порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно. Может использоваться:

    • равномерное списание в течение периода, к которому они относятся;
    • списание расходов пропорционально объему продукции.

     Организация может самостоятельно разработать собственный экономически обоснованный алгоритм списания расходов, закрепив его в учетной политике.

  1. Оценка финансовых вложений

     Организация может иметь финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость. Для таких активов на основании п. 26 ПБУ 19/02 бухгалтер должен выбрать способ их оценки:

    • по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
    • по средней первоначальной стоимости;
    • по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
  1. Учет кредитов и займов

    Согласно  п. 32 ПБУ 15/01, в учетной политике по вопросу имеющихся в организации кредитов и займов должны быть раскрыты следующие данные:

    • о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;
    • о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;
    • о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;
    • о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

    К дополнительным расходам, на получение займов или кредитов, относятся затраты на консультационные и юридические услуги, на проведение экспертизы, на услуги связи и т.п15.  В целях бухгалтерского учета списать эти расходы можно двумя методами (п. 20 ПБУ 15/01):

    • в полной сумме в том отчетном периоде, когда они были произведены;
    • предварительно учесть их как дебиторскую задолженность и в последствии отнести их в состав прочих расходов в течение срока погашения полученного займа или кредита.

2.3.Раскрытие учетной политики для целей налогообложения

        Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

     В большинстве случаев налоговая учетная политика организации состоит из двух разделов:

  1. Общие вопросы, связанные с налогообложением: устанавливается порядок организации налогового учета, отражаются вопросы взаимодействия с обособленными подразделениями организации.
  2. Отражаются варианты формирования налоговой базы по конкретным налогам, которые позволяет выбрать действующее законодательство:
    • по НДС;
    • по налогу на прибыль организаций;
    • по налогу на добычу полезных ископаемых;
    • по акцизам;
    • для налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Информация о работе Учетная политика предприятия: принципы ее формирования и раскрытия