Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:22, курсовая работа
Введение
В условиях развития рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, характеризующий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата). Поэтому на каждом предприятии необходим учет таких затрат для калькулирования (исчисления) себестоимости.
- сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;
- своевременную передачу данных в подразделение, занимающееся сбором и обработкой информации о затратах (финансово-экономическую службу).
Этап 5. Учет затрат. Данный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия.
Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.
Этап 6. Анализ затрат. Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.
Например, если предприятие решает провести «аттестацию» производимой продукции, целесообразно выполнить следующие этапы.
1. Начать с маржинального анализа - анализа соотношения цен реализации и переменных затрат на производство продукции. Этот этап позволяет выделить наиболее «полезные» продукты, с точки зрения получения прибыли (наибольший положительный ценовой коэффициент), и приносящие при любых обстоятельствах убыток (отрицательный ценовой коэффициент). Таким образом, продукция ранжируется с точки зрения потенциала получения прибыли. Наиболее выгодной, с точки зрения максимизации прибыли, является реализация продукции с максимальным ценовым коэффициентом [14, с.270].
Безусловно, вопрос формирования «продуктового портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и рыночный спрос. Например, желание увеличить объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом коэффициенте и отсутствии ограничений по росту объемов производства.
2. Затраты, не вошедшие в состав переменных, распределить на разные виды продукции в соответствии со степенью их «участия» при производстве этих видов продукции.
Распределенные затраты прибавляются к переменным, и получается искомая себестоимость. Сравнивая себестоимость с ценой реализации, производится оценка факта - приносит ли конкретное изделие прибыль либо убыток.
В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток, но цена покрывает переменные затраты, увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.
Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.
Таким образом, в условиях жесткой конкуренции одним из основных преимуществ предприятия становится низкая себестоимость продукции. Ошибки при расчете себестоимости могут привести к неверным управленческим решениям: снятию с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличению выпуска неперспективного товара.
Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции. В настоящее время в мировой бухгалтерской практике вопросам производственного и управленческого учетов, в том числе методикам планирования и учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, придается большое значение.
2. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции
ОАО Пермский завод «Машиностроитель»
2.1 Характеристика предприятия и анализ технико-экономических показателей
ОАО Пермский завод «Машиностроитель» создано 6 октября 1967. Предприятие расположено по адресу г. Пермь ул. Новозвягинская, 57. Однако история начинается намного раньше.
6 октября 1967 год — официальная дата рождения самостоятельного специализированного предприятия, образованного на базе филиала завода им. В.И.Ленина, в дальнейшем — Пермского завода химического оборудования (ПЗХО).
1975 год — Завод становится головным во вновь образованном производственном объединении «Искра»
1982 год — ПО «Искра» награждено орденом «Трудового Красного Знамени» за большой вклад в освоение и производство продукции
1987 год — ПО «Искра» преобразовано в НПО «Искра»
1988 год — Предприятию присвоено новое название — завод «Машиностроитель»
1991 год — В рамках конверсии освоено более 50 типоразмеров дозировочных насосов.
1999 год — Завод получил статус Федерального государственного унитарного предприятия.
2007 год - ФГУП "Пермский завод "Машиностроитель" преобразовано в ОАО "Пермский завод "Машиностроитель".
Основным видом деятельности предприятия является машиностроение, а именно организация и производство подъемно-транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, ремонт строительно-дорожной техники, изготовление мостовых и грейферных кранов, грейферных ковшей, ковшей экскаваторов, индивидуальных металлоконструкций и других металлических конструкций.
Завод производит:
- узлы к газоперекачивающим агрегатам с использованием газотурбинных авиационных двигателей для магистральных газопроводов
- комплектующие к авиационному оборудованию
- буровые вышки
- конденсаторы намораживания фталевого ангидрида
- дозировочные системы и насосы различной производительности и мощности для ряда отраслей промышленности (энергетики, коммунально-бытовой, химической, нефтегазовой, пищевой)
- трубопроводную арматуру: краны шаровые, заслонки шиберные; высокопрочные полиэтиленовые трубы
- теплообменники пластинчатые
- баллоны газовые для легковых и грузовых автомобилей
- товары народного потребления (качели садовые, детские кресла-трансформер «НЯНЯ», изделия из пластмассы)
- тягово-сцепные устройства для различных марок легковых автомобилей
- мебель на металлическом каркасе школьную, детскую, офисную
- и многое другое.
Завод располагает собственным проектным центром, силами которого в настоящее время разрабатывается конструкторская документация и отрабатываются опытные образцы:
- звукопоглащающих конструкций авиационных двигателей
- газовых топливных баков для вертолетов МИ–8ТГ, работы по криогенной тематике
- гибких вставок для магистральных трубопроводов
- сальников устьевых
- установок для гидоиспытаний УГИ-5-130 и др.
Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли. Продукция предназначена для перемещения тяжелых грузов как внутри предприятия, так и на эстакадных площадках. Основными потребителями продукции являются предприятия тяжелой промышленности, горнодобывающей отрасли, предприятия черной металлургии, такие как:
- Кирпичный завод г. Березники;
- ОАО «Ярнполимермаш»
- ОАО «Промресурсмаш»
- ОАО «Стройтехмонтаж»
- ОАО «Лукойлэнергогаз»
- ОАО «Богдановский завод» и др.
Основные фонды предприятия оцениваются в 322,108 тыс. руб., и состоят из:
- производственных площадей 27,7 кв. км., стоимостью 150,200 тыс. руб.;
- АБК 2,2 кв. км., стоимостью 400,8 тыс. руб.;
- оборудование, машины и механизмы стоимостью 167,108 тыс. руб.
На заводе производством основной продукции занимается цеха, где выпускаются оборудование различных марок, запасные части к ним, а так же другая продукция. Кроме того, существуют несколько вспомогательных служб, обслуживающих основное производство: энергомеханическая служба, транспортно-погрузочный участок, лаборатория неразрушающего контроля, отдел технического контроля и др. Энергомеханическая служба занимается ремонтом оборудования, корпусных установок, следит за состоянием здания основного цеха. Транспортно – погрузочный участок занимается и следит за своевременной отгрузкой готового оборудования покупателям и заказчикам. Лаборатория неразрушающего контроля и отдел технического контроля следят за качеством производимой продукции. В состав заводоуправления входят: отдел главного механика, ОТК, служба главного сварщика, планово-экономический отдел, отдел кадров, бухгалтерия, технический отдел.
Рисунок 1. Производственная структура предприятия
Технико-экономические показатели работы предприятия приведены в таблице 1.
Таблица 1. - Результаты хозяйственной деятельности
| 2009г. | 2010 г. | 2011 г. |
Выручка от реализации продукции | 1649766 | 1584620 | 658656 |
Товарная продукция | 1626951 | 1825234 | 588321 |
Себестоимость реализации товаров | 1362251 | 1405859 | 735582 |
Результат от реализации | 287515 | 178761 | - 76926 |
Прочие доходы | 28507 | 26743 | 54205 |
Объём продукции (работ, услуг) | 1631748 | 1825233 | 588764 |
Прибыль от производства товарной продукции | 286387 | 257 813 | Убыток |
Рентабельность реализованной продукции | 21,6% | 13,1% | Убыток |
Рентабельность производства товарной продукции | 21,3% | 16,5% | Убыток |
Полная себестоимость продукции (работ, услуг) | 1 345361 | 1567420 | 724307 |
Затраты на производство и реализацию продукции | 1390865 | 1595864 | 738361 |
Прочие расходы | 53069 | 55269 | 93540 |
балансовая прибыль | 262953 | 150235 | - 116261 |
Исходя, из данных таблицы следует отметить, что в течение 2009-2011 г. общество набирало темпы по увеличению продаж и производства продукции. Объем товарной продукции составил 1626951 тыс. руб. (без НДС), что к уровню 2009 года составило в сопоставимых ценах 122,1 %. В 2011 году общество успешно набирало темпы по увеличению продаж и производства продукции. Объем товарной продукции составил 1825234 тыс. руб. (без НДС), что к уровню 2010 года составило в сопоставимых ценах 103,2 %. В 2011 году общество снизило темпы по продажам и производству продукции. Объем товарной продукции составил 588321 тыс. руб. (без НДС), что к уровню 2011 года составило в сопоставимых ценах 32,2 %. 2010 году денежных средств от реализации получено 1771721 тыс. руб., что на 436840 тыс. руб больше 2009 года. Доля в объеме реализации составила 105,5%. В 2008году денежных средств получено 1854086 тыс. руб., что на 82365 тыс. руб больше 2010 года. Доля в объеме реализации составила 102,6%. В 2009году денежных средств получено 797 699 тыс. руб., что на 1056387 тыс. руб. меньше 2008 года. Доля в объеме реализации составила 112,6%.
Объём продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС) наивысшего значения достиг в 2010 г. Наименьшее значение приходится на 2011.
Балансовая прибыль имела тенденцию к снижению. Так по состоянию на 2009 год балансовая прибыль составила 262953 , тогда как в 2011 была равна - 116261.
Также стоит отметить, что рентабельность производства товарной продукции, характеризующая эффективность реализационной деятельности, на протяжении рассматриваемого периода уменьшалась. Это значит, что предприятие производит продукцию в убыток. Рентабельность реализованной продукции, за рассматриваемыё период также имела динамику к уменьшению.
Таблица 2. - Бухгалтерский баланс, тыс. руб.
АКТИВ | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
1 | 3 | 4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
Нематериальные активы | 315 | 1316 |
Основные средства | 308866 | 322108 |
Незавершенное строительство | 17230 | 25 983 |
Доходные вложения в материальные ценности | 1064 | 1017 |
Долгосрочные финансовые вложения | 1439 | 1439 |
Отложенные налоговые активы | 986 | 30651 |
Прочие внеоборотные активы | 37104 | 17096 |
ИТОГО по разделу I | 366204 | 399610 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
Запасы: | 507765 | 516428 |
сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 125880 | 115385 |
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) | 97418 | 89034 |
готовая продукция и товары для перепродажи | 280000 | 308588 |
расходы будущих периодов | 2017 | 674 |
Прочие запасы и затраты | 2450 | 2747 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 1839 | 7441 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 244205 | 269645 |
покупатели и заказчики | 173670 | 195672 |
Краткосрочные финансовые вложения | - | - |
Денежные средства | 36 | 15 |
Прочие оборотные активы | 1 | - |
ИТОГО по разделу II | 753846 | 793529 |
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) | 1120050 | 1193139 |
ПАССИВ | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
1 | 3 | 4 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
Уставный капитал | 450 | 450 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | - | 896 |
Добавочный капитал | 132473 | 132096 |
Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества | 0 | 0 |
Резервный капитал | 11 | 11 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 540139 | 421850 |
Резервы, образованные в соответствии с законодательством | 7 | 7 |
Резервы образованные в соответствии с учредительными документами | 4 | 4 |
ИТОГО по разделу III | 672688 | 533106 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
Займы и кредиты | 77585 | 160264 |
Отложенные налоговые обязательства | 389 | 541 |
Прочие долгосрочные обязательства | - | - |
ИТОГО по разделу IV | 77974 | 160805 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
Займы и кредиты | 167254 | 267710 |
Кредиторская задолженность | 176733 | 197971 |
поставщики и подрядчики | 104222 | 68569 |
задолженность перед персоналом организации | 37098 | 12725 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 9546 | 12008 |
задолженность по налогам и сборам | 11691 | 32075 |
Доходы будущих периодов | 615 | 547 |
ИТОГО по разделу V | 369408 | 479228 |
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690) | 1120050 | 1193139 |
Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции