Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:58, курсовая работа
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета готовой продукции и товаров заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения. Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………......3
1. Понятие готовой продукции и товаров, их оценка…………………….……....4
1.1 Понятие готовой продукции, задачи учёта готовой продукции………….....4
1.2 Виды готовой продукции………………………………………………......…..5
1.3 Оценка готовой продукции………………………………..…………….….….6
1.4 Виды товаров и их оценка…………………………………………………..….9
2. Учёт готовой продукции и товаров…………………………………………….11
2.1. Аналитический учет продукции и товаров…………………………………..11
2.2. Синтетический учет готовой продукции и товаров…………………………14
3. Инвентаризация готовой продукции и товаров………………………………..15
4. Исходные данные предприятия «Башгипроводхоз»………………….……….16
5. Анализ финансового состояния предприятия «Башгипроводхоз»….………..22
5.1. Общий анализ структуры баланса…………………………………...………22
5.2. Общий анализ отчета о прибылях и убытках……………………….……….28
5.3. Анализ ликвидности предприятия «Башгипроводхоз»……………....……..30
5.4. Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………...……..34
5.5. Анализ рентабельности используемого капитала……………………...……39
5.6. Анализ оборачиваемости…………………………………………………..….41
5.7. Анализ прибыльности текущей деятельности……………………….............44
6. Выводы и рекомендации по улучшению показателей финансовой деятельности предприятия «Башгипроводхоз» по результатам проведенного анализа……………………………………………………………..………………..47
Заключение…………………………………………………………………………50
Список литературы
• по учетным ценам.
Организации оптовой торговли учитывают приобретенные товары по покупной стоимости или по учетным ценам.
Организации розничной торговли учитывают товары по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок). Формирование покупной стоимости товаров может осуществляться двумя способами:
• по стоимости приобретения, включающей цену поставщика и другие расходы (например, транспортные расходы), связанные с приобретением товаров и произведенные до момента передачи товаров в продажу;
• только по цене поставщика с отнесением на расходы на продажу других расходов по заготовке и доставке товаров, произведенных до момента передачи товаров в продажу.
К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:
• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
• таможенные пошлины;
• невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;
• затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;
• затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором;
• начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);
• начисленные до принятия к бухгалтерскому учету товаров проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих товаров;
• затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты организации по подготовке, фасовке и улучшению технических характеристик);
• иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
При выборе способа оценки товаров следует принимать во внимание периодичность поступления товаров, условия их поставки, стоимость услуг, связанных с их приобретением.
Товары и готовая продукция, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
1.4 Виды товаров и их оценка
Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» помимо товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд)
К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
41.1 «Товары на складах»;
41.2 «Товары в розничной торговле»;
41.3 «Тара под товаром и порожняя»;
41.4 «Покупные изделия»;
41.5 «Товары, переданные на переработку»
На субсчете 1 «Товары на складах» учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организациях, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и др.
На субсчете 2 «Товары в розничной торговле» учитывают наличие и движение товаров в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), а также в буфетах организаций общественного питания. На этом же субсчете указанные организации учитывают наличие и движение стеклянной посуды.
На субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя» учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли и буфетах организаций общественного питания).
На субсчёте 4 - товары купленные для немедленной продажи.
Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 «Учет материально - производственных запасов».
Отпускаемые в продажу или выбывающие товары, а также остаток товаров на конец отчетного периода оцениваются одним из следующих методов:
· по себестоимости единицы;
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО);
· по себестоимости последних по времени приобретения товаров (ЛИФО).
Товары, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни), или товары, которые не могут обычным образом заменить друг друга, оцениваются по себестоимости каждой единицы таких товаров.
Метод ФИФО предполагает списание продаваемых товаров в оценке, соответствующей порядку их поступления (приобретения). При применении этого способа оценка МПЗ, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
Таким образом, оценка по методу ФИФО напоминает конвейер. Идея метода ФИФО заключается в том, что в условиях роста цен на приобретаемые товары его применение делает минимальной оценку себестоимости реализованных товаров и, следовательно, максимальной оценку товарного остатка и прибыли от продажи товаров. И, наоборот, в условиях снижения цен способ ФИФО минимизирует оценку товарных запасов и соответственно величину прибыли организации.
Метод ЛИФО предполагает списание товаров по стоимости, соответствующей последовательности, обратной поступлению товаров. Оценка запасов методом ЛИФО основана на допущении, что материально-производственные запасы (товары), первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.
Таким образом, в отличие от метода ФИФО метод ЛИФО напоминает мешок, бункер. Если в бункер закладывать товары, а затем начинать вынимать их, то первыми будут извлечены именно те ценности, которые попали в бункер последними. Отсюда эффект метода ЛИФО - последний поступивший товар как бы первым списывается с баланса.
Идея метода ЛИФО состоит в том, чтобы в условиях роста цен продемонстрировать минимальную оценку товарного остатка и прибыли от продажи товаров. В условиях же снижения цен ЛИФО, наоборот, максимизирует оценку товарных запасов и соответственно прибыли организации.
2. Учёт готовой продукции и товаров
2.1 Аналитический учет продукции и товаров
Аналитический учет – это натуральный и стоимостный учет продукции на складе и в бухгалтерии. Он ведется по наименованиям, сортам, типам, размерам и местам хранения продукции. Цель такого учета – получение информации о наличии, поступлении и расходе продукции, а также обеспечение контроля за ее сохранностью со стороны материально ответственных лиц.
Аналитический учет движения готовой продукции на складах ведется материально ответственными лицами на карточках учета продукции. В них отражаются наличие и движение готовой продукции в натуральных единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и др.). Карточки открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) продукции в бухгалтерии и под расписку в журнале их регистрации передаются на склад. В карточках указываются наименование, номенклатурный номер, сорт, размер и другие признаки продукции, учетная цена, место хранения, норма запаса.
В конце отчетного периода во всех карточках (независимо от того, было или не было движения готовой продукции по тому или иному наименованию продукции) проставляется конечный остаток.
На предприятиях с небольшой номенклатурой выпускаемой продукции вместо карточек на складе готовой продукции ведется книга учета.
На складах, оснащенных вычислительной техникой, вместо карточек и книги учета составляется с помощью компьютера оперативная ведомость о наличии и движении готовой продукции по ее наименованиям и видам.
Все первичные документы по приходу и расходу продукции со склада передаются в бухгалтерию.
В настоящее время аналитический (сортовой) учет готовой продукции в организациях может вестись одним из следующих методов:
– параллельным;
– с помощью сортовой оборотной ведомости;
– сальдовым (оперативно-бухгалтерским) методом.
Параллельный метод характеризуется тем, что сортовой учет готовой продукции ведется на складе и в бухгалтерии. На складе ведутся карточки количественного учета, а в бухгалтерии – карточки количественно-суммового учета. Записи в карточках склада и бухгалтерии производятся по приходным и расходным первичным документам. По окончании отчетного периода в карточках определяются обороты за месяц и остатки на конец месяца: на складе только по количеству, а в бухгалтерии по количеству и сумме. Данные складского учета периодически сверяются с данными бухгалтерии. На основе итоговых данных карточек аналитического учета, ведущихся в бухгалтерии, по окончании месяца составляется сортовая оборотная ведомость в разрезе наименований или номенклатурных номеров изделий.
В ведомости по каждому наименованию изделий приводится остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, и конечный остаток в натуральном и стоимостном выражении. Стоимостные итоговые данные (остатки, приход и расход) сортовой оборотной ведомости сопоставляются с соответствующими данными Главной книги по счету 43 «Готовая продукция». Поскольку записи в карточках количественно-суммового учета и в регистрах синтетического учета производятся на основании одних и тех же приходно-расходных документов, то между сопоставляемыми величинами должно быть равенство. При их расхождении необходимо проверить правильность записей с первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета.
Метод аналитического учета готовой продукции с помощью сортовой оборотной ведомости заключается в следующем. На складе, как и при параллельном методе учета, ведутся карточки количественного учета, а в бухгалтерии – сортовая оборотная ведомость по той же форме, что и при параллельном методе, данные в которую заносятся непосредственно из приходных и расходных первичных документов. При этом первичные документы раскладываются по номенклатурным номерам или наименованиям продукции. Обычно на обороте последнего приходного документа по каждому номенклатурному номеру (наименованию) за отчетный месяц указывается количество и сумма оприходованной продукции, на обороте последнего документа по расходу – количество и сумма отпущенной продукции.
Этот метод предполагает использование однострочных документов. Если применяются многострочные документы, то используются накопительные ведомости отдельно по приходу и расходу, в которых накапливаются данные в разрезе номенклатурных номеров.
Накопленные за месяц по первичным документам или с помощью накопительной ведомости данные переносятся в сортовую оборотную ведомость.
Сальдовый (оперативно-бухгалтерский) метод учета готовой продукции предусматривает составление сальдовой ведомости учета. В ведомости учета остатков (сальдовой ведомости) отражаются остатки на первое число каждого отчетного периода. Ведомость открывается в бухгалтерии по каждому складу и ведется в разрезе групп и номенклатурных номеров (наименований) готовой продукции. По каждому номенклатурному номеру (наименованию) указываются единица измерения и учетная цена. По окончании отчетного периода ведомость передается на склад. Заведующий складом (кладовщик) из карточек (книги) складского учета переносит в ведомость по каждому номенклатурному номеру остаток на конец отчетного периода в натуральном выражении. Со складов ведомости передаются в бухгалтерию, где таксируются остатки, подсчитываются суммы по группам, складам и по предприятию в целом.
2.2 Синтетический учет готовой продукции и товаров
Синтетический учет выпуска продукции из производства организуется на счете 43 "Готовая продукция" и может вестись по одному из вариантов:
а) с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
б) без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Первый вариант могут применять организации, использующие в учете плановые калькуляции на производимую продукцию или нормативный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции. К числу его преимуществ можно отнести то, что отклонения между фактической и нормативной (плановой) себестоимостью выявляются в целом по предприятию на отдельном счете и нет необходимости определять их по каждому виду изделий; упрощается оценка остатков готовой продукции на складе, так как они оцениваются в течение продолжительного времени по стабильным учетным ценам (по плановой или нормативной себестоимости); хотя и незначительно, но сокращается трудоемкость учета: отклонения списываются непосредственно на проданную продукцию и нет необходимости составлять расчет по исчислению фактической себестоимости отгруженной и проданной продукции, вести стоимостный аналитический учет в двух разрезах: по учетной стоимости и по фактической себестоимости.
Второй вариант менее аналитичен с позиций раскрытия составляющих фактической себестоимости и более трудоемок. Этот вариант, т.е. без отражения операций на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», как правило, используют организации, которые не составляют плановые калькуляции и не применяют нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Такие организации определяют себестоимость выпущенных изделий только по фактическим затратам.