Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:20, курсовая работа
Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. В качестве основных фондов выступают средства труда и материальные условия процесса труда.
Средства труда – это станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
ВВЕДЕНИЕ
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
1. ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТ.
1.1. Классификация
1.2. Оценка основных средств.
1.3. Формы первичных документов по учету основных средств.
1.4. Аналитический (инвентарный) учет основных средств.
2. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Линейный метод.
2.2. Производственный метод.
2.3. Кумулятивный метод.
2.4. Метод уменьшающегося остатка.
3. НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Перечень работ, относящихся к тому или иному виду ремонта, регулируется отраслевыми положениями о планово-предупредительном ремонте (ППР).
Организация должна просчитать исходя из своих финансовых возможностей, всегда ли целесообразно проводить ремонтные работы, особенно в крупных объемах, или же более выгоден другой вариант — переход на метод ускоренной амортизации по активной части основных средств с созданием основы для более быстрого их обновления, что представляет серьезный аргумент в условиях конкуренции. Вопрос, конечно, не сводится к полному исключению проведения отдельных видов ремонта, а состоит прежде всего в оценке их экономической целесообразности.
Для достижения этой цели важно проводить периодические технические осмотры по соответствующим объектам. Результаты таких осмотров должны оформляться комиссией актом технического осмотра конкретного объекта (зданий, сооружений и т. п.) или в виде дефектной ведомости (по машинам, оборудованию и т. п.). На основании этих первичных документов составляется план проведения ремонтных работ в рамках системы планово-предупредительного ремонта. Они же являются основным источником оценки стоимости предстоящих расходов на проведение ремонта и составление сметы затрат по отдельным объектам.
Ремонт может выполняться хозяйственным или подрядным способом. При осуществлении капитального ремонта хозяйственным способом в соответствии с приказом руководителя определяются исполнители, сроки начала и окончания работ. Экономическая служба на основании дефектной ведомости, составленной службой главного механика с указанием перечня заменяемых деталей, узлов и пр., производит расчет предполагаемых объемов в стоимостном выражении.
Дефектная ведомость составляется в трех экземплярах: один остается в службе главного механика для оперативного контроля за ходом выполнения ремонтных работ, второй передается цеху-исполнителю для непосредственного исполнения, третий — в бухгалтерию для контроля за обоснованностью списания отдельных расходов на конкретный объект с целью исчисления фактической себестоимости проводимого ремонта. Организация определяет учетную политику по формированию текущих издержек, включаемых в себестоимость конкретных объектов, подлежащих ремонту. При этом возможны четыре варианта.
Первый вариант предусматривает включение фактических затрат по проведению ремонта соответствующего объекта, независимо от его сложности и объема работ, сразу в издержки производства ремонтного цеха:
Дебет счета 23 «Вспомогательные производствам.
Кредит счетов 10 «Материалы»;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.
При наличии обоснованных и документально подтвержденных расходов на ремонт объектов, ранее списанных на счета производственных затрат, поскольку их стоимость не превышала 10 000 руб. за единицу, такие расходы признаются в учете расходами по обычным видам деятельности. Если ремонт осуществляется подрядными способом:
Дебет счетов 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы и др. счета затрат»,
19 «Налог на добавленную стоимость».
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Целесообразность данного варианта в том, что прямое включение затрат на отдельные виды ремонта в состав производственных издержек не приводит к резкому удорожанию продукции (работ, услуг). Поэтому его применяют те организации, где объем ремонтных работ незначителен.
Второй вариант в тех случаях, где возникает необходимость в проведении больших объемов такого рода работ, причем единовременного характера (аварии и т. п.), логично затраты, связанные с ними, предварительно отражать в текущем учете по дебету активного счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т. п. Это исключит рост себестоимости выпускаемой продукции или оказанных услуг, характерный при единовременном их списании. В дальнейшем указанные суммы включаются ежемесячно в счета текущих издержек равными суммами в течение срока, определенного учетной политикой, но в любом случае не свыше двух лет:
Дебет счетов 20 «Основное производство»;
25 «Общепроизводственные расходы» и др.
Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов».
Третий вариант применим для проведения крупных плановых ремонтов, что характерно для отраслей тяжелой индустрии, а также предприятий с сезонным циклом производства. Это требует предварительного создания необходимых финансовых ресурсов. Поэтому организация делает расчет нормативов отчислений на формирование ремонтного фонда, учитывая их предполагаемую смету затрат на осуществление такого объема работ. Причем такая методика применяется независимо от того, хозяйственным или подрядным способом осуществляются такие работы. В учете ежемесячно, независимо от фактического выполнения ремонтных работ, производятся отчисления в ремонтный фонд с включением по установленному нормативу в состав расходов сумм на управление производством и обслуживание:
Дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы»;
26 «Общехозяйственные расходы».
Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов»:
субсчет «Ремонтный фонд».
Запись делается в ведомостях № 12 и 15 с последующим списанием в журнал-ордер № 10/1.
Если работы ведутся силами самой организации, то при наличии ремонтного фонда фактические затраты учитываются в разрезе ремонтных цехов по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в журнале-ордере № 10/1, а в условиях автоматизированного учета — в соответствующих машинограммах, в корреспонденции с кредитом следующих счетов: 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.
В соответствии со статьей 260 (п.1) НК РФ указанные расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы по тому отчетному (налоговому) периоду, в котором они были произведены, в разрезе фактических затарат. Другими словами, данная норма не выходит за рамки одного из базовых принципов бухгалтерского учета — принципа соответствия.
Независимо от отраслевой принадлежности все организации фактические затраты на ремонт основных средств (при условии, что они не создают резервы под предстоящие ремонты основных средств) списывают на издержки производства (обращения).
Право на создание резерва организация приобретает для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств. При этом предельная сумма резерва не должна превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившихся за последние три года.
С 1 января 2006г. вычет предъявленных сумм НДС независимо от их уплаты производится при наличии первичных документов и счетов-фактур, а так же после принятия на учет материалов, запасных частей, работ, услуг.
При проведении особо сложных видов ремонта в течение более одного налогового периода организация в таком случае вправе увеличить предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на финансирование ремонта конкретного объекта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графика планово-предупредительного ремонта. Единственным ограничением, не позволяющим организации воспользоваться этим, является проведение его в предыдущих налоговых периодах таких либо аналогичных по сложности ремонтов.
Рассмотренный порядок признания расходов на ремонт основных средств в составе прочих расходов распространяется и в отношении расходов арендатора по ремонту амортизируемых объектов, если договором (соглашением) между ним и арендодателем возмещение указанных расходов арендодатель не должен осуществлять.
По окончании ремонта работник структурного подразделения организации, уполномоченный на приемку объекта, и представитель ремонтного цеха подписывают акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3). Акт выписывается в одном экземпляре, утверждается руководителем или лицом, на то уполномоченным, и сдается в бухгалтерию организации, где подписывается главным бухгалтером. На основании акта бухгалтер списывает фактические затраты на счет ранее созданного ремонтного фонда:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»:
субсчет «Ремонтный фонд».
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства».
При осуществлении ремонтных работ подрядным способом смета затрат может быть ценой расчета за выполненный объем работ.
Если работы выполняются с использованием материалов заказчика, то по их окончании подрядчик обязан представить последнему отчет об изготовлении материала, а также возвратить его остаток. Наконец, с согласия заказчика возможен вариант, по которому можно уменьшить цену работы с учетом стоимости остающихся у подрядчика неиспользованных материалов.
В учете заказчика на основании счета-фактуры и приложенного к нему акта (ф. № ОС-3) об объеме выполненных работ подрядной организацией в журнале-ордере № 6 на договорную стоимость составляется бухгалтерская проводка:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»:
субсчет «Ремонтный фонд».
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Акт в данном случае составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, а второй передается подрядчику. Одновременно в инвентарной карточке объекта, по которому закончен ремонт, делается отметка с указанием даты, номера акта и суммы, Ремонтно-строительные работы, выполненные подрядной организацией, принимаются к учету заказчиком на основании первичных документов по учету работ. В частности, сведения о выполненных подрядчиком работах содержатся в справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3). Данный документ составляется подрядчиком на основании акта о приемке выполненных работ (ф. № КС-2).
Все условия проведения указанных работ подрядной организацией должны быть оговорены с заказчиком.
Перед составлением годового отчета проводится инвентаризация обоснованности сумм по счету 96 «Резервы предстоящих расходов»: субсчет «Ремонтный фонд».
В том случае, если сумма ремонтного фонда по окончании ремонта не использована полностью, она снимается («сторнируется») с текущих издержек. В обратном случае производится доначисление. Однако если сумма разницы между фактическими затратами и суммами, списанными на уменьшение ремонтного фонда, значительна, то целесообразно предварительно включить ее в состав расходов будущих периодов:
Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов».
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства»
или 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В дальнейшем, по мере накопления ремонтного фонда, указанные суммы подлежат списанию:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»:
субсчет «Ремонтный фонд».
Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов».
Если ремонтный фонд не создается, то фактические расходы отражаются на счетах учета затрат в зависимости от места эксплуатации ремонтируемого объекта и характера расходов на всю сумму расходов, подтвержденных актом об окончании таких работ:
Дебет счетов 20 «Основное производство»;
23 «Вспомогательные производства»;
«Общепроизводственные расходы»;
«Общехозяйственные расходы» и др. Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
субсчет «По акцептованным платежным документам».
На сумму НДС по выполненным работам:
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если заказчик ранее перечислял подрядной организации аванс под предстоящий объем работ, то после их окончания сумма аванса направляется в уменьшение задолженности по выполненным работам:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
субсчет «Расчеты по авансам выданным».
Соответственно с указанной суммы аванса к зачету подлежит сумма НДС:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Оставшаяся сумма обязательств погашается с расчетного счета заказчика:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
субсчет «По акцептованным платежным документам».
Кредит счета 51 «Расчетные счета».
После чего принимается к зачету оставшаяся сумма НДС записью, аналогичной приведенной выше.
Возможен и четвертый вариант — создание резерва на проведение ремонта. В организации его учета есть много общего с созданием и использованием ремонтного фонда, но есть и определенные различия:
суммы резерва создаются только на отчетный год в пределах утвержденной сметы на проведение отдельных видов ремонта основных средств;
суммы резерва, не использованные до конца года, заключительными проводками декабря направляются на увеличение налогооблагаемой прибыли:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»:
субсчет «Резерв на проведение ремонта».
Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».