Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:41, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной обстановке управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей – одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 7
1.1 Сущность и виды затрат на производство 7
1.2 Себестоимость и ее структура 13
1.3 Особенности учета затрат на производство 19
1.4 Методика калькулирования себестоимости продукции 25
ГЛАВА 2. УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГРАНИТ» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Гранит» 35
2.2 Организация учета затрат по производству продукции на предприятии 41
2.3 Калькулирование себестоимости продукции на предприятии 46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ГРАНИТ» 51
3.1 Пути улучшения организации учета затрат по производству в ООО «Гранит» 51
3.2 Рекомендации по снижению себестоимости продукции 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
- открытие отдельных
При попроцессном методе применяют усреднение как способ списания затрат на готовую продукцию. Все затраты, накопленные на счете «Незавершенное производство», делят на условные единицы готовой продукции, произведенной в данном отчетном периоде.
Условные единицы продукции используют для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период. Они позволяют пересчитать не полностью завершенные изделия в условно готовые изделия.
Количество условно готовых изделий равняется сумме:
- общего количества изделий, начатых
и завершенных в пределах данно
- слагаемого, отражающего работу, которая выполнена над изделиями в незавершенном производстве на начало и конец периода.
При попроцессном методе калькулирования себестоимости предполагается, что затраты на материалы осуществляются в начале производственного процесса, а затраты на обработку (добавленные затраты) распределяются равномерно в течение всего производственного цикла. Добавленные затраты равны сумме прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Поэтому количество условных единиц продукции по материалам будет отличаться от количества условных единиц по добавленным затратам.
Формирование затрат на производство продукции в ООО «Гранит» производится на следующих счетах бухгалтерского учета:
20 «Основное производство»,
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы»,
44 «Расходы на продажу».
На каждом счете бухгалтерского учета формирование затрат в ООО «Гранит» осуществляется в разрезе отдельных статей затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, услуги, прочие затраты.
Для этого счет 20 «Основное производство» разделен на субсчета:
20-1 «Материальные затраты»,
20-2 «Затраты на оплату труда»,
20-3 «Отчисления на социальные нужды»,
20-5 «Услуги» (если речь о услугах производственного назначения),
20-6 «Прочие затраты».
По статье «Материальные затраты» отражается стоимость покупного сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, запасных частей, которые списываются на производство продукции предприятия.
По статье «Оплата труда» учитываются в организации все виды основной и дополнительной оплаты труда работников, занятых непосредственно в производстве по данному объекту учета затрат.
Статья «Отчисления на социальные нужды». По этой же статье учитывают суммы отчислений на социальное страхование, платежи в пенсионный фонд, а также отчисления на медицинское страхование от суммы оплаты труда работников занятых в основном производстве.
Статья «Услуги» выделена для отражения затрат по произведенным услугам в процессе производства продукции, сторонними организациями.
Статья «Прочие затраты» выделена для учета основных затрат, не вошедших в предыдущие статьи.
Счет 25 «Общепроизводственные расходы» включает в себя субсчета: 25-1 «Амортизация основных средств»; 25-2 «Заработная плата» (заработная плата начальников производственных подразделений); 25-3 «Отчисления на социальные нужды»; 25-4 «Энергетика и коммунальные услуги» (связанные с энергообеспечением и т.п. непосредственно цеха предприятия); 25-5 «Прочие».
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» включает в себя субсчета: 26-1 «Амортизация основных средств» (не связанных с производством); 26-2 «Заработная плата» (заработная плата непроизводственных подразделений); 26-3 «Отчисления на социальные нужды»; 26-4 «Коммунальные услуги»; 26-5 «Прочие».
Счет 44 «Расходы на продажу» разделен на субсчета: 44-1 «Упаковка», 44-2 «Транспортировка», 44-3 «Прочие».
Следует отметить, что согласно учетной политики предприятия, все затраты по счету 25 списываются на счет 20 «Основное производство» каждый месяц, а по счету 26 – на счет 90 «Продажи» в полном объеме.
Распределяются затраты на производство пропорционально объему производства различных видов продукции. При данном способе общие расходы делят на общее количество произведенных продуктов и полученную себестоимость единицы продукции по каждому виду продукции умножают на ее количество.
Косвенные расходы распределяются и списываются пропорционально прямым затратам на каждый вид продукции.
Учет отклонений от норм по сырью и материалам на предприятии не ведется.
Таким образом, немаловажную роль в успехах ООО «Гранит» играет грамотно организационный бухгалтерский учет, благодаря которому отражение всех операций производится правильно и своевременно, что позволяет своевременно реагировать на ситуацию на предприятии и принимать наиболее эффективные управленческие решения. За ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии отвечает бухгалтерия, которой возглавляет главный бухгалтер. В своей повседневной деятельности бухгалтерия руководствуется законами, указами, инструкциями, а также решениями местных органов власти и внутренними распоряжениями руководителя ООО «Гранит», при соблюдении приоритета законодательных актов. В ООО «Гранит» применяется попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции. Формирование затрат на производство продукции в ООО «Гранит» производится на следующих счетах бухгалтерского учета: 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу». На каждом счете бухгалтерского учета формирование затрат в ООО «Гранит» осуществляется в разрезе отдельных статей затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, услуги, прочие затраты.
Проведем калькулирование себестоимости продукции на предприятии ООО «Гранит». Начнем с анализа затрат на предприятии.
Проанализируем динамику затрат по экономическим элементам ООО «Гранит» за 2011-2013 гг. (таблица 2.4).
Таблица 2.4
Динамика затрат по экономическим элементам ООО «Гранит»
за 2011-2013 гг.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Изменение 2013 г. к 2011 г., ± | ||||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Материальные затраты |
20525 |
65,00 |
20388 |
65,08 |
19252 |
64,02 |
-1273 |
-0,98 |
Затраты на оплату труда |
7965 |
25,22 |
7945 |
25,36 |
7894 |
26,25 |
-71 |
+1,03 |
Отчисления на социальные нужды |
364 |
1,15 |
350 |
1,12 |
337 |
1,12 |
-27 |
-0,03 |
Амортизация основных средств |
586 |
1,86 |
599 |
1,91 |
612 |
2,04 |
+26 |
+0,18 |
Прочие затраты |
2136 |
6,76 |
2046 |
6,53 |
1976 |
6,57 |
-160 |
-0,19 |
Итого |
31576 |
100 |
31328 |
100 |
30071 |
100 |
-1505 |
- |
Из таблицы 2.4 видно, что себестоимость в течении всего анализируемого периода снизилась на 1505 тыс. руб., в основном за счет уменьшения суммы материальных затрат (на 1273 тыс. руб.), а также за счет снижения затрат на оплату труда (на 71 тыс. руб.), отчисления на социальные нужды (на 27 тыс. руб.) и прочих затрат (на 160 тыс. руб.). Наибольшую долю в структуре затрат занимали материальные затраты (65,00, 65,08 и 64,02%, соответственно).
Проведем анализ динамики затрат по статьям (таблица 2.5).
Таблица 2.5
Данные динамики затрат по статьям ООО «Гранит» 2011-2013 гг.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Изменение 2013 г. к 2011 г., ± | ||||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Расходы на транспортировку товаров, тыс. руб. |
6757 |
21,40 |
6433 |
20,53 |
4930 |
16,39 |
-1827 |
-5,00 |
Расходы на топливо, газ и электроэнергию, тыс. руб. |
2513 |
7,96 |
2395 |
7,64 |
2256 |
7,50 |
-257 |
-0,46 |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и легкового транспорта, тыс. руб. |
11255 |
35,64 |
11560 |
36,90 |
12066 |
40,13 |
+811 |
+4,48 |
Расходы на оплату труда, тыс. руб. |
7965 |
25,22 |
7945 |
25,36 |
7894 |
26,25 |
-71 |
+1,03 |
Амортизация имущества, тыс. руб. |
586 |
1,86 |
599 |
1,91 |
612 |
2,04 |
+26 |
+0,18 |
Налоги и сборы, тыс. руб. |
364 |
1,15 |
350 |
1,12 |
337 |
1,12 |
-27 |
-0,03 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
2135 |
6,76 |
2046 |
6,53 |
1976 |
6,57 |
-159 |
-0,19 |
Итого расходов, тыс. руб. |
31576 |
100 |
31328 |
100 |
30071 |
100 |
-1505 |
- |
Из таблицы 2.5 видно, что общая сумма затрат в течении всего анализируемого периода снизилась на 1505 тыс. руб., в основном за счет уменьшения суммы расходов на транспортировку товаров (на 1827 тыс. руб.). Все виды расходов за анализируемый период снизились, кроме расходов на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и легкового транспорта, которые увеличились на 811 тыс. руб., и суммы амортизации (выросла на 26 тыс. руб.). Наибольшую долю в структуре затрат занимали расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и легкового транспорта (35,64, 36,90 и 40,13%, соответственно).
Проведем анализ затрат по статьям, разбив все затраты на условно-постоянные и условно-переменные (таблица 2.6).
Таблица 2.6
Данные по статьям затрат ООО «Гранит» 2011-2013 гг.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
переменные |
постоянные |
переменные |
постоянные |
переменные |
постоянные | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Расходы на транспортировку, тыс.руб. |
6757 |
- |
6433 |
- |
4930 |
- |
Расходы на топливо, газ и электроэнергию, тыс.руб. |
- |
2513 |
- |
2395 |
- |
2256 |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, тыс.руб. |
- |
11255 |
- |
11560 |
- |
12066 |
Расходы на оплату труда, тыс.руб. |
5825 |
2140 |
5881 |
2064 |
5926 |
1968 |
Амортизация имущества, тыс.руб. |
- |
586 |
- |
599 |
- |
612 |
Налоги и сборы, тыс.руб. |
261 |
103 |
236 |
114 |
216 |
121 |
Прочие расходы, тыс.руб. |
1124 |
1012 |
1052 |
994 |
952 |
1024 |
Итого расходов, тыс.руб. |
13967 |
17609 |
13602 |
17726 |
12024 |
18047 |
Доля в общей сумме расходов, % |
44,23 |
55,77 |
43,42 |
56,58 |
39,99 |
60,01 |
Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции