Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В условиях развития рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, характеризующий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата). Поэтому на каждом предприятии необходим учет таких затрат для калькулирования (исчисления) себестоимости.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет в промышленности.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

- сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;

- своевременную передачу данных в подразделение, занимающееся сбором и обработкой информации о затратах (финансово-экономическую службу).

Этап 5. Учет затрат. Данный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия.

Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.

Этап 6. Анализ затрат. Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.

Например, если предприятие решает провести «аттестацию» производимой продукции, целесообразно выполнить следующие этапы.

1. Начать с маржинального анализа - анализа соотношения цен реализации и переменных затрат на производство продукции. Этот этап позволяет выделить наиболее «полезные» продукты, с точки зрения получения прибыли (наибольший положительный ценовой коэффициент), и приносящие при любых обстоятельствах убыток (отрицательный ценовой коэффициент). Таким образом, продукция ранжируется с точки зрения потенциала получения прибыли. Наиболее выгодной, с точки зрения максимизации прибыли, является реализация продукции с максимальным ценовым коэффициентом [14, с.270].

Безусловно, вопрос формирования «продуктового портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и рыночный спрос. Например, желание увеличить объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом коэффициенте и отсутствии ограничений по росту объемов производства.

2. Затраты, не вошедшие в состав переменных, распределить на разные виды продукции в соответствии со степенью их «участия» при производстве этих видов продукции.

Распределенные затраты прибавляются к переменным, и получается искомая себестоимость. Сравнивая себестоимость с ценой реализации, производится оценка факта - приносит ли конкретное изделие прибыль либо убыток.

В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток, но цена покрывает переменные затраты, увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.

Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.

Таким образом, в условиях жесткой конкуренции одним из основных преимуществ предприятия становится низкая себестоимость продукции. Ошибки при расчете себестоимости могут привести к неверным управленческим решениям: снятию с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличению выпуска неперспективного товара.

Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции. В настоящее время в мировой бухгалтерской практике вопросам производственного и управленческого учетов, в том числе методикам планирования и учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, придается большое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции

ОАО Пермский завод «Машиностроитель»

 

2.1 Характеристика предприятия и анализ технико-экономических показателей

ОАО Пермский завод «Машиностроитель» создано 6 октября 1967. Предприятие расположено по адресу  г. Пермь ул. Новозвягинская, 57. Однако история начинается намного раньше.

6 октября 1967 год — официальная дата рождения самостоятельного специализированного предприятия, образованного на базе филиала завода им. В.И.Ленина, в дальнейшем — Пермского завода химического оборудования (ПЗХО).

1975 год — Завод становится головным во вновь образованном производственном объединении «Искра»

1982 год — ПО «Искра» награждено орденом «Трудового Красного Знамени» за большой вклад в освоение и производство продукции

1987 год — ПО «Искра» преобразовано в НПО «Искра»

1988 год — Предприятию присвоено новое название — завод «Машиностроитель»

1991 год — В рамках конверсии освоено более 50 типоразмеров дозировочных насосов.

1999 год — Завод получил статус Федерального государственного унитарного предприятия.

2007 год - ФГУП "Пермский завод "Машиностроитель" преобразовано в ОАО "Пермский завод "Машиностроитель".

Основным видом деятельности  предприятия является машиностроение, а именно организация и производство подъемно-транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, ремонт строительно-дорожной техники, изготовление мостовых и грейферных кранов, грейферных ковшей, ковшей экскаваторов, индивидуальных металлоконструкций и других металлических конструкций.

Завод производит:

- узлы к газоперекачивающим агрегатам с использованием газотурбинных авиационных двигателей для магистральных газопроводов

- комплектующие к авиационному оборудованию

- буровые вышки

- конденсаторы намораживания фталевого ангидрида

- дозировочные системы и насосы различной производительности и мощности для ряда отраслей промышленности (энергетики, коммунально-бытовой, химической, нефтегазовой, пищевой)

- трубопроводную арматуру: краны шаровые, заслонки шиберные; высокопрочные полиэтиленовые трубы

- теплообменники пластинчатые

- баллоны газовые для легковых и грузовых автомобилей

- товары народного потребления (качели садовые, детские кресла-трансформер «НЯНЯ», изделия из пластмассы)

- тягово-сцепные устройства для различных марок легковых автомобилей

- мебель на металлическом каркасе школьную, детскую, офисную

- и многое другое.

Завод располагает собственным проектным центром, силами которого в настоящее время разрабатывается конструкторская документация и отрабатываются опытные образцы:

- звукопоглащающих конструкций авиационных двигателей

- газовых топливных баков для вертолетов МИ–8ТГ, работы по криогенной тематике

- гибких вставок для магистральных трубопроводов

- сальников устьевых

- установок для гидоиспытаний УГИ-5-130 и др.

Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли. Продукция предназначена для перемещения тяжелых грузов как внутри предприятия, так  и на эстакадных площадках. Основными потребителями продукции являются предприятия тяжелой промышленности, горнодобывающей отрасли, предприятия черной металлургии, такие как:

- Кирпичный завод г. Березники;

- ОАО «Ярнполимермаш»

- ОАО «Промресурсмаш»

- ОАО «Стройтехмонтаж»

- ОАО «Лукойлэнергогаз»

- ОАО «Богдановский завод» и др.

Основные фонды предприятия оцениваются в 322,108 тыс. руб., и состоят из:

- производственных площадей 27,7 кв. км., стоимостью 150,200 тыс. руб.;

- АБК 2,2 кв. км., стоимостью 400,8 тыс. руб.;

- оборудование, машины и механизмы  стоимостью 167,108 тыс. руб.

На заводе производством основной продукции занимается цеха, где выпускаются оборудование различных марок, запасные части к ним, а так же другая продукция.  Кроме того, существуют несколько вспомогательных служб, обслуживающих основное производство: энергомеханическая служба, транспортно-погрузочный участок, лаборатория неразрушающего контроля, отдел технического контроля и др. Энергомеханическая служба занимается ремонтом оборудования, корпусных установок, следит за состоянием здания основного цеха. Транспортно – погрузочный участок занимается и следит за  своевременной отгрузкой готового оборудования покупателям и заказчикам. Лаборатория неразрушающего контроля и отдел технического контроля следят за качеством производимой продукции. В состав заводоуправления входят: отдел главного механика, ОТК, служба главного сварщика, планово-экономический отдел, отдел кадров, бухгалтерия, технический отдел. 

 

 

 

 

Рисунок 1. Производственная структура предприятия

Технико-экономические показатели  работы предприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1. -  Результаты хозяйственной деятельности

 

2009г.

2010 г.

2011 г.

Выручка от реализации продукции

1649766

1584620

658656

Товарная продукция

1626951

1825234

588321

Себестоимость реализации товаров

1362251

1405859

735582

Результат от реализации

287515

178761

- 76926

Прочие доходы

28507

26743

54205

Объём продукции (работ, услуг)

1631748

1825233

588764

Прибыль от производства товарной продукции

286387

257 813

Убыток

Рентабельность реализованной продукции

21,6%

13,1%

Убыток

Рентабельность производства товарной продукции

21,3%

16,5%

Убыток

Полная себестоимость продукции (работ, услуг)

1 345361

1567420

724307

Затраты на производство и реализацию продукции

1390865

1595864

738361

Прочие расходы

53069

55269

93540

балансовая прибыль

262953

150235

- 116261


 

Исходя, из данных таблицы следует отметить, что в течение 2009-2011 г. общество набирало темпы по увеличению продаж и производства продукции. Объем товарной продукции составил 1626951 тыс. руб. (без НДС), что к уровню 2009 года составило в сопоставимых ценах 122,1 %. В 2011 году общество успешно набирало темпы по увеличению продаж и производства продукции. Объем товарной продукции составил 1825234 тыс. руб. (без НДС), что к уровню 2010 года составило в сопоставимых ценах 103,2 %. В 2011 году общество снизило темпы по продажам и производству продукции. Объем товарной продукции составил 588321 тыс. руб. (без НДС), что к уровню 2011 года составило в сопоставимых ценах 32,2 %. 2010 году денежных средств от реализации получено 1771721 тыс. руб., что на 436840 тыс. руб больше 2009 года. Доля в объеме реализации составила 105,5%.  В 2008году денежных средств получено 1854086 тыс. руб., что на 82365 тыс. руб больше 2010 года. Доля в объеме реализации составила 102,6%. В 2009году денежных средств получено 797 699 тыс. руб., что на 1056387 тыс. руб. меньше 2008 года. Доля в объеме реализации составила 112,6%.

Объём продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС) наивысшего значения достиг в 2010 г. Наименьшее значение приходится на 2011.

Балансовая прибыль имела тенденцию к снижению. Так по состоянию на 2009 год балансовая прибыль составила 262953 , тогда как в 2011 была равна - 116261.

Также стоит отметить, что рентабельность производства товарной продукции, характеризующая эффективность реализационной деятельности, на протяжении рассматриваемого периода уменьшалась. Это значит, что предприятие производит продукцию в убыток. Рентабельность реализованной продукции, за рассматриваемыё период также имела динамику к уменьшению.

 

 

Таблица 2. -  Бухгалтерский баланс, тыс. руб.

АКТИВ

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

Нематериальные активы

315

1316

Основные средства

308866

322108

Незавершенное строительство

17230

25 983

Доходные вложения в материальные ценности

1064

1017

Долгосрочные финансовые вложения

1439

1439

Отложенные налоговые активы

986

30651

Прочие внеоборотные активы

37104

17096

ИТОГО по разделу I

366204

399610

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

Запасы:

507765

516428

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

125880

115385

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

97418

89034

готовая продукция и товары для перепродажи

280000

308588

расходы будущих периодов

2017

674

Прочие запасы и затраты

2450

2747

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1839

7441

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

244205

269645

покупатели и заказчики

173670

195672

Краткосрочные финансовые вложения

-

-

Денежные средства

36

15

Прочие оборотные активы

1

-

ИТОГО по разделу II

753846

793529

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

1120050

1193139

ПАССИВ

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

Уставный капитал

450

450

Собственные акции, выкупленные у акционеров

-

896

Добавочный капитал

132473

132096

Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества

0

0

Резервный капитал

11

11

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

540139

421850

Резервы, образованные в соответствии с законодательством

7

7

Резервы образованные в соответствии с учредительными документами

4

4

ИТОГО по разделу III

672688

533106

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

Займы и кредиты

77585

160264

Отложенные налоговые обязательства

389

541

Прочие долгосрочные обязательства

-

-

ИТОГО по разделу IV

77974

160805

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

Займы и кредиты

167254

267710

Кредиторская задолженность

176733

197971

поставщики и подрядчики

104222

68569

задолженность перед персоналом организации

37098

12725

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

9546

12008

задолженность по налогам и сборам

11691

32075

Доходы будущих периодов

615

547

ИТОГО по разделу V

369408

479228

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

1120050

1193139

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции