Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:41, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современной обстановке управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей – одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 7
1.1 Сущность и виды затрат на производство 7
1.2 Себестоимость и ее структура 13
1.3 Особенности учета затрат на производство 19
1.4 Методика калькулирования себестоимости продукции 25
ГЛАВА 2. УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГРАНИТ» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Гранит» 35
2.2 Организация учета затрат по производству продукции на предприятии 41
2.3 Калькулирование себестоимости продукции на предприятии 46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГРАНИТ» 51
3.1 Пути улучшения организации учета затрат по производству в ООО «Гранит» 51
3.2 Рекомендации по снижению себестоимости продукции 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (диплом).doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

- открытие отдельных аналитических  счетов «Незавершенное производство» для каждого подразделения.

При попроцессном методе применяют усреднение как способ списания затрат на готовую продукцию. Все затраты, накопленные на счете «Незавершенное производство», делят на условные единицы готовой продукции, произведенной в данном отчетном периоде.

Условные единицы продукции используют для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период. Они позволяют пересчитать не полностью завершенные изделия в условно готовые изделия.

Количество условно готовых изделий равняется сумме:

- общего количества изделий, начатых  и завершенных в пределах данного отчетного периода;

- слагаемого, отражающего работу, которая выполнена над изделиями в незавершенном производстве на начало и конец периода.

При попроцессном методе калькулирования себестоимости предполагается, что затраты на материалы осуществляются в начале производственного процесса, а затраты на обработку (добавленные затраты) распределяются равномерно в течение всего производственного цикла. Добавленные затраты равны сумме прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Поэтому количество условных единиц продукции по материалам будет отличаться от количества условных единиц по добавленным затратам.

Формирование затрат на производство продукции в ООО «Гранит» производится на следующих счетах бухгалтерского учета:

20 «Основное производство»,

25 «Общепроизводственные  расходы»,

26 «Общехозяйственные  расходы»,

44 «Расходы на  продажу».

На каждом счете бухгалтерского учета формирование затрат в ООО «Гранит» осуществляется в разрезе отдельных статей затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, услуги, прочие затраты.

Для этого счет 20 «Основное производство» разделен на субсчета:

20-1 «Материальные  затраты»,

20-2 «Затраты на  оплату труда»,

20-3 «Отчисления  на социальные нужды»,

20-5 «Услуги» (если  речь о услугах производственного назначения),

20-6 «Прочие затраты».

По статье «Материальные затраты» отражается стоимость покупного сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, запасных частей, которые списываются на производство продукции предприятия.

По статье «Оплата труда» учитываются в организации все виды основной и дополнительной оплаты труда работников, занятых непосредственно в производстве по данному объекту учета затрат. 

Статья «Отчисления на социальные нужды». По этой же статье учитывают суммы отчислений на социальное страхование, платежи в пенсионный фонд, а также отчисления на медицинское страхование от суммы оплаты труда работников занятых в основном производстве.

Статья «Услуги» выделена для отражения затрат по произведенным услугам в процессе производства продукции, сторонними организациями.

Статья «Прочие затраты» выделена для учета основных затрат, не вошедших в предыдущие статьи.

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» включает в себя субсчета: 25-1 «Амортизация основных средств»; 25-2 «Заработная плата» (заработная плата начальников производственных подразделений); 25-3 «Отчисления на социальные нужды»; 25-4 «Энергетика и коммунальные услуги» (связанные с энергообеспечением и т.п. непосредственно цеха предприятия); 25-5 «Прочие».

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» включает в себя субсчета: 26-1 «Амортизация основных средств» (не связанных с производством); 26-2 «Заработная плата» (заработная плата непроизводственных подразделений); 26-3 «Отчисления на социальные нужды»; 26-4 «Коммунальные услуги»; 26-5 «Прочие».

Счет 44 «Расходы на продажу» разделен на субсчета: 44-1 «Упаковка», 44-2 «Транспортировка»,  44-3 «Прочие».

Следует отметить, что согласно учетной политики предприятия, все затраты по счету 25 списываются на счет 20 «Основное производство» каждый месяц, а по счету 26 – на счет 90 «Продажи» в полном объеме.

Распределяются затраты на производство пропорционально объему производства различных видов продукции. При данном способе общие расходы делят на общее количество произведенных продуктов и полученную себестоимость единицы продукции по каждому виду продукции умножают на ее количество.

Косвенные расходы распределяются и списываются пропорционально прямым затратам на каждый вид продукции.

Учет отклонений от норм по сырью и материалам на предприятии не ведется.

Таким образом, немаловажную роль в успехах ООО «Гранит» играет грамотно организационный бухгалтерский учет, благодаря которому отражение всех операций производится правильно и своевременно, что позволяет своевременно реагировать на ситуацию на предприятии и принимать наиболее эффективные управленческие решения. За ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии отвечает бухгалтерия, которой возглавляет главный бухгалтер. В своей повседневной деятельности бухгалтерия руководствуется законами, указами, инструкциями, а также решениями местных органов власти и внутренними распоряжениями руководителя ООО «Гранит», при соблюдении приоритета законодательных актов. В ООО «Гранит» применяется попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции. Формирование затрат на производство продукции в ООО «Гранит» производится на следующих счетах бухгалтерского учета: 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу». На каждом счете бухгалтерского учета формирование затрат в ООО «Гранит» осуществляется в разрезе отдельных статей затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, услуги, прочие затраты.

 

2.3 Калькулирование  себестоимости продукции на предприятии

 

Проведем калькулирование себестоимости продукции на предприятии ООО «Гранит». Начнем с анализа затрат на предприятии.

Проанализируем динамику затрат по экономическим элементам ООО «Гранит» за 2011-2013 гг. (таблица 2.4).

 

 

Таблица 2.4

Динамика затрат по экономическим элементам ООО «Гранит»

за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Изменение 2013 г. к 2011 г., ±

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Материальные затраты

20525

65,00

20388

65,08

19252

64,02

-1273

-0,98

Затраты на оплату труда

7965

25,22

7945

25,36

7894

26,25

-71

+1,03

Отчисления на социальные нужды

364

1,15

350

1,12

337

1,12

-27

-0,03

Амортизация основных средств

586

1,86

599

1,91

612

2,04

+26

+0,18

Прочие затраты

2136

6,76

2046

6,53

1976

6,57

-160

-0,19

Итого

31576

100

31328

100

30071

100

-1505

-


 

Из таблицы 2.4 видно, что себестоимость в течении всего анализируемого периода снизилась на 1505 тыс. руб., в основном за счет уменьшения суммы материальных затрат (на 1273 тыс. руб.), а также за счет снижения затрат на оплату труда (на 71 тыс. руб.), отчисления на социальные нужды (на 27 тыс. руб.) и прочих затрат (на 160 тыс. руб.). Наибольшую долю в структуре затрат занимали материальные затраты (65,00, 65,08 и 64,02%, соответственно).

Проведем анализ динамики затрат по статьям (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Данные динамики затрат по статьям ООО «Гранит» 2011-2013 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Изменение 2013 г. к 2011 г., ±

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Расходы на транспортировку товаров, тыс. руб.

6757

21,40

6433

20,53

4930

16,39

-1827

-5,00

Расходы на топливо, газ и электроэнергию, тыс. руб.

2513

7,96

2395

7,64

2256

7,50

-257

-0,46

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и легкового транспорта, тыс. руб.

11255

35,64

11560

36,90

12066

40,13

+811

+4,48

Расходы на оплату труда, тыс. руб.

7965

25,22

7945

25,36

7894

26,25

-71

+1,03

Амортизация имущества, тыс. руб.

586

1,86

599

1,91

612

2,04

+26

+0,18

Налоги и сборы, тыс. руб.

364

1,15

350

1,12

337

1,12

-27

-0,03

Прочие расходы, тыс. руб.

2135

6,76

2046

6,53

1976

6,57

-159

-0,19

Итого расходов, тыс. руб.

31576

100

31328

100

30071

100

-1505

-


 

Из таблицы 2.5 видно, что общая сумма затрат в течении всего анализируемого периода снизилась на 1505 тыс. руб., в основном за счет уменьшения суммы расходов на транспортировку товаров (на 1827 тыс. руб.). Все виды расходов за анализируемый период снизились, кроме расходов на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и легкового транспорта, которые увеличились на 811 тыс. руб., и суммы амортизации (выросла на 26 тыс. руб.). Наибольшую долю в структуре затрат занимали расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и легкового транспорта (35,64, 36,90 и 40,13%, соответственно).

Проведем анализ затрат по статьям, разбив все затраты на условно-постоянные и условно-переменные (таблица 2.6).

 

 

Таблица 2.6

Данные по статьям затрат ООО «Гранит» 2011-2013 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

переменные

постоянные

переменные

постоянные

переменные

постоянные

1

2

3

4

5

6

7

Расходы на транспортировку, тыс.руб.

6757

-

6433

-

4930

-

Расходы на топливо, газ и электроэнергию, тыс.руб.

-

2513

-

2395

-

2256

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, тыс.руб.

-

11255

-

11560

-

12066

Расходы на оплату труда, тыс.руб.

5825

2140

5881

2064

5926

1968

Амортизация имущества, тыс.руб.

-

586

-

599

-

612

Налоги и сборы, тыс.руб.

261

103

236

114

216

121

Прочие расходы, тыс.руб.

1124

1012

1052

994

952

1024

Итого расходов, тыс.руб.

13967

17609

13602

17726

12024

18047

Доля в общей сумме расходов, %

44,23

55,77

43,42

56,58

39,99

60,01

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции