Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в сфере АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:07, доклад

Краткое описание

1 цель, зад, пред-т и мет-ды дисцип-ны. в/зсвязь с др дисцип-ми. История возникновения, развития и становления калькуляционного дела. Актуа-ть дисц-ны связ с тем что в усл-х рын-й отн-й н/а четкая увязка планир-я и уч з/т орг с целью оптим-го исп-я рес-ов и форм-я прод и выявл-е резер-в сниж-я с/с прод.Уч з/т в БУ явл-ся централ-м участ-м, поскольку инф-я о з-х исп-ся как в ФУ, так и УУ.Осн цели вед-я уч затрат на пр-во: 1) форм-е достов-й инф-и о з-х и с/сти прод в БУ и БО; 2) Форм-е операт-й и достов-й инфо для управл-я персон-м п/пЗадачи БУ затрат на пр-во: 1) учет факт-х з/т на пр-во и контроль за исп-м сырья, мат-х и труд рес-в.

Вложенные файлы: 1 файл

Kopia_gotovye_shpory_po_BOPS_ot_sibaytsev.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

8) Общая схема бухгалтерского учета прямых затрат, отнесение косвенных затрат на объекты калькулирования, расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Общую схему учета затрат на производство определяет тип и характер производства, количество видов выпускаемой продукции, а также организация и технология производства, то есть состав и особенности производственных затрат.Прямые затраты на производство продукции относятся сразу на дебет счета 20 «Основное производство», а затраты вспомогательных производств на дебет счета 23 «Вспомогательные производства».Косвенные расходы учитываются в течение месяца на соответствующих собирательно-распределительных счетах по местам их осуществления: общепроизводственные - по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», общехозяйственные -по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».По окончании отчетного месяца затраты, учтенные на счетах 25, 26, относят на счета 20, 23 в соответствии с методикой, принятой на предприятии.Расходы, предварительно учтенные на собирательно-распределительных счетах, распределяют между остатками незавершенного производства и товарным выпуском продукции (работ, услуг), а после этого - между видами или группами однородной продукции (работ, услуг).Прежде чем перейти к расчету (калькулированию) себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) должны быть оценены остатки незавершенного производства. К незавершенному производству относится:-    продукция (полуфабрикаты), не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом;- незаконченные работы,непринятые заказчиками;-    готовые изделия, не принятые отделом технического контроля;-    не полностью укомплектованная продукция;- полностью законченная изготовлением продукция, но которая еще не-    прошла испытаний, предусмотренных технологией.Остатки незавершенного производства, как правило, оценивают по одному из следующих методов:-    по фактической производственной себестоимости (за минусом расходов на подготовку и освоение производства, потерь от брака, прочих производственных расходов);-    по нормативной или плановой производственной себестоимости;-    по условно-переменным расходам (зарплате и расходу материалов);-    по стоимости используемых в производстве сырья, материалов и полуфабрикатов.Собирательно-распределительные счета закрывают.Потери от брака во время производства работ, а также затраты по устранению недостатков, обнаруженных в течение периода гарантийной эксплуатации объекта, списываются с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет счета 20 «Основное производство».Затраты, связанные с освоением и подготовкой производства новых изделий и другим расходам аналогичного типа, предварительно учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем постепенно списывают на затраты производства.Расходы по видам продукции и статьям затрат учитывают на аналитических счетах к счету «Основное производство». Правильная организация аналитического учета и его своевременность имеют особо важное значение, так как являются базой информации для анализа, контроля, планирования, управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия.

9. основные  термины. Метод учета затрат. Метод кальк-я,затраты. Расх. Себест. Кальк-я ед. кальк-й пер.Метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции - это совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, которые определяют фактическую себестоимость продукции. В зависимости от особенностей организации и технологии производства в практике управленческого учета применяют несколько методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции: простой метод, позаказный метод, попередельный метод, нормативный метод. Калькуляционные единицы — это единицы, характеризующие физические свойства объекта калькуляции. Они указываются в натуральных (штуки, тонны, метры и т.д.) и условно-натуральных единицах, в единицах времени (часы, машино-часы, человеко-дни и т.д.), в единицах работы.Условно-натуральные единицы применяются при калькулировании промежуточной продукции. Из множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, который рассматривается как основной.Калькуляционный период – период, за который исчисляется себестоимость, как правило, за месяц, а например, в сфере услуг (рестораны, бары, кафе) – за день.Объект калькуляции – продукция определенной потребительной стоимости разной степени готовности. Себестоимость (cost) - денежное выражение затрат организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость – это стоимостная оценка текущих затрат, фактическая первоначальная стоимость трудовых и денежных ресурсов на производство и реализацию продукции,  денежная сумма или ее эквивалент, начисленная при производстве или уплаченная при приобретении объекта (или при учете кредиторской задолженности) РАСХОДЫ — расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала Затраты — это стоимостное  выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчётный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

 10. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования: основные отрасли применения, особ-ти метода.Попроцес. метод явл. одним из осн.методов калькулир. с/с-ти в уу, в нем объединены отечествен. простой (попроцессный) и поперед. методы. Сущность попроцессного метода заключается в учете прямых и косвенных затрат по статьям на весь выпуск продукции, а среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за тот же период.Данный метод испол-ся, когда произв-тво продукции сост. из последоват-ти непрерывных или повторяющ-ся операций или процессов, а с/с продукции опред-ся на каждой стадии произ-ва, операции или процесса. Попроцес. Калькул-ие приме-ся в тех отрасл. Промыш-ти, которые производят, как правило, однородную продукцию, такую как мука, цемент, шурупы, гайки. При   попроцессном   методе   учета   затрат   на   производство    и калькулирования себестоимости продукции  по  каждому  выделенному  процессу(стадии)  организуется  аналитический  учет  прямых  затрат,   чаще   всего оперативно в натуральном выражении. Стоимость затрат всех стадий  обработки (изготовления)  с  прибавлением  причитающейся  доли   косвенных   расходов учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции, работ  и  услуг. Объекты учета затрат совпадают с объектами калькулирования, поэтому среднюю себестоимость единицы выпущенной продукции, выполненных работ  и  оказанных услуг определяют путем деления стоимости  всех  произведенных  за  отчетный период (месяц) затрат в целом и по  каждой  статье  на  количество,  объемы изготовленного продукта.Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Подробной детализации затрат по каждой единице продукции не требуется. Для каждого процесса устанавливаются контрольные счета и определяются прямые и накладные расходы. В связи с этим средняя себестоимость продукции (работы, услуги) определяется делением суммы всех издержек производства за месяц (в целом по итогу и по каждой статье) на количество готовой продукции за этот же периодНакладные расходы при попроцессной системе представляют собой те же статьи, требующие распределения на объекты калькулирования, что и при позаказной системе: непрямая заработная плата, электроэнергия и водоснабжение, расходы на ремонт и т.д. Поскольку в данном случае в качестве объекта мы имеем дело с подразделениями. В большинстве случаев распределение накладных расходов является достаточно точной процедурой, поскольку центры или цехи могут использовать такие базы распределения, как заработная плата основных производственных рабочих, трудо - часы или машино - часы. Некоторые сложности распределения, присущие позаказной системе, возникают, конечно, на предприятиях, выпускающих множество видов продукции

11. Позаказный метод учета затрат и калькулирования: основные отрасли применения, особ-сти метода.Сущность позаказно. метода заключ.  в   след.   Все   прямые основные издержки прои-ва учит-ся в разрезе установл. статей калькул-ого листа по отдел. Производ-ым заказам, выдаваемым на заранее опред-ое кол-во изделий (продукции) данного вида. Остал. издержки произ-тва учит-ся по местам возник-ия, по назначению, по статьям и вкл. в с/с отдельных заказов в соот-ии с установл. базой распред.Объект калькулирования – отдельный производственный заказ, открываемый заранее на определенное количество продукции, на конкретную работу (услугу). Каждому заказу присваивается номер, который указывается на всех документах по затратам, относящимся к данному заказу (лимитно-заборные карты и требования на материалы, маршрутные листы и пр.).Фактическая себестоимость продукции, изготавливаемой по заказу, определяется после его выполнения.Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня его открытия до дня выполнения и закрытия. Окончание работ по заказам должно быть зафиксировано в накладной или акте на сдачу выполненных работ, готовых изделий. До выполн. заказа все относящ. к нему производ-ые расходы считаются незаверш. Произ-ом.Сферой применения позаказн. метода явл.также мелкосер Расходы на изготов.отдел. видов продукции в течение всего года собир-ся на отд. заказах, а с/с-ть выпущенных за месяц изделий опред-ся путем деления суммы издержек произв-ва за вычетом ст-ти остатков незаверш. Произв-ва на кол-во выпущен. Ед. продукции.Аналитический учет организуется по каждому заказу, т.е. количество аналитических счетов к счету 20 должно соответствовать количеству заказов, размещенных в данный момент на предприятии. Регистром для организации аналитического учета являются карточки заказов. Прямые затраты материалов в соответствии с полученными первичными документами списываются на соответствующие заказы и показываются по дебету счета 20 «Основное производство». Прямая заработная плата также прямо относится на  соответствующие заказы. База для распределения косвенных расходов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из специфических особенностей его деятельности, характера выполняемых заказов, их размера, количества и т.д., записывается в учетной политике предприятия и является таковой в течение всего финансового года.Впромышленном производстве общепринятыми показателями для распределения косвенных расходов являются отработанные станко-часы, машино-дни, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих.

12. Попередельнный метод учета затрат и калькулирования: основ-е отрасли применения, особ-ти метода.Попер-й метод-исп-ся в отрасл промышл-ти, серийн и поточн пр-вом, когда одинак изд-лия проходят в опред послед-ти через все этапы, наз-мые перед-ми .Прямые з-ты отраж-ся в уче-те не по ви-дам прод-ции, а по переделам (часть тех-нол. процесса, заканч-ся получ-ем гот. п/ф, к-рый м.б. передан в след передел или реал-н на сторону), даже ес-ли в 1-м переде-ле пол-ют разл. виды прод-ции. Объект учета-передел, объект каль-ния-ед-ца прод-ции. Сущ-ет в 2-х вар-х: бесп/ф вар-т учета, п/ф вар-т учета.Попер-ный метод учета затрат может строиться по принципу бесполуфабрикатного или полуфабрикатного варианта учета. При этом выбор в пользу одного из них п/п делает самост-но в завис-ти от того, следует ли выявлять себес-ть собственных полуфаб-тов либо в этом нет необход-ти. Бесполуфабрикат.вариант учета затрат на произ-во, как правило, используют предприятия, не практикую-щие реализацию на сторону полуфабр-тов собств. Произв-ва (т.е. изделий, не прошедших всех стадий обработ-ки, предусмотренных технологическим процессомП/п , реализующие полуфабрикаты собств. Произв-ва сторонним орган-ям, как правило, для учета затрат на произв-во применяют полуфабрик.вариант учета. Данный вариант учета предполагает использова-ние сч. 21 "Полуфабрикаты собств. производства". По Д 21 (Д 21, К 20) отражаются расходы предыдущего передела, связанные с изготовлением полуфабрикатов. В дальнейшем, если указанные изделия предназначаются для продажи, сумма, учтенная по Д 21, списывается на сч. 43 "Реализация продукции (работ, услуг)" (Д 46, К 21). Если полуфабри-каты не предназначены для продажи и передаются в следующий передел, то бух. записи, отражающие данную хоз. операцию, выглядят следующим образом: Д 20, К- 21. Сумма, списываемая со сч. 20 в Д 21, характеризует себес-ть полуфабриката, поступающего в следующий передел, а сумма, учтенная по Д 20  с  К 21, - себес-ть полуфабриката, поступившего из предыдущего передела.Учет прямых затрат ведется по каждому переделу, причем стоимость исходного сырья и материалов учитывается в затратах только первого передела. Себестоимость готовой продукции определяется суммирование затрат всех переделов. Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам.

13.  Понятие бюд-я, цели и задачиБюдж-я- это процесс разработки плановых бюджетов, объединяющий планов руководство с производственними и маркет-ми планами. Цель бюдж-я это обеспечение произ-го процесса необход-ми ден-ми ресурсами по всем структурным подраздел-м и в целом по орган. Задачи бюдж-я: 1. Грамотное опред-е объектов, 2. Расчет необх-го объема денежных ресурсов для обеспечения финансов.устой. и платежосп.ликвид Орг., 3. Разработка, планов, и систему бюдж-в., 4.расчет соответств-х показателей., 5. Расчет величины внеш-х и внутр-х источ-в финан-я и выявл-е резервов, 6. Прогноз-е дох-в и расх-в на предстоящ.период.бюд-е яв-ся состав-й частью план-я к задачам бюд-я отн-ся: 1информ-е обесп-е пр-ва и продаж необх-ми компонен-ми; 2 недопущение движ-я акт и пас вне рамок запланор-х целей и задач; 3 недопущ-я излишних расх-в; 4 мотивация пер-ла; 5 контроля и корд-я по выпол-я плана.бюджет- колич-е выраж-е плана в натур-х и ден-х измер-хКач-во бюдж-я  опред-ся стру-й Б, составом Б-х статей, согласов-ью б м/у собой, наличием реглам-ов, опред-х ф-й Б и менеджеров.Б д.б. ясным и подробным д.б. индивид-я ответст-ть за получ-й рез-т. показ-ли Б д.б. реальными.

14 Понятие бюджета. Классификация бюджетовБюджет –это инфо. о план-ых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязат-ах. Бюджет- опер-й фин-й план краткосрочного периода разработываемый до одного года  и отражение расх-ды поступивш-х ден-х средств в процессе осуществ-я конкретных видов деят, он испол-тся для планир-ия, учета, контроля и оценки эффект-ти деят-сти орган-ии. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подраз-ия каждого центра отве-сти и всего п/п в целом. Цифры в бюджетах не должны быть слишком жесткими, они должны быль реалист-ми, достиж-ми, по возмож-ти, докум-ьно обосн-ми. Бюджет должен иметь способн.ь к изм-ям, приспос-сть к неожиданно возник-им обстоят-вам. По степени обобщения подр-ют: 1)Гл. бюджет – скоординир-ый по всем подразд-ям план работы п/п в целом. Он включает операц. бюджет (часть гл. бюджета, детализ-щая через частн. бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков) и финансовый бюджет (прогнозирует денежные потоки организации, обычно он оформ-ся в виде прогноза движ. Ден. Ср-тв на планир. период времени). 2)Частные бюджеты (бюджет продаж; закупок; производ-ый; затрат труда). Оператив.бюджет. Этот бюджет также наз.текущим, период-им бюджетом. Он показ-ет планир. операции на предстоящ.год для сегмента или отд. функции орган-ии. В процессе его подготовки прогнозир.объемы продаж и произ-ва трансфор-ся в количеств.е оценки доходов и расходов для каждого из дейст-х подразд-й орган-ии.

 

15. бюджетный  цикли его этапы. Бюджетный цикл- это совокупность действий и мероприятий по формированию бюджета компаний. Подразделяется на 2 этапа: 1. Подготов-я меропр-я  в процессе бюдж-я непосредственно сам процесс бюдж-я. Подготов-й этап вкл.в себя след.: - влияние стратег-х ориентиров.предприятий. – анализ внешне экон.среды,- влияние стратег-х ориентиров направ-е развития. – формирование внутренних нормативов. Для стратег-х целей существ-т след.критерии: конкретность, измеримость, достижимость, сопостовимость конкретным урокам достижения. 2 этап б-го цикла закл-ся форме прогнозов внешней среды для опред-я факт-в влияю-й на разв-ю и дальнейший рост.вкл.факторы: - прогноз уровня инфляции, прогноз ставки рефинансир-я, , прогноз валютных ставок, законодательные факторы, факторы конкурентов, политические факторы, и рыночные факт. Т.о, после этапа подготовки начинается процесс б-я т.е в соот-ии постав-ми целями и задачами производится консолидация д-х. данные вносится состав и остаток ден-й налич=ти на прогнозный период.

16. принципы  б-я и основные требования к бюджетам. Бюджетная политика организации.1. Единство б-й сист. (единство нормат-й базы, бюдж-й документации, методич-е формир-я и исполь-е средств итд). 2. Существование границ дох и расх между уровнями бюджетной сист. 3. Самостоятельность бюджета: ( право органов управление самостоят-е осущес-е бюдж.процесса, право органов упр-я самост-но осуществить расх-в, недпущение исп-е дох-в допол-но, недопустимость расходов средств др бюдетов.) 3. Всестроннее отражение дох-в и расх-в б-в. 4. Сбалансированность б-та.  5. Бездефецитность б-та. 6. Эф-ть и эк-ть расх-я б-х средств. 7. Достав-ть б-та. Бюдж-я пол-ка оформл-ся с целью выработки и закреп-я принципов форм-я бюжет-х статей, мет-в и их оценок. В бюдж-й пол-ки н/о отра-ть: мет-ы оценки и прин-пы формир-я план-й с/сти прод-ии, мет-ы оц-ки и отр-я им-ва, мет отр-я ДЗ и КЗ, принципы отр-я выр-ки от продаж. Разраб-ка реглам-го бюджета вкл-т опред-е временного периода бюдж-я, процессы планир-я и бюдж-я, форматы бюдж-в

 

17. Орг-я бюд-я орг-я бюдж-я вкл-т в себя след осн гр:1 проект-е и утвер-е. финн стр-ры орг-ии ( необх-мо для того, чтобы делегир-ть полномочия части состав-я конкр-х б-в менедж-м орган-х звеньев с-мы управ-я п/п)2 разраб-ка стр-ры ген Борг-и (осущ-ся с целью закреп-я статей за б-ми и опред-ся полномоч-я по их сост-ю за ответс-ми менед-ми. Данный вид раб-т вкл-т в себя след-е: 1 опред-е бюд статей 2 налож-ю видо Б и Бюд статей на организ-е звенья стр-ры упарв-я п/п)3 утвер-е бюд-ц полит-ки (или раздела Учет  управ-й Полит) (Б полностью форм-ся с целью выработки и закреп-я принципов форм-я показ-й Бюд статей. Методов их оценки, закреп-я реглам-в бюд-я. В бюд политике целесообразно отражать:1 методы оценки и принципы форм-я план сбст 2 мет оцен и отраж им-ва 3 мет отраж-я ДЗ И КЗ 4 принципы планир-я выручки от продаж 5 состав Б 6 порядок сост-я Б 7 порядок защиты Б статей 8 порядок сокр-я (доп-я) Б статей 9 Порядок корд-и в испол-и Б.4 разраб-ка реглам-в бюд-яПроцедур-е регламенты бюд-я должны вкл-ть:- опред-е перида Б;- процед планир-я и бюд-я- форматы бюд-я- программы дейст-я

 

18. анализ использования бюджета.Для сравнения фактических затрат запланированным исп-ся гибкий б-т. Показывая отдельно постоянные и перем-е затраты он способствует подстроки б-та необ-ми на данный момент уровня деловой активности.  Гибкий б-т = Перем-е расх на ед * на кол-во приз-х ед + бюдж пост затраты.Выявление отклонений (разница между плановым и факт. Помогает выявить области эф-ти или неэф-ти деят. В целомили отд-х областей.) Перерасход – это превышение фактического расх над запланиров-м. м.б. относит. И абсол. Перерасходы.  Абсол. Перерасх- харак-т – увелич-е факт-го расх сравнительно с установл-й нормой независимо от планового задание по производству. Относит-й переасх – учитывает параметры  вып-е плана. Т.о гибкий б-т помогает оценить тот или иной деят в разрезе факт - планов и позв-т контрол-ть затрат а так же проблемные зоны.

Информация о работе Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в сфере АПК