Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель работы – на основе изучения и обобщения учебной, научной и специальной литературы -
рассмотреть порядок учета и контроля выпуска и продаж готовой продукции на предприятии.
В процессе работы была раскрыта экономическая сущность учета готовой продукции и ее продажи, представлены основы организации учета готовой продукции, ее оценка и классификация, рассмотрено документальное оформление движения готовой продукции, изучен синтетический и аналитический учет выпуска готовой продукции и ее продажи.
Партионная карта (форма №МХ-10) утверждена Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 года №66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения» (далее - Постановление №66).
Записи в приходной части партионной карты заносят на основании сопроводительного документа к поступившим материальным ценностям с указанием его номера и даты, номера склада, лица, принявшего товар, поставщика, количества ценностей (по наименованиям, сортам и ценам), места хранения.
В расходной части партионной карты указывают дату отпуска и номер документа, количество отпущенных ценностей в натуральных показателях, итог за месяц и остатки на конец месяца; подсчет остатков может вестись нарастающим итогом после каждого отпуска материальных ценностей.
После полного отпуска со склада материальных ценностей каждой партии партионная карта закрывается материально- ответственным лицом. Составляется акт об израсходовании материальных ценностей конкретной партии, который подписывается заведующим складом. Форма акта зависит от вида материальных ценностей и наличия отклонений от принятого на учет количества. Акт вместе с партионной картой материально-ответственное лицо передает в бухгалтерию на проверку.
Если при проверке данной партии выявляется недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, её списывают за счет организации, а недостача сверх норм естественной убыли взыскивается с материально-ответственного лица. Излишки, выявленные при проверке, принимают к учету.
Постановлением №66 утверждены следующие документы: Акт о расходе товаров по партии (форма №МХ-11) и Акт о расходе товаров по партиям (форма №МХ-12). Названные документы применяются при полном израсходовании каждой партии товаров и составляются в двух экземплярах членами комиссии. Один экземпляр передается в бухгалтерию не позднее следующего дня, а второй экземпляр остается у материально-ответственного лица. Акт по форме №МХ-11 оформляется при наличии расхождений данных по приходу и расходу по отдельной партии. В иных случаях для оформления полного расхода товаров по партиям применяется Акт формы №МХ-12.
Партионный учет позволяет определить результаты расходования партии материальных ценностей без проведения инвентаризации (так как фактически инвентаризация производится локально при закрытии каждой партии). Данный вид учета усиливает контроль над сохранностью ценностей, способствует снижению потерь. Однако этот способ учета не позволяет рационально использовать складскую площадь, отсутствует возможность оперативного управления запасами (в результате хранения определенного вида ценностей в разных местах и отражения информации по ним в нескольких партионных картах).
На ЗАО «Норский керамический завод»
применятся сортовой метод учета
с использованием специальной программы
для формирования бухгалтерской и налоговой
отчетности «СБиС++». Учет готовой продукции
на складе ведется по видам в условно-натуральных
показателях (например, выработанный кирпич
отражается в количестве штук условного
кирпича).
Методическими рекомендациями по учету
материально- производственных запасов
рекомендуется следующий порядок учета
отпуска готовой продукции:
1. Накладные формы № М-15 выписываются
на складе или в отделе сбыта в четырех
экземплярах и передаются в бухгалтерию
для регистрации в журнале регистрации
накладных на отпуск готовой продукции
и подписи их главным бухгалтером или
лицом, им уполномоченным.
2. Из бухгалтерии подписанные накладные
возвращаются в отдел сбыта (или другое
аналогичное подразделение организации).
Один экземпляр накладной передается
кладовщику (или другому материально ответственному
лицу), второй служит основанием для выписки
счета-фактуры, третий и четвертый передаются
получателю готовой продукции. На всех
экземплярах накладной получатель обязан
расписаться в получении.
3. При вывозе продукции через пропускной
пункт один экземпляр накладной (четвертый)
остается у службы охраны, а третий экземпляр
передается получателю в качестве сопроводительного
документа на груз.
4. Служба охраны записывает накладные
в журнал регистрации грузов и затем передает
их в бухгалтерию по описи, где делают
отметки о вывозе в журнале регистрации
накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.
5. На отгруженную продукцию в обязательном
порядке выписывается счет-фактура, в
двух экземплярах. Первый экземпляр не
позднее пяти дней с даты отгрузки продукции
высылается или передается покупателю,
а второй остается у организации-поставщика
для отражения в книге продаж и начисления
НДС.
Приобретение товаров у
Товары от поставщиков, как правило, поступают
в организацию с сопроводительными документами
(накладными, счетами - фактурами, актами
приемки работ (услуг), платежными поручениями
и т.п.).
Документы, с которыми работает бухгалтерия,
можно разделить на две группы:
– документы налогового учета и отчетности;
–
бухгалтерские документы.
К документам налогового учета и отчетности относятся формы налоговой отчетности и налоговые регистры.
Бухгалтерские документы делятся
на три группы:
– формы отчетности;
– регистры бухучета;
– первичные документы.
СЧЕТ-ФАКТУРА — типовой документ, выписываемый поставщиком на каждую партию отгруженной или проданной продукции, а также за выполненные работы и услуги. Содержит сведения о продаваемом товаре и цене продажи. Является основанием для оплаты, расчетов.
Счета-фактуры, поступающие от поставщиков и подрядчиков, должны регистрироваться в книге покупок, в хронологическом порядке по мере оплаты и принятия к учету поступивших ценностей (работ, услуг).
ТОВАРНАЯ НАКЛАДНАЯ — применяется
для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных
ценностей сторонней организации и составляется
в двух экземплярах, из которых первый
экземпляр остается в организации, сдающей
товарно-материальные ценности, и является
основанием для их списания, а второй экземпляр
передается сторонней организации и является
основанием для оприходования этих ценностей.
При продаже товаров другим организациям
отпуск товаров со склада производится
по товарным накладным (форма № ТОРГ-12)
[приложение 4].
Для учета внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13) [приложение 5].
В установленные сроки, заведующие складами (кладовщики), на основании первичных приходных и расходных документов, составляют и представляют в бухгалтерию отчеты о движении готовых изделий в двух экземплярах. В них указываются остатки готовых изделий на начало и конец отчетного периода, а также их движение, поступление и выбытие. Первый экземпляр отчета остается в бухгалтерии, а второй, с распиской бухгалтера, возвращается материально ответственному лицу и служит подтверждением сдачи отчета.
Все первичные документы, отражающие движение готовых изделий, также периодически сдаются в бухгалтерию материально ответственными лицами. Они могут быть приложены либо к отчету о движении готовых изделий, либо для этого составляют реестр типовой формы (М-18). Реестр составляется раздельно по приходу и отпуску готовой продукции.
В бухгалтерии отчеты материально
ответственных лиц, а также приходные
и расходные документы о
После проверки отчета и первичных
документов бухгалтер приступает к
их бухгалтерской обработке. Ее сущность
заключается в составлении
Приемо-сдаточные накладные на выпуск готовой продукции записываются в ведомости выпуска готовых изделий. По окончании месяца в ведомости подсчитывают количество выпуска по каждому виду изделий и определяют стоимость выпущенной продукции по учетным ценам, по фактической себестоимости и отпускным ценам. Если учетной ценой является плановая (нормативная), производственная себестоимость продукции, выявляется производственный результат деятельности (экономия или перерасход).
Таблица 3
Журнал регистрации хозяйственных операций по учету готовой продукции и ее продажи за IV квартал 2011 года
№ п/п |
Основание хозяйственной операции (наименование документа, его номер, дата) |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма |
Регистры | ||||
Дебет |
Кредит |
Частная |
Общая |
Аналитического учета |
Синтетического учета | ||||
№ п/п |
Основание хозяйственной операции (наименование документа, его номер, дата) |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма |
Регистры | ||||
Дебет |
Кредит |
Частная |
Общая |
Аналитического учета |
Синтетического учета | ||||
1 |
Акт выпуска готовой продукции на 02.12.2011 [прилож. 1] |
Готовая продукция выпущена из производства |
43 |
20 |
19056683.07 |
Карточка счета 43 [прилож. 6], 20 |
Анализ счета 43 [прилож. 7] | ||
2 |
Товарная накладная (форма № ТОРГ-12) № 12850 от 02.12.2011г. [прилож. 4] |
Отгружена готовая продукция |
90.2 |
43 |
77 052.20 |
Карточка счета 43 [прилож. 6], 90 |
Анализ счета 43 [прилож. 7] | ||
3 |
Товарная накладная (форма № ТОРГ-12) №12850 от 02.12.2011г. [прилож. 4] |
Определена выручка от продажи продукции |
62.01 |
90.1 |
90 261.60 |
Карточка счета 90, 62 |
Главная книга | ||
4 |
Товарная накладная (форма № ТОРГ-12) №12850 от 02.12.2011г. [прилож. 4] |
Отражена сумма НДС на проданную продукцию |
90.3 |
68.2 |
13 869.40 |
Карточка счета 68,90 |
Главная книга | ||
№ п/п |
Основание хозяйственной операции (наименование документа, его номер, дата) |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма |
Регистры | ||||
Дебет |
Кредит |
Частная |
Общая |
Аналитического учета |
Синтетического учета | ||||
5 |
Выписка из банка [приложение 12], платежное поручение №620 от 27.12.2011 [прилож. 11] |
Погашена задолженность за отгруженную продукцию |
51 |
62 |
194 000.00 |
Карточка счета 51, 62 |
Главная книга | ||
6 |
Товарная накладная (форма № ТОРГ-12) №12850 от 02.12.2011г. [прилож. 4] |
Списывается плановая себестоимость проданной продукции |
90.2 |
43.1 |
77 052.20 |
Карточка счета 43 [прилож. 6], 90 |
Главная книга | ||
7 |
Акт о приеме оказанных услуг [прилож. 19] |
Полученные услуги |
20 |
60-УСЛ |
1 923 468.86 |
Карточка счета 20, 60 |
Главная книга | ||
8 |
Платежное поручение №2995 от 23.12.2011 [прилож. 20] |
Оплата поставщику |
60-УСЛ |
51-01 |
1 450 000.00 |
Карточка счета 60, 51 |
Главная книга |
В данном журнале приведены основные операции по учету готовой продукции и ее продажи. Систематизировав полученные данные, можно сделать вывод о том, какие основные бухгалтерские проводки наиболее часто используются на ЗАО «Норский керамический завод» для регистрации хозяйственных операций по учету готовой продукции и ее продажи. Журнал регистрации хозяйственных операций также позволяет увидеть, в каком объеме производится и реализуется продукция на ЗАО «Норский керамический завод».
2.3 Аналитический и синтетический учет выпуска и продаж готовой продукции
Аналитический учет готовой продукции - это натуральный и стоимостный учет продукции на складе и в бухгалтерии. Он ведется аналогично учету материально-производственных запасов в карточках учета материалов (форма М-17) [приложение 13] по каждому виду, размеру, наименованиям, местам хранения и материально ответственным лицам. Карточка заполняется на каждый номенклатурный номер и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Такой учет называется сортовым учетом и осуществляется только в натуральном выражении.
Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. Бухгалтер заполняет карточку в одном экземпляре на основании приходного ордера (форма М-4) [приложение 14] или акта о приемке материалов (форма М-7). Затем карточку передают кладовщику.
В карточках кладовщик ведет
учет поступления из
Периодически заведующий складом или кладовщик по карточкам устанавливает превышение фактических остатков над нормами запаса, а при наличии продукции без движения составляет сигнальную справку, которую передают в отдел сбыта или маркетинга для принятия мер по снижению остатков продукции.
На предприятиях с небольшой
номенклатурой выпускаемой
На складах, оснащенных вычислительной техникой, вместо карточек и книги учета составляется с помощью компьютера оперативная ведомость о наличии и движении готовой продукции по ее наименованиям и видам. Такая ведомость составляется для бухгалтерии, отдела сбыта, маркетинга и других заинтересованных пользователей.
Информация о работе Учет готовой продукции на примере ЗАО «Норский керамический завод»